На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

Резолюция III Съезда депутатов Красноярского края

26 мая 2004 года


За период, прошедший со времени проведения II Съезда депутатов Красноярского края, произошли заметные изменения в политической сфере, сформировавшие новую социально-политическую ситуацию, обусловившую возможность развития конструктивного взаимодействия между ветвями власти, что позволяет более адекватно реагировать на процессы реформирования экономики и социальной политики в России, укреплять взаимодействие с федеральным центром, позитивно развивать отношения между краем и входящими в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами.

Краевая законодательная и исполнительная власть смогли на принципиальной основе во многом перестроить свою работу, в частности преодолеть острые противоречия в области кадровой политики, управления собственностью, расходования бюджетных средств и по многим другим вопросам.

Есть определенные сдвиги в экономической сфере. По многим основным показателям экономического развития край удерживает лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе. Имеет место небольшой, но устойчивый рост валового регионального продукта в основном за счет цветной металлургии, машиностроения, энергетики.

Последовательно возрастают размеры консолидированного бюджета края. За годы, прошедшие с момента II Съезда депутатов Красноярского края, бюджет вырос практически в 1,5 раза. Это позволило в свою очередь стабилизировать в основном положение с заработной платой, социальными выплатами, ввести в действие ряд объектов социального назначения, заключить соглашения с крупными финансово-промышленными группами, что дало возможность несколько ослабить социальную напряженность, создать предпосылки для расширения участия этих структур в решении социальных задач региона.

По уровню средней заработной платы и денежным доходам в расчете на душу населения Красноярский край удерживает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации и регионов Сибирского федерального округа. Отсутствует задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы, которая еще два года назад достигала 1 млрд. рублей. В структуре потребления отмечается положительная тенденция роста удельного веса непродовольственных товаров, что, как и рост сбережений в банковских вкладах и ценных бумагах в 2,2 раза, характеризует повышение уровня жизни населения.

Вместе с тем в социально-экономическом развитии края еще не преодолены негативные явления, порожденные общероссийскими проблемами переходного периода, а также просчетами руководства края и органов местного самоуправления. Качество жизни большей части населения остается низким и отстает от уровня экономического развития. Темпы роста реальных доходов населения уступают темпам роста валового регионального продукта. В 2003 году существенное влияние на уровень жизни оказало увеличение оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Рост потребительских цен в целом и особенно в области платных услуг населению значительно выше, чем в других территориях Сибирского федерального округа.

Потребление основных продуктов питания не только существенно ниже международных стандартов ООН, но и не имеет какой-либо заметной тенденции к повышению.

В крае начата реформа ЖКХ. Принят Закон края «Об основных принципах социальной защиты населения края в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства», обеспечивший защиту малоимущих граждан от роста цен на коммунальные услуги и жилье. В текущем году субсидии на оплату услуг ЖКХ получит треть семей, проживающих в крае. Однако качество услуг, предоставляемых предприятиями отрасли, остается низким. Выросшие более чем в три раза платежи населения не обеспечены соответствующим ростом доходов населения. Муниципальным образованиям края необходимо продолжить работу по приведению существующих тарифов на услуги ЖКХ в соответствие с реальными экономическими затратами.

При общей направленности реформ, происходящих в социальной сфере, на повышение качества предоставляемых социальных услуг, сохранение и увеличение объема финансирования отраслей социальной сферы доступность услуг в области здравоохранения значительно дифференцирована по уровню доходов граждан. В связи со сложившейся демографической ситуацией происходит сокращение сети общеобразовательных учреждений.

Все это является следствием недостатков в проектировании социальной политики. Так, при росте краевого бюджета в 2004 году почти на 40 процентов расходы на здравоохранение, например, с учетом инфляции по всем статьям, кроме зарплаты, остались на уровне прошлого года. Аналогичное положение и в других областях социальной сферы.

Увеличено по сравнению с 2003 годом финансирование Закона края «О ветеранах Красноярского края», тем не менее указанный Закон не финансируется в полном объеме.

И исполнительная, и законодательная власть не проявляют необходимой организованности и целеустремленности в использовании для удовлетворения интересов населения уникального хозяйственного потенциала края.

Не реализуются в должной мере имеющиеся возможности по участию края в федеральных программах повышения эффективности использования природных ресурсов, поддержки села, развития коммуникаций.

До настоящего времени из системы управления природопользованием и охраны окружающей среды практически исключены муниципальные образования.

В Основных направлениях социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года отсутствуют или недостаточно обозначены такие социальные приоритеты государственной политики, как рост заработной платы, в том числе и в бюджетной сфере, уровень потребительских расходов населения, прожиточный минимум и уровень бедности, продолжительность жизни и ряд других.

В формировании программы социально-экономического развития существенно отставание в разработке конкретных программных мероприятий, в результате чего нет заметных сдвигов в отраслях, имеющих реальные возможности быстрого восстановления лесной промышленности, птицеводства и др.

В течение 2003 года подписаны соглашения с РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги», ОАО ГМК «Норильский никель», ОАО «Русский Алюминий», ООО «ЕвразХолдинг», ОАО «СУЭК» и другими финансово-промышленными группами. В 2004 году ожидается увеличение на треть платежей этих предприятий в консолидированный бюджет края. Вместе с тем реализация указанных соглашений не обеспечена правовыми санкциями.

Несмотря на выработку некоторых новых подходов, продолжает оставаться бесперспективным положение подавляющего большинства сельхозпроизводителей, что приводит к дальнейшему обнищанию сельского населения, сокращению населенных пунктов, потере хозяйственно освоенных ранее территорий.

Взаимодействие исполнительной и законодательной власти далеко от совершенства. Несмотря на значительное число принятых законов, законодательная база края отстает от требований жизни в целом ряде ключевых сфер экономических отношений: развитии реальных условий местного самоуправления, развитии малого предпринимательства, использовании природных ресурсов.

В 2004-2006 годах для органов государственной власти и местного самоуправления важнейшей задачей по качественному совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием территории становится реализация федеральной реформы местного самоуправления.

Делегаты Съезда считают необходимым:

1. Подтвердить Резолюцию II Съезда депутатов Красноярского края в части того, что главной задачей органов государственной власти края является повышение благосостояния его жителей, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.

2. Ускорить разработку Программы социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года как основополагающего документа, позволяющего обеспечить качественное решение поставленной задачи и перевод государственного и муниципального управления на твердую правовую основу.

3. При разработке Программы учесть высказанные на Съезде замечания, предложения и предусмотреть:
— согласование целей и задач Основных направлений социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года со сценарными условиями развития Российской Федерации на период до 2007 года, рассмотренными на заседании Правительства Российской Федерации 25 марта 2004 года;
— определение и раскрытие экономических механизмов в комплексе мероприятий по реализации Основных направлений социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года, поскольку их отсутствие в имеющихся документах делает весь комплекс мероприятий декларативным, что затрудняет оценку их реалистичности;
— усиление позиции по защите интересов населения края за счет проектирования соответствующих показателей в сфере реальных доходов населения и заработной платы, прожиточного минимума и уровня бедности, продолжительности жизни и др.;
— разработку специальных подпрограмм развития занятости населения, учитывающих предполагаемые масштабные сокращения работающих за счет внедрения на крупных предприятиях новых технологий, повышения производительности труда, ликвидации непрофильных активов;
— выделение в отдельный раздел вопросов, связанных с развитием местного самоуправления и прежде всего с раскрытием и обоснованием подходов к обеспечению экономической основы местного самоуправления.

4. Обеспечить создание благоприятных условий для повышения инвестиционного рейтинга Красноярского края и привлечения масштабных инвестиций в сферах возможно быстрого роста ВРП и ускоренного развития налогооблагаемой базы. Поддержать проведение инвестиционного форума в г. Красноярске в апреле 2004 года.

5. Существенно увеличить инвестиции в развитие промышленности и сельскохозяйственных предприятий в депрессивных районах, сделав эти процессы приоритетными в бюджетной политике края.

6. Усилить работу по удержанию под контролем государственной власти края и органов местного самоуправления предприятий промышленности и аграрного сектора, имеющих существенное значение для экономики края и обеспечения социальных гарантий населению. Принять необходимые меры по удержанию в собственности на территории края Красноярского цементного завода, предприятия «Красноярскнефтепродукт», предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и других значимых объектов.

7. Совету администрации края, Законодательному Собранию края принять меры к обеспечению участия края в реформировании системы энергетики, усиливая возможности влияния на использование энергоресурсов в интересах населения и хозяйственной деятельности на территории края; обеспечить разработку и принятие концепции эффективного и экологически безопасного природопользования на территории края.

8. При реализации федеральной реформы местного самоуправления в Красноярском крае:
— подготовить с учетом предложений органов местного самоуправления план поэтапного осуществления переходных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— предусмотреть в краевом бюджете средства на проведение мероприятий по описанию границ муниципальных образований и на другие расходы, связанные с исполнением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обратиться к федеральным органам государственной власти с предложением о компенсации расходов консолидированного бюджета края, связанных с введением в действие данного Федерального закона;
— при установлении границ муниципальных образований, прежде всего поселений, исходить из приоритета интересов населения муниципального образования, гарантированного и равного предоставления муниципальных услуг на всей территории муниципального образования, необходимости обеспечения доступности органов местного самоуправления для населения. При определении границ городских округов и муниципальных районов учитывать транспортную и социальную инфраструктуру, а также перспективы развития территориальных хозяйственных комплексов;
— организовать широкую информационно-просветительскую работу среди населения края по разъяснению основных положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», компетенции органов публичной власти всех уровней, в том числе вопросов местного значения муниципальных образований всех видов;
— в возможно короткие сроки привести правовые акты края всех отраслей законодательства в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— поддержать обращение Норильского городского Совета по сохранению существующей модели организации местного самоуправления: единые муниципальные образования «город Норильск», «Северо-Енисейский район» — и направить в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обращение делегатов III Съезда депутатов края. В связи с этим поручить постоянной комиссии Законодательного Собрания края по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества (Клешко А. М.) и экспертно-правовому управлению Законодательного Собрания края (Елизарьева Л. П.) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

9. Поручить президиуму Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края на основе обобщения материалов данного Съезда и предложений депутатов всех уровней подготовить предложения для включения в долгосрочную Программу и передать администрации края до 30 апреля 2004 года.

10. Предложить администрации края к 1 июня 2004 года представить Программу социально-экономического развития Красноярского края на 2004-2010 годы в соответствии со статьей 29 Устава Красноярского края на утверждение в Законодательное Собрание края.

11. Предложить Законодательному Собранию края рассмотреть Программу социально-экономического развития Красноярского края на 2004-2010 годы не позднее июня 2004 года.

12. Рекомендовать органам местного самоуправления согласовать пятилетние планы социально-экономического развития каждого города и района с Программой социально-экономического развития Красноярского края и утвердить их представительными органами местного самоуправления.

13. Предложить Совету администрации края и Законодательному Собранию края сосредоточить свои усилия на следующих направлениях:

в области экономической политики и управления собственностью:
— усилить влияние государственной власти края на повышение эффективности использования краевой государственной и муниципальной собственности. Оказывать требуемую методическую помощь комитетам по управлению имуществом муниципальных образований, а в необходимых случаях на согласованной основе обеспечивать защиту интересов органов местного самоуправления;
— поддержать организацию работы по формированию региональных программ межрайонной кооперации на примере южной группы районов с участием ведущих ученых и специалистов края в области региональной экономики. Распространить этот опыт на другие территории;
— поддержать разработки и предложения представителей органов местного самоуправления по формированию экономического потенциала района за счет содействия созданию новых хозяйствующих субъектов и передачи объектов краевой собственности на муниципальный уровень. Предложить Главному управлению развития экономики и промышленности, комитету по управлению государственным имуществом определиться с объемом инвестиционных вложений на эти цели и перечнем объектов краевой собственности, подлежащих передаче органам местного самоуправления;
— поддержать развитие и создание хозяйственных структур, ориентированных на реализацию программы поддержки сельского подворья. Предложить управлению агропромышленного комплекса ускорить представление указанной программы и отработать экспериментально механизм административной и финансовой поддержки;
— одобрить опыт Курагинского района по централизации на договорной основе управления имуществом поселенческих муниципальных образований в комитете по управлению имуществом муниципального района;
— ускорить законодательное решение вопросов о разграничении федеральной, краевой и муниципальной собственности на землю. Предусмотреть необходимое юридическое сопровождение по защите интересов органов местного самоуправления поселенческого уровня;
— ускорить разработку муниципальных программ по развитию земельно-имущественных отношений на территории муниципальных образований. Органам государственной власти оказать необходимое содействие в проведении этой работы органам местного самоуправления, в том числе и в форме финансовой поддержки (целевых субвенций);
— предложить Губернатору края Хлопонину А. Г. поставить в Правительстве Российской Федерации вопрос о передаче части трассы Абакан-Кызыл, проходящей по территории края, в ведение Красноярского края;

в области межбюджетных отношений:
— разработать совместно с органами государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов план совместных действий по решению вопросов с органами государственной власти Российской Федерации в части изменения методики расчета дотаций из федерального фонда финансовой поддержки автономным округам, входящим в состав других субъектов РФ;
— разработать и принять нормативные правовые акты, не ущемляющие интересы населения сложноподчиненных субъектов РФ, не снижающие жизненный уровень населения, проживающего на территориях этих субъектов;
— проанализировать исполнение Закона края «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае» в 2004 году и возникшие проблемные вопросы на территориях. Результаты анализа учесть при формировании бюджета края на
2005 год;
— систематически осуществлять мониторинг федерального законодательства и законодательных инициатив в части предполагаемых изменений, затрагивающих интересы субъектов РФ, оперативно принимать решения по изменению нормативно-правовой базы и законодательных инициатив в интересах края;

в области агропромышленного комплекса:
— закончить работу по формированию механизма регулирования земельных отношений на территории края, обеспечивающего эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения;
— разработать механизм предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, основной принцип которого — устранение диспаритета цен. Основным критерием предоставления государственной поддержки является условие, что себестоимость производства продукции не превышает уровня нормативной себестоимости при сохранении площади обрабатываемой пашни, поголовья скота и птицы, достижении заданной продуктивности;
— разработать новый механизм обеспечения сельских товаропроизводителей техникой, минеральными удобрениями и другими ресурсами по приемлемым ценам, а также развития сети технического оснащения машинно-технологических станций для проведения полного цикла полевых работ; перепрофилировать сельскохозяйственные предприятия, изменить их специализацию;
— создать агропромышленные вертикально-интегрированные формирования холдингового типа на базе предприятий, имеющих устойчивое финансово-экономическое состояние, интеграцию с перерабатывающей промышленностью, кооперативную организацию сельского хозяйства;
— создать систему сбытовой кооперации для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
— продолжить работу по повышению кадрового потенциала АПК, что предусматривает создание системы непрерывного сельскохозяйственного образования, подготовку и переподготовку кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, создание условий для снижения текучести и закрепления квалифицированных кадров на селе;
— завершить в 2004 году разработку краевой целевой программы «Социальное развитие села Красноярского края», предусматривающей жилищное строительство в сельской местности, реконструкцию и техническое перевооружение систем энергоснабжения села, водотеплоснабжение сельских населенных пунктов, развитие сети автомобильных дорог в сельской местности;
— оказывать государственную поддержку на конкурсной основе проектам создания предприятий несельскохозяйственного бизнеса на сельских территориях, в том числе по организации сбора и переработки дикорастущих недревесных продуктов леса (дикоросов);
— обеспечить осуществление организационных мер по государственной поддержке личных подсобных хозяйств органами государственной власти и местного самоуправления, развитие садоводческих объединений с определением для них государственной поддержки;

в области промышленной и инвестиционной политики:
— разработать и принять закон края о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае и осуществить необходимую организационную подготовку к вступлению закона в силу с 1 января 2005 года;
— разработать и принять в 2004 году закон края об ипотечном кредитовании;
— для реализации Концепции социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года разработать методы стимулирования отраслей, выбранных в качестве приоритетных;
— при подготовке бюджета на 2005 год предусмотреть возможность передачи полномочий и финансовых средств органам местного самоуправления в виде субсидий для совместного финансирования программ развития малого бизнеса в муниципальных образованиях, обратив особое внимание на проекты по переработке сельскохозяйственной продукции, развитию сферы услуг на селе, используя опыт и возможности обществ потребительской кооперации, а также на проекты, направленные на создание новых видов продукции сельского хозяйства и повышение качества товаров (услуг) местных производителей;
— ускорить подготовку и принятие комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае на 2004-2007 годы, включив в нее предприятия по сбору и переработке дикоросов и предприятия потребительской кооперации;

в области природопользования и охраны окружающей среды:
— обеспечить разработку, обсуждение и принятие концепции эффективного социально-экономического и экологически безопасного природопользования на территории Красноярского края;
— сформировать эффективную систему управления природными ресурсами на краевом и муниципальном уровнях;
— решить в Правительстве Российской Федерации вопрос о создании Ангаро-Енисейской зоны высоких технологий природопользования с целью обеспечения ускоренного социально-экономического развития Приангарья и Красноярского края;
— разработать нормативный акт о разграничении полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды между органами исполнительной власти края и местного самоуправления;

в области образования:
— обеспечить равенство доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения Красноярского края;
— реализовать краевой (национально-региональный компонент) образовательный стандарт общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования;
— создать условия для формирования эффективных экономических отношений в образовании с учетом интересов и потребностей государства, общества и личности в их диалектическом взаимодействии;
— развивать демократические начала в образовании через участие общества в управлении. Повысить социальный статус человека, занимающегося умственным трудом, воспитанием и образованием подрастающего поколения красноярцев;
— разработать стратегию инновационного развития края;
— реорганизовать структуру профессионального образования в соответствии с требованиями современного рынка труда;

в области защиты прав детей:
— определить в крае единую социальную политику в отношении семьи и прав детей, обратить особое внимание на систему работы органов опеки и попечительства;
— принять меры по приоритетному финансированию законов и целевых программ, принятых в интересах семьи и детей;
— рассмотреть вопрос о наделении органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с существующим законодательством;
— создать систему социальной адаптации для выпускников школ-интернатов, реабилитационных учреждений несовершеннолетних для освобожденных из воспитательных колоний, обеспечивающую условия для их жизнеустройства и получения образования (квотирование рабочих мест, а также мест в средних специальных и высших учебных заведениях, обеспечение жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, патронажная помощь специалистов);

в области культуры и спорта:
— компенсировать затраты муниципалитетов на подготовку спортсменов — членов сборных команд края, выступающих на официальных соревнованиях Сибирского федерального округа и России. Аналогичную практику распространить и на образовательные учреждения, делегировавшие в состав сборной команды края своих спортсменов, участвующих в финальных стартах Спартакиады учащихся России;
— подготовить концепцию развития культуры, физической культуры и спорта в крае;
— принять в необходимом объеме меры государственной поддержки культуры в крае, обеспечивающие равный доступ населения к культурным ценностям и культурным благам;
— подготовить программу строительства и реконструкции культурных и спортивных сооружений в Красноярском крае до 2010 года;
— предусмотреть финансирование Закона края «О социальных гарантиях для специалистов государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры, спорта и по делам молодежи» в полном объеме с 1 января 2005 года;

в области социальной защиты населения:
— образовать краевое государственное учреждение «Центр социальных выплат» для централизации информационных и финансовых ресурсов, направленных на усиление адресной социальной помощи населению;
— разработать и принять региональные программы социальной защиты ветеранов, предусматривающие проведение мероприятий по подготовке празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне;
— при формировании краевого бюджета предусмотреть финансирование расходов на предоставление жилых помещений инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих;
— разработать и принять законопроект о льготах по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, в целях их социальной поддержки;
— рекомендовать при формировании бюджетов муниципальных образований предусматривать возможность финансирования городских, районных советов ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;

в области защиты прав граждан:
— принять меры по повышению действенности системы социального партнерства на краевом и местных уровнях;
— обеспечить через социальные соглашения соблюдение трудового законодательства, особенно в сфере заключения трудовых договоров, оплаты и охраны труда, занятости населения;
— вносить в первоочередном порядке в течение года корректировки в краевые целевые программы, предусматривающие социальные гарантии гражданам, финансирование которых было частично или полностью приостановлено;
— усилить меры по предупреждению и пресечению террористических и экстремистских актов на объектах и территориях проведения мероприятий с массовым участием граждан;
— изыскать возможность в целях усиления антитеррористической защищенности объектов социально-культурного назначения, транспорта и жизнеобеспечения края финансирования из краевого бюджета закупки и установки средств видеонаблюдения.

14. Рекомендовать органам местного самоуправления в крае:

в области бюджетной и налоговой политики:
— предусмотреть в муниципальных программах принятие нормативных актов органов местного самоуправления, касающихся поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования за счет собственных средств, совершенствование налогового законодательства;
— предусмотреть экономически обоснованную дифференциацию ставок земельного налога;
— провести подготовительную работу и проработать вопросы по переходу на новый уровень межбюджетных отношений с 1 января 2005 года в связи с изменением федерального и краевого законодательства;
— разработать мероприятия по повышению эффективности работы по наращиванию доходной базы местных бюджетов, стабилизации экономического положения на территории и созданию условий для эффективной работы предприятий всех форм собственности;

в области строительного комплекса:
— разработать нормативные правовые акты, касающиеся ведения градостроительной деятельности на территории муниципального образования и мониторинга объектов градостроительной деятельности, порядка организации процедур предоставления земельных участков и выдачи разрешений на строительство на территории муниципального образования;

в области агропромышленного комплекса:
разработать нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области регулирования ведения гражданами личного подсобного хозяйства (ЛПХ), предусматривающие меры по обеспечению ЛПХ земельными участками, обеспечение доступа ЛПХ к рынкам материально-технических ресурсов, формирование механизмов финансового обеспечения ЛПХ, информационно-консультационное обслуживание и повышение квалификации владельцев ЛПХ. Утвердить муниципальные программы, предусматривающие софинансирование реализации мероприятий краевых целевых программ в области АПК;

в области развития малого предпринимательства:
— разработать меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на местном уровне и меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения;
— предусмотреть установление льгот по арендной плате за пользование объектами муниципального имущества и арендной плате за землю, а также меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств, по передаче субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов на льготных условиях, содействие упрощению процедур государственной регистрации, кредитования, выдачи разрешений, лицензий и других документов для субъектов малого предпринимательства;
— при передаче муниципального имущества в аренду заключать договоры на длительные сроки, что будет способствовать развитию малого бизнеса и обеспечивать улучшение качества содержания муниципальной собственности;

в области поддержки инвестиционной деятельности:
— обратить внимание на необходимость содействия обоснованному представлению предприятиями проектов в инвестиционный совет для рассмотрения вопроса о государственной поддержке;

в области соблюдения законности и защиты прав граждан:
— принять меры, способствующие повышению качества издаваемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов;
— рассмотреть вопрос о создании регистра нормативных правовых актов соответствующего муниципального образования;
— принять практические меры по устранению нарушений законодательства о работе с обращениями граждан и организации их личного приема, организации общественных приемных в населенных пунктах и других форм общения и изучения мнения населения, практиковать регулярные отчеты должностных лиц администраций об исполнении законодательства, касающегося работы с заявлениями и жалобами граждан;
— принять антинаркотические программы, предусматривающие меры по формированию у населения принципов здорового образа жизни и негативного отношения к употреблению наркотических средств, по изготовлению и размещению практических пособий, наглядной агитации, буклетов антинаркотической направленности;
— усилить внимание к работе комиссий по рассмотрению вопросов, связанных с реабилитацией жертв политических репрессий на территории края;
— создать систему общественного контроля за исполнением законов, направленных на защиту детей от преступных посягательств через развитие сети общественных приемных, попечительских советов и других общественных организаций;
— рассмотреть вопросы о поддержке и развитии органов территориального общественного самоуправления (ТОС) как массовой формы воспитания гражданского самосознания и организации конструктивного сотрудничества жителей с местной властью.

15. Рекомендовать руководителям секций Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края и председателям постоянных комиссий Законодательного Собрания края изучить предложения по подготовке законодательных актов, предложенных решениями от 30 марта 2004 года секций III Съезда депутатов края, и внести их в план подготовки проектов законов края и иных нормативных актов Законодательного Собрания края на 2004-2005 годы.

Одобрена на III Съезде депутатов края 31 марта 2004 года

Принята на заседании Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края 26 мая 2004 года