На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

Доклад Губернатора А. Г. Хлопонина на III Съезде депутатов Красноярского края

30 марта 2004 года


Уважаемые участники, уважаемые гости Съезда!

Я рад приветствовать вас на III Съезде депутатов представительных органов Красноярского края. Это уже третий подобного рода форум. Я могу смело сказать, что действительно рождается традиция, которую следует поддерживать и развивать. Именно на таких встречах выстраиваются конструктивные отношения, конструктивный диалог между разными уровнями и ветвями власти.

Сегодня в нашем зале собрались представители всех городов и районов края. Я хочу воспользоваться уникальной возможностью и поделиться с вами своим видением наиболее острых социально-экономических проблем, обозначить пути их решения, обсудить перспективы развития края, обозначить цели и задачи, которые предстоит решать краевой власти в ближайшие годы. Особо хочу подчеркнуть, что под «краевой властью» я понимаю не только краевую администрацию и депутатов Законодательного собрания. Речь идет обо всех её уровнях: от Губернатора края до председателя поселкового Совета.

Именно так сегодня власть воспринимают жители Красноярского края, как единый механизм, как единую систему. Люди не хотят разбираться, кто и за что в этой системе отвечает. Они оценивают власть целиком, как единую команду. Надеюсь, что и вы, уважаемые делегаты Съезда, воспринимаете себя членами единой команды краевой власти.

В ближайшие годы нам предстоит решить целый ряд масштабных задач. Это потребует от нас полной самоотдачи. В этой ситуации я сразу хочу отметить, что всякие игры «в политику» между ветвями власти просто неуместны.
Хочу особо подчеркнуть, что все дискуссии в России закончились. Мы выбрали своего Президента, а значит, выбрали путь, по которому предстоит развиваться Российской Федерации, а, следовательно, это путь, по которому предстоит развиваться Красноярскому краю. Других вариантов на сегодняшний день не существует. И у нас есть два пути: или мы впишемся в общую стратегию российских реформ, или останемся на обочине.

Уважаемые коллеги, думаю, что будет правильно обращаться к вам именно таким образом, я коротко хочу остановиться на некоторых итогах социально-экономического развития Красноярского края за последние два года.
К числу наших с вами основных достижений за указанный период можно отнести рост валового регионального продукта края. В 2002 году он составил 3,5%, в 2003 году он составил 4,7%. По объему валового регионального продукта на душу населения Красноярский край является сегодня одним из лидеров среди российских регионов и занимает первое место в Сибирском федеральном округе.

Структура экономики Красноярского края характеризуется одним из самых высоких среди субъектов Российской Федерации удельным весом промышленности. Доля промышленности в структуре ВРП составляет на сегодня 62 процента.

По объему промышленного производства, в том числе и на душу населения, край занимает первое место в Сибирском федеральном округе.

В 2003 году внешний торговый оборот края составил 3,8 млрд. долларов США, что почти на 20 процентов больше, чем в предыдущем году.

По уровню средней заработной платы и денежным доходам в расчёте на душу населения Красноярский край удерживает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации и регионов Сибирского федерального округа.
Красноярский край занимает первое место в Сибирском федеральном округе по обороту розничной торговли, как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения. В структуре потребления отмечается положительная тенденция роста удельного веса непродовольственных товаров, что характеризует растущий уровень жизни населения.

Наиболее показательными являются данные статистики по росту числа автомобилей и банковских вкладов населения. В 2003 году сбережения населения во вкладах и ценных бумагах выросли в 2,5 раза и составили 7,8 млрд. рублей! За прошлый год жители нашего края приобрели в личную собственность более 50 тысяч автомобилей!

В прошедшем году был зафиксирован рост производства практически во всех отраслях промышленности. Темпы роста в машиностроении и медицинской промышленности края опережают среднероссийские показатели.

В прошедшем году существенно, более чем в три раза, выросла прибыль, полученная организациями и предприятиями края: с 23 млрд. рублей — в 2002 году до 73,7 млрд. рублей — в 2003 году.

В крае выше, чем в среднем по России (101,5%) темпы роста объема валовой продукции сельского хозяйства, показатель по Красноярскому краю 104,0процента. Урожайность зерновых культур в 2003 году — самая высокая по Сибирскому федеральному округу — 18,1 ц/га. А самые передовые наши хозяйства, такие как «Назаровское», «Искра», в 2003 году намолотили с гектара более 45 центнеров!

В прошедшем году возросли объемы жилищного строительства. В крае сдано 517,5 тыс. кв. метров общей площади жилья, что на 5 с лишним процентов больше, чем в 2002 году. А по количеству строительства жилья город Красноярск занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации.

Напомню, что два года назад долги по заработной плате работникам бюджетной сферы достигли суммы в 1 млрд. рублей. 750 млн. рублей краевой бюджет был должен энергетикам. А общая кредиторская задолженность консолидированного бюджета края в марте 2002 года составляла 5,7 млрд. рублей. Ежемесячно в крае рос список предприятий — банкротов.

Могу сказать, что большинство из этих проблем нам удалось решить.

Долги по зарплате бюджетникам погашены. Кроме того, мы выполнили поручение Правительства и в 2003 году на треть повысили зарплату работникам бюджетной сферы. Могу сказать, что ни копейки из федерального бюджета на эти средства не поступило, а для экономики края, для казны, для краевого бюджета это повышение обошлось в 5 с лишним млрд. рублей. Что касается общей кредиторской задолженности консолидированного бюджета, то она сократилась за это время более, чем на 20 процентов.

Сегодня уже можно с большой долей уверенности говорить о том, что Красноярский край становится территорией социальной и экономической стабильности. Это, кстати, отметил во время своего недавнего визита в наш край Президент страны Владимир Владимирович Путин.

Но! Всё то, что я перечислил, не может являться основанием для самоуспокоения.

Проблем в крае по-прежнему остается немало. И люди это видят. А наша с вами задача, как раз и заключается в том, чтобы эти проблемы решить, и с наименьшими социальными издержками для населения. И самый главный лозунг, который должен быть у нас с вами, — это что власть обязана действовать честно и открыто. Это является и моим принципом. Власть должна прямо говорить людям о проблемах, не строить «воздушных замков» и выполнять взятые на себя обязательства.

Убеждён, что все присутствующие здесь разделяют мою позицию.

Уважаемые коллеги! Первоочередной задачей краевой власти сегодня является повышение уровня жизни населения, которую невозможно решить без повышения темпов экономического роста края.

Несмотря на то, что мы констатируем, что экономическая ситуация в крае стабилизировалась, идёт, могу сразу с уверенностью сказать, что если мы будем двигаться такими темпами, то решить задачи, которые мыв перед собой поставили, а это увеличение в 2 раза валового регионального продукта края к 2010 году, мы столкнёмся с большими проблемами. А самое главное — люди в ближайшие годы не почувствуют существенного роста уровня жизни. Но для того, чтобы это произошло, требуется принятие кардинальных мер. И они прописаны в программном варианте развития края.

Напомню, что в январе нынешнего года на Губернаторском совете были рассмотрены и одобрены «Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу 2004-2010 годы». В этом документе четко определены пути решения экономических проблем, механизмы обеспечения необходимых темпов экономического роста, то есть все те шаги, которые должны в конечном итоге обеспечить устойчивое повышение уровня и качества жизни красноярцев.

Концептуальные положения социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу были доложены руководству страны, Президенту страны Владимиру Владимировичу Путину во время его февральского визита в Красноярск. Они полностью вписываются в общую логику действий Правительства и получили полное одобрение.
В развитие «Основных направлений…» разработана Программа социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года. В апреле мы внесем ее на обсуждение в Законодательное Собрание Красноярского края. В Программе определен комплекс мероприятий, реализация которых позволит обеспечить намеченный рост ВРП, но и существенно повысить уровень жизни населения.

В чём это будет выражаться?

Например, предполагается, что денежные доходы населения к 2010 году в сопоставимых ценах увеличатся в 2 раза, а среднемесячная заработная плата вырастет в 3,4 раза. На рубеже 2006-2007 годов край будет иметь сбалансированный бюджет, а это значит, что краевая власть будет гарантированно выполнять все свои финансовые обязательства.

Теперь о том, что для этого мы с вами должны сделать уже сегодня.

Власти сегодня предстоит решить две главные (приоритетные) задачи:

первая — стимулирование экономического роста. Власть может и должна создать в крае благоприятный инвестиционный климат: поддержать развитие предпринимательства, обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов, сформировать новую налоговую политику, стимулирующую развитие производства;

вторая задача — повышение качества социальных услуг, оказываемых населению. Это можно сделать за счет более эффективного расходования бюджетных средств. Мы с вами обязаны добиваться максимального отдачи от каждого израсходованного бюджетного рубля.

Реализация программы возможна лишь в том случае, если нам удастся изменить моноотраслевой характер экономики края. Сегодня ведущей отраслью у нас является цветная металлургия. Именно это обстоятельство во многом сдерживает экономический рост.

Объем выпуска продукции на предприятиях отрасли давно уже превысил проектные мощности. Отсюда ограниченные темпы роста валового регионального продукта, а также сильная зависимость краевого бюджета от ситуации на мировом рынке цветных металлов. В целом доля налоговых платежей металлургических компаний в налоговых доходах бюджета края превышает 40 процентов.

Очевидно, что мы должны ускоренными темпами развивать другие отрасли экономики региона: энергетику, золотодобычу, лесную и деревообрабатывающую, нефтегазовую и обрабатывающую промышленность.

Последнее десятилетие было для экономики края непростым. За эти годы ряд крупнейших предприятий фактически прекратили свое существование, многие предприятия находятся в состоянии банкротства. Большинство из них частные, формально государство не имеет к ним никакого отношения. Но я абсолютно убежден, что власть не может стоять в стороне, когда люди теряют работу. Поэтому сегодня мы активно вмешиваемся и будем продолжать вмешиваться в ситуацию на таких предприятиях как «Сибэлектросталь», «Зубр», «Цемент», Игарский морской порт и ряде других. Безусловно важным в этой связи является выстраивание отношений власти с крупными компаниями, работающими на территории края.

В течение 2003 года мы подписали соглашения с энергетиками, с «Российскими железными дороги», с «Норильским никелем», «РусАлом», «СУЭКом» и другими компаниями. У нас сегодня созданы все условия, чтобы крупные компании платили налоги в крае вовремя и в полном объеме. По нашим расчетам, в 2004 году ожидается, что эти предприятия примерно на треть увеличат свои платежи в консолидированный бюджет края. Работа в этом направлении не должна останавливаться, она должна быть продолжена.

Как Губернатор, могу вас заверить, что я полностью несу ответственность за всё, что происходит в крае, даже за то, что лежит вне моих формальных полномочий, но я вправе требовать того же самого и от глав городов и районов, от всех вас, уважаемые коллеги.

Посмотрите, что происходит? Зачастую судьбой предприятия-банкрота, судьбой людей, оставшихся без работы, в краевой администрации, в Законодательном Собрании озабочены больше, чем на местах. Я считаю, что это неправильно. Вы скажите, что не хватает полномочий. Но ведь люди проголосовали за вас, а значит, в какой-то мере доверили вам свою судьбу. Они надеются на вас, рассчитывают на вашу помощь в трудную минуту. Каких ещё полномочий нам с вами ждать?! Каких ещё полномочий нам с вами требовать от государства?!

Думаю, все вы обратили внимание на то, как много людей на местных выборах голосует против всех. О чём это говорит? Это говорит о том, что люди разочаровываются в тех, кому доверили власть. Эта ситуация недопустима! Это я отношу, в том числе и в свой адрес.

К сожалению, власть на местах почти не занимается развитием малого и среднего бизнеса. А ведь это не только дополнительный источник пополнения бюджета, это новые рабочие места. Пусть частный предприниматель почти не даёт доходов в казну, зато он кормит себя и свою семью, даёт возможность заработать своему соседу.
В 2004 году мы впервые в рамках краевого бюджета предусмотрели средства в размере 100 млн. рублей на возмещение части процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов. По расчетам специалистов, это позволит в 2004 году дополнительно привлечь в экономику края около 1,5 млрд. рублей.

Уже сегодня от предпринимателей поступило около 300 заявок, которые рассматриваются Инвестиционным советом, но, как показывает анализ, среди этих заявок практически нет проектов с мест. Догадываюсь, что предприниматели в глубинке могут и не знать о том, что такие средства в бюджете предусмотрены, но местная власть об этом знает, по крайней мере, должна знать.

К сожалению, у меня пока нет ответа на вопрос «В чём причина?». Мне кажется, что власти пора от абстрактных разговоров о необходимости создания среднего класса, перейти к реальным действиям. Я очень редко слышу от наших предпринимателей, что им где-то помогли, что их чем-то поддержали. Обычно, они жалуются на обратный процесс.

Сегодня малый бизнес в крае облюбовал предприятия сферы торговли и общественного питания. Это объяснимо. Надо активно поддерживать инициативных людей в промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве. Надо ориентировать людей не только на оказание услуг, но и на выпуск собственной продукции.

К 2010 году в крае ожидается рост количества малых предприятий с 8,8 тысяч (в настоящее время) до 20-25 тысяч. Увеличение численности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — с 85,2 тысяч (сегодня) до 150-170 тысяч. Доля продукции малых предприятий в валовом региональном продукте края, по нашим расчетам, возрастет с 4 до 11 процентов.

Но станут ли наши планы реальностью? Это во многом зависит от наших с вами совместных сбалансированных действий.

Уважаемые коллеги, отдельно хочу остановиться на проблеме кардинального изменения региональной политики, проводимой Федерацией. Эта тема была одной из ключевых во время февральского визита Президента страны Владимира Владимировича Путина в Красноярский край. До сегодняшнего дня центр действует по логике выравнивания уровня развития разных регионов страны. На деле выравнивание зачастую оборачивается изъятием большей части доходов регионов-доноров на финансирование текущих нужд дотационных регионов.

Как показывает мировой и отечественный опыт, ускоренный рост экономики достигается только за счет выделения в стране «опорных регионов», они должны выступить в роли локомотивов, которые потянут за собой остальные территории.

Опыт стран, имевших удвоение валового внутреннего продукта за десятилетие, показывает, что по этой модели развивались Южная Корея в 60-80-е годы, Китай в 70-90-е. Российская статистика также свидетельствует, что 10-12 регионов — экономических лидеров обеспечивают более 50 процентов валового внутреннего продукта страны. Здесь же концентрируются основные инвестиции.

Если в 1998 году душевое производство валового регионального продукта в 10 лидирующих регионах России превышало среднестатистический уровень в 2,5 раза, то в начале 2000-х — уже более чем в 3,2 раза. В эту «десятку» неизменно входит Красноярский край.

Президент России считает, что Красноярский край сможет выступить в качестве экспериментальной площадки для создания и апробации модели развития региона — донора. Президент, как никто, понимает, что задача ускорения экономического роста России, а тем более задача удвоения ВВП за 10 лет, требует от страны принципиально новой региональной политики федерального центра.

И эта политика должна предусматривать:

1. Применение стимулов к ускоренному развитию для регионов. Мы должны иметь возможность использования суммы годового прироста налогового потенциала региона в целях развития инвестиционных проектов.

2. Более масштабное участие федерального бюджета в реализации региональной инвестиционной политики.
Могу привести пример, что за прошедшие пять лет в виде различного рода федеральных адресных инвестиционных программ и федеральных целевых программ из федерального бюджета в экономику Красноярского края поступило свыше 12 млрд. рублей.

Если мы с вами проанализируем, где эти деньги, то мы с вами увидим, что мы построили с вами километр взлетно-посадочной полосы, 10 километров автомобильных дорог, 150 недостроенных школ, тысячи компьютеров и так далее, вместо того, чтобы мощно выстроить хотя бы один крупный инвестиционный проект. Вот это надо принципиально менять на федеральном уровне.

Если говорить о Красноярском крае, то такими проектами у нас могли бы стать завершение строительства Богучанской ГЭС и развитие Нижнего Приангарья, а также освоение Ванкорского нефтегазового месторождения в Туруханском районе, создание Красноярского мультимодального транспортного узла, запуск производств на базе железорудных месторождений Курагинского района.

Топливно-энергетический комплекс был и остается базовой отраслью экономики края. Аналитики прогнозируют в ближайшее десятилетие ростом энергопотребления. Актуальными становятся проблемы завершения строительства первой очереди Богучанской ГЭС и монтажа дополнительных энергоблоков на Березовской ГРЭС-1.

Известно, что Богучанская ГЭС может стать основой развития экономики районов Нижнего Приангарья.

Строительство Богучанской ГЭС ведется за счет средств РАО «ЕЭС России» и средств федерального бюджета. Администрация края занимает активную позицию в отношении вопросов финансирования пускового комплекса мощностью 540 МВт, ввод в действие которого запланирован в 2008 году. Для завершения строительства рассматриваются варианты привлечения внешних инвесторов.

Одним из наиболее перспективных проектов развития нефтегазодобычи в крае является разработка Ванкорского месторождения.

В соответствии с соглашением, подписанным администрацией Красноярского края с ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» «Об общих принципах и правилах взаимодействия в области производственной, инвестиционной и социальной сферы», объем инвестиций компании в геологоразведочные работы на месторождении запланирован на 2004 год в размере 534 млн. рублей.

Компания «Роснефть» в 2007-2008 годах планирует начать промышленную эксплуатацию Ванкорского месторождения. Объём добычи нефти должен составить 14 млн. тонн в год. Я могу сказать, что это объём налоговых поступлений во все уровни бюджета свыше 28 млрд. рублей. То есть фактически это мощный рывок с точки зрения наполнения казны краевого бюджета, а, соответственно, это развитие других инвестиционных проектов. Это, в принципе, сопоставимо с объёмом налоговых поступлений Норильского промышленного района, Норильского комбината.
Реализация Ванкорского проекта даст вторую жизнь Игарке и Туруханскому району. Ныне дотационные территории получат необходимые ресурсы для обеспечения своих потребностей.

Кроме того, существует целый ряд перспективных проектов в других отраслях экономики.

На поддержку инвестиционной деятельности на территории края направлен сформированный в рамках краевого бюджета 2004 года бюджет развития. В нем, как я уже говорил, предусмотрены средства в размере 100 млн. рублей на возмещение предприятиям части процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов.

Впервые в 2004 году планируется привлечь 1 млрд. рублей из краевого бюджета на реализацию проектов, имеющих особо важное значение для социально-экономического развития края. Средства будут направлены в отрасли, имеющие потенциал роста. В результате должен быть получен значительный экономический эффект. Основным критерием выбора проектов должен стать прирост налогового потенциала края.

В качестве инструмента по подготовке инвестиционных проектов и привлечения ресурсов предполагается создать «Корпорацию развития Красноярского края». Она объединит крупнейших инвесторов, заинтересованных в деятельности на территории нашего региона.

Приоритетные инвестиционные проекты предполагается обсудить в рамках «Инвестиционного форума регионального развития», который пройдет в Красноярске 15-17 апреля.

В форуме примут участие более 30 крупнейших российских и зарубежных компаний, в том числе: РАО «ЕЭС», «Русский алюминий», «Группа МДМ», «ГМК «Норильский никель», «Полюс», «Российские железные дороги», «Роснефть», «СУЭК», «ЮКОС»,»Холдинговая компания «Амтел», Росбанк, Банк Москвы, Внешторгбанк, МДМ-Банк, Европейский Банк реконструкции и развития, Мировой банк, Сбербанк, представители зарубежных региональных фондов развития, инвестиционные компании, рейтинговые агентства.

В рамках форума мы планируем подписать с потенциальными инвесторами ряд протоколов о сотрудничестве, соглашений.

Наша совместная работа позволит реализовать именно те инвестиционные проекты, которые принесут ощутимый результат для экономики края, а, следовательно, для каждого его жителя.

Уважаемые коллеги!

Общеэкономическая ситуация в крае не могла не сказаться на бюджете 2004 года, но в целом при этом я считаю, что нам удалось сделать бюджет 2004 года социально направленным. Я абсолютно убеждён, что экономические проблемы нельзя решать за счет людей. Уверен, что каждый присутствующий разделяет мою позицию. Сегодня у краевой власти есть четкое понимание стратегии развития отраслей социальной сферы. Конечная цель этой стратегии — повышение уровня жизни населения.

О чём идёт речь? О повышении зарплаты, о создании новых рабочих мест, о социальных гарантиях для пенсионеров, инвалидов, людей, которые реально нуждаются в помощи государства. Исходя из этой логики, мы начали в 2003 году преобразования в экономике и социальной сфере края. Они идут в русле федеральных реформ и задач, поставленных Президентом страны перед Правительством.

С 1 января 2004 года вступил в силу Закон «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае». Он предусматривает четкое разграничение финансовых полномочий между краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований.
Закон гарантирует прозрачность межбюджетных отношений. Для всех территорий выработаны единые «правила игры», единые нормативы. Это полностью исключает субъективность при выделении районам финансовой помощи из краевого бюджета.

Абсолютно очевидно, что выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на одного жителя для большинства муниципальных образований — это процесс болезненный. У нас в крае есть территории, где уровень доходов бюджетов различается в 10 и более раз. К примеру, в Бородино уровень бюджетной обеспеченности собственными средствами составляет 11 тыс. рублей на человека, а в Каратузском районе — 1 тыс. рублей на человека.
Одномоментно такие перекосы ликвидировать невозможно. Поэтому мы и предусмотрели переходный период, рассчитанный на 3 года. И пока мы дотируем из краевого бюджета территории для того, чтобы они могли сбалансировать свои бюджеты.

Особенно хочу подчеркнуть, что речь идёт не о том, чтобы у одного «богатого» района отнять и передать другому. Мы определяем обязательный минимум бюджетной обеспеченности, его в обязательном порядке должны иметь все территории, а всё, что район сумеет заработать дополнительно, останется у него. Таким образом, мы хотим разбудить у местной власти инициативу, сделать так, чтобы местной власти было выгодно постоянно увеличивать бюджетные доходы.

В Красноярском крае реализуется Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Она должна решать две основные задачи:
1. Создать условия для развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса края.
2. Организовать адресную защиту людей, нуждающихся в поддержке государства.

В 2003 году мы подняли долю оплаты населением услуг ЖКХ с 40 до 90 процентов от реальных затрат. Это было непростое решение, но оно было принято в общей логике реформы. Те, кто может, должны оплачивать услуги полностью, а те, у кого такой возможности нет, должны получить поддержку от государства.

В Красноярском крае разработан и принят уникальный, на мой взгляд, Закон «Об основных принципах социальной защиты населения в связи с реформой жилищно-коммунального хозяйства». Он обеспечил реальную защиту малоимущих от роста цен на коммунальные услуги и жилье. Пенсионеры, бюджетники, инвалиды получили субсидии, а ветераны стали платить даже меньше, чем платили раньше. Этот Закон получил высокую оценку Президента и Правительства и был рекомендован в качестве образца для других регионов страны.

Адресные субсидии в 2003 году получали 310.000 семей, то есть каждая третья семья. На эти цели из бюджета края было выделено 2 млрд. рублей. В 30 раз больше, чем в 2002 году!

В 2003 году предприятиями ЖКХ получено 6,3 млрд. рублей за услуги, оказанные населению. Это на 47 процентов больше, чем в предыдущем году. Были созданы все условия для того, чтобы отрасль стала привлекательной для инвесторов.

В 2003 году на подготовку инженерных и жилищного фонда отрасли к работе в зимних условиях было направлено 2,7 млрд. рублей, что практически на 1 млрд. рублей больше, чем в прошлом году.

Смотрите, что получается: денег предприятия ЖКХ получили в 1,5 раза больше, а что изменилось реально для человека? Ему стали больше оказывать услуг? Выросло качество услуг? Сомневаюсь! В итоге — люди возмущаются. И правильно делают! Они стали платить в два раза больше, значит, они вправе рассчитывать на то, что качество услуг вырастет, как минимум, в два раза.

Давайте разбираться, чья забота ЖКХ? Наверное, ни Губернатор, ни председатель Законодательного Собрания должны заниматься этой работой. Свою функцию на краевом уровне власти выполнили, необходимые для развития отрасли законы разработаны и приняты, теперь дело за вами, за муниципальными властями. Теперь надо на местах начинать реализовывать те задачи, те программы, которые нами подготовлены.

Именно главы городов и районов должны создать в отрасли конкурентную среду. В городе Красноярске создано частное предприятие «Красноярские коммунальные системы», которое готово принять на себя серьёзные финансовые обязательства по модернизации инженерных сетей краевого центра, хотя пока дальше декларации дело не движется. Я думаю, что в ближайшее время проект должен начать свою реализацию.

В Красноярском крае начата работа по реформе местного самоуправления, реализацию которой Правительство намерено завершить к 2006 году.

В Красноярском крае принято и действует более 15 законов, регулирующих вопросы осуществления местного самоуправления. Разграничены предметы ведения между муниципальными районами и находящимися в их границах сельсоветами, поселками, районными городами, однако сделать предстоит в несколько раз больше. И здесь я очень рассчитываю на вашу активную помощь.

Специфика Красноярского края заключается в том, что на его территории расположены два автономных округа и четыре закрытых административно-территориальных образования, так называемые ЗАТО. В связи с этим, нам очень важно при проведении реформы договориться с Правительством о закреплении трёхлетнего переходного периода с сохранением существующего уровня трансфертов для Эвенкийского и Таймырского автономных округов. Это необходимо сделать для того, чтобы не допустить снижения уровня жизни людей в этих территориях и в крае в целом.

В настоящее время с Минфином готовится оптимальная схема постепенного выравнивания бюджетной обеспеченности закрытых автономных образований с другими муниципальными образованиями края.

Красноярский край является одним их пяти субъектов Российской Федерации, ставших экспериментальной площадкой реформы государственной службы. По нашей инициативе в рамках федеральной программы подписано соглашение между администрацией края и Минэкономразвития. Расходы на содержание аппарата управления в Красноярском крае ниже среднероссийских показателей, но и у нас есть районы, где налогов собирают меньше, чем тратят на содержание чиновников.

В 2003 году мы начали работу по исключению излишних и дублирующих друг друга функций краевых органов исполнительной власти. В 2004 году переходим к бюджетному планированию, ориентированному на конечный результат. Теперь на работу в краевую администрацию будем принимать только по конкурсу или через систему «Золотого кадрового резерва».

Отдельного разговора, по всей видимости, заслуживает реформа образования. Эта тема также обсуждалась во время визита Президента России в наш край. Речь идет об изменении системы финансирования школ и вузов. По мнению Президента, бюджетные учреждения должны получать бюджетные деньги за результат своей деятельности, а не просто за сам факт своего существования. И я этот подход полностью поддерживаю и разделяю.

Бюджет 2004 года мы сформировали уже с учетом этого принципа. Подчеркну, что речь идет не о сокращении финансирования. Наоборот, впервые за последние годы в бюджете края предусмотрены средства не только на зарплату учителей, но и на приобретение для школ наглядных пособий, на учебную литературу. Впервые запланированы деньги на лицензирование и аттестацию образовательных учреждений, на повышение квалификации педагогов.

В краевом бюджете на 2004 год мы предусмотрели средства на приобретение жилья для учителей. Мною эта тема взята под особый контроль.

В 2003 году введены в эксплуатацию четыре новых сельских школы: в Новоселовском, Краснотуранском, Тюхтетском и Иланском районах.

Серьезная работа начата в крае по изменению структуры и содержания образования, укреплению кадрового потенциала. Школа должна сегодня стать местом, где молодой человек не только получает знания, но и развивается как личность.

Я могу честно сказать, у Красноярского края хорошие образовательные традиции. По результатам Единого государственного экзамена край уже второй год занимает лидирующие позиции не только в Сибирском федеральном округе, но и в России в целом. Уже никого не удивляют победы наших ребят на всероссийских и международных школьных олимпиадах. Общеизвестно, что выпускники красноярских школ легко поступают в ведущие российские вузы.

И, как Губернатора края, меня не может не радовать тот факт, что по данным большого социологического исследования, проведенного в конце прошлого года, большинство молодых жителей края (более 60 процентов) связывают свое будущее с Красноярским краем. Это значит, что молодежь остаётся жить и работать в крае. Она надеется, что власть (мы с вами) сумеет придать экономике ускорение. Обеспечим наших ребят работой, поддержим талантливых, поможем им занять достойное место в обществе. Мы обязаны оправдать это доверие.

17 марта в Ачинске прошло выездное заседание президиума Губернаторского Совета, посвященного реформированию системы краевого здравоохранения. Приступая к этой реформе, мы исходили из следующих принципов:

1. Здравоохранение должно быть ориентировано на профилактику. Всегда легче предупредить, чем бороться с последствиями.
2. Необходимо переходить на централизованный закуп медикаментов. Должны действовать такие схемы приобретения медикаментов, которые позволят обеспечить эффективный контроль за ценообразованием и качеством приобретаемых медикаментов со стороны власти.
3. Необходимо выравнивать тарифную политику в области медицинских услуг. Мне, например, непонятно, когда стоимость одной и той же услуги в медицинских учреждениях, расположенных в одном и том же городе или районе, различается в разы.
4. Необходимо сделать качественную медицинскую помощь доступной для всех жителей края, в том числе тех, кто проживает в удаленных и труднодоступных районах.

Формируемая модель краевого здравоохранения будет состоять из нескольких уровней:

Первый — фельдшерско-акушерские пункты в селах и районные поликлиники. В них работают врачи общей практики, или так называемые семейные врачи. Они осуществляют важнейшую функцию — профилактику здоровья, отслеживают состояние здоровья вверенных им граждан, вплоть до диспансерного наблюдения.

Вторая ступень — участковые больницы с амбулаториями.

Следующая ступень — центральные районные (городские) больницы. Сюда направляются больные, если требуется помощь узких специалистов: хирурга, лора, акушерки или гинеколога.

Четвертая ступень (это новое) — межрайонные медицинские центры. Географически край будет поделен на 7 зон с центрами в Красноярске, Ачинске, Канске, Минусинске, Лесосибирске, Норильске и в Богучанском районе. Там будут созданы межрайонные центры, оснащенные современным медицинским оборудованием и квалифицированными специалистами, которые будут обслуживать прилегающие районы. Первый такой центр мы как раз создаем в Ачинске — это пилотный проект, который заработает уже с 1 июля.

И последняя ступень — краевые специализированные лечебные учреждения.

Специалисты считают, что внедрение новой модели краевого здравоохранения позволит нам решить те задачи, о которых я сказал выше. А, кроме того, — повысит качественный уровень медицинского обслуживания населения, в том числе — консультативной помощи. Увеличит оперативность за счет сокращения расстояний, позволит обеспечить квалифицированными кадрами сельские и удаленные территории, и, что тоже немаловажно — даст возможность значительно сэкономить средства.

Подчеркну, что расходы бюджета на здравоохранение, не уменьшаются, а растут. В 2003 году они составили 6,3 млрд. рублей, что на треть больше, чем в 2002 году. А в 2004 году на здравоохранение (с учётом ведомственных больниц и ведомственных учреждений) будет израсходовано более 10 млрд. рублей.

Уважаемые коллеги!

Реализация Программы социально-экономического развития края требует формирования соответствующей правовой базы. Необходимо активизировать работу по принятию новых законов, как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне местного самоуправления.

У нас есть целый ряд предложений к федеральным властям по совершенствованию налоговой и бюджетной политики. В первую очередь это связано с тем, что с 2005 года межбюджетные отношения в стране будут строиться по новой схеме. Федерация передает часть властных полномочий в регионы, не всегда предусматривая средства, необходимые для реализации этих полномочий.

На федеральном уровне необходимо, в частности, урегулировать вопросы, связанные с деятельностью и налогообложением субъектов малого предпринимательства, а также вопросы комплексного природопользования и разграничения полномочий в сфере природопользования.

В последние годы, по оценкам рейтинговых агентств, наш край имел низкий уровень правовой обеспеченности экономической деятельности в регионе. На отсутствие современного свода краевых законов, стимулирующих развитие экономики, нам неоднократно указывали и потенциальные инвесторы.

В 2003 году, совместно с Законодательным Собранием края, мы начали активно заниматься формированием необходимой нормативно-правовой базы. В частности, разработан и принят Закон края «О налоге на имущество организаций», подготовлен закон края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае». В процессе принятия краевого бюджета на 2004 год реализованы нормы, регулирующие, в частности, межбюджетные отношения, механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса, создающие условия для поддержки реального сектора экономики. Предусмотрены расходы бюджета края на поддержку инвестиционной деятельности.

В течение ближайшего года мы планируем подготовить и принять около 150 нормативно-правовых актов.
Предусматривается принятие пакета законов, регулирующих вопросы природопользования и, в частности, лесопользования, на территории края. Планируется принятие нормативных актов, регулирующих градостроительную деятельность и вопросы землепользования, нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства, совершенствование налогового законодательства на региональном уровне, развитие социальной сферы.

Мы готовим принятие целого ряда краевых целевых программ, направленных на развитие агропромышленного комплекса края, жилищно-коммунального хозяйства, социальных отраслей.

Я искренне признателен депутатам Законодательного Собрания за их стремление к конструктивному взаимодействию с исполнительной властью. Хочу отметить, что все наши предложения, как бы сложны они не были, депутаты всегда встречали заинтересованностью, с интересом, глубоко и всесторонне обсуждали. И, в конечном итоге, большинство из них приняты большинством голосов.

Совершенствование законодательной базы на краевом уровне повлечет за собой активизацию законотворческой работы на местном уровне. Логика идущих в стране преобразований такова, что постепенно центр тяжести реформ смещается в регионы, а из регионов — на муниципальный уровень. Я снова подчёркиваю, что сегодня многое зависит именно от вас, и вы за многое несёте ответственность.

Возьмем, к примеру, реформу ЖКХ.

На муниципальный уровень переходят сегодня и другие федеральные реформы. Власть на местах должна сегодня активно заниматься вопросами землепользования и застройки городских и сельских территорий, совершенствовать местное налоговое законодательство. Есть множество других острых вопросов, решение которых находится сегодня в ведении муниципальной власти.

Уважаемые депутаты!

Решение этих задач во многом зависит от того, насколько эффективно и слаженно будут работать все уровни и ветви власти. Я очень рассчитываю на вашу активную гражданскую позицию. Только наши консолидированные действия позволят реализовать намеченные планы. Власть должна показать людям пример объединения сил для решения стоящих перед обществом задач.

Я знаю, что сегодня будет звучать немало критики в адрес краевой исполнительной власти. И это нормально, потому что в этом зале собрались люди, душой болеющие за судьбу края. Нам в ближайшие годы предстоит решить немало масштабных задач и справиться с этой работой смогут только люди неравнодушные, увлечённые и сильные.
Сегодня у Красноярского края появляется реальный шанс стать экспериментальной площадкой, на которой при поддержке Президента и Правительства будет отработана модель ускоренного развития региона-донора. Только так мы сможем решить наиболее острые социально-экономические проблемы края, заметно поднять уровень жизни сибиряков-красноярцев, вернуть Красноярскому краю утраченную в последние годы репутацию опорного региона-державы, репутацию самой передовой, богатой и динамично развивающейся территории.

Спасибо за внимание!