На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

Спикер проанализировал законотворческую деятельность краевого парламента

30 марта 2004 года


В сегодняшнем докладе, с которым спикер Законодательного Собрания края А. В. Усс выступил на съезде депутатов, содержался глубокий анализ законотворческой деятельности краевого парламента.

Приводим этот фрагмент доклада без изменений.

«…За истекшие 10 лет принято более 800 законов. В том числе более 370 (т.е., почти половина) за последние три года. Наверное, каждый из них по-своему полезен и необходим. Вопрос — в какой мере?

Сегодня мы нуждаемся в базовых, системообразующих и социально ориентированных законах, которые бы задавали направления работы исполнительной власти и реально изменяли жизнь людей к лучшему.

Нам необходимо в короткие сроки законодательно закрепить систему государственных полномочий края, уточнить стратегию управления государственной собственностью, сформулировать принципы распределения средств из бюджета развития, ускорить принятие закона об инвестициях, о развитии малого бизнеса. Упорядочить основания и формы предоставления субвенций и субсидий за счет краевого бюджета. Сделать максимально определенной и понятной для населения систему предоставления доплат, пособий и иных социальных выплат. Перевести на правовую основу структурные изменения в сфере здравоохранения и культуры, науки и образования. Продумать и сделать более действенным механизм поддержки коренных малочисленных народов Севера. Внести должную законодательную ясность в то, что власть намерена делать с селом — как смягчить разрушительные последствия диспаритета цен, приостановить текучесть руководителей и специалистов, организовать цивилизованный сбыт выращенной крестьянами продукции, особенно в личных подсобных хозяйствах как это сделано, например, у нашей соседей в Томске или Кемерово.

Естественно, инициатива в разработке нормативных актов подобного рода принадлежит администрации. Но это не снимает и с нас ответственности за конечный результат.

Другая беда — нарушение преемственности. Длинный перечень важных социально ориентированных законов, которые по праву считаются нашим достижением, не первый год приостанавливается. Это закон о социальной поддержке работников бюджетной сферы, о ветеранах Красноярского края и т.д.

На каждой встрече с людьми приходится слышать вопросы: «Когда эти законы снова начнут действовать?» Ответить пока нечего. Здесь нужна какая-то ясность.

Не принесли желаемых результатов трехлетние попытки сделать процесс законотворчества более планомерным. Графики представления законопроектов срываются с завидной регулярностью. Обеспечить проведение сессий в заранее оговоренные сроки по-прежнему не удается. В этом не малая доля нашей вины. Мы далеко не всегда проявляем должную принципиальность, путая личные отношения с нашими коллегами из другого крыла нашего общего «серого дома» и работу, качество которой от этого начинает страдать.

На результатах работы Законодательного Собрания серьезно сказывается степень его открытости внешней среде.
Мы стремимся уделять этой стороне дела особое внимание. Как через депутатов Государственной Думы, так и напрямую поддерживаем контакты на федеральном уровне, организуем обмен опытом с коллегами из соседних регионов (не случайно они присутствуют на нашем съезде). Обеспечиваем взаимодействие всего депутатского корпуса Красноярского края, используя для этого устоявшиеся формы работы — выездные заседания комиссий, обучение в кадровом центре и т.д.

Но имеющиеся здесь возможности использованы далеко не в полной мере. В последнее время снизил свою активность общественный экспертный совет. Нам предстоит сделать более устойчивым и конкретным взаимодействие с профсоюзами, политическими партиями и общественными объединениями, проявляющими интерес к законотворческим делам.

Продвигаясь в этом направлении, можно без дополнительных организационных и финансовых затрат, привнести в законотворческий процесс свежие идеи, обеспечить его соответствие духу и требованиям времени.
Ускорение экономического роста требуют серьезных корректив в структуре исполнительной власти. Это вполне понятно. Именно она находится сегодня на острие оперативных управленческих задач.

Здесь тоже есть над, чем работать.

Кадровый состав администрации существенно изменился. И в целом изменения эти, несомненно, положительные. Но существующая у нас система фактически сложилась на основе Закона РФ «О краевом, областном совете и краевой, областной администрации» (1992) и лишь внешне поправлена в 2001 году дополнениями в Устав края. Она излишне громоздка, неповоротлива и не отвечает потребностям сегодняшнего дня.

Признаки этого лежат на поверхности.

Во-первых, характер издаваемых актов. Если исключить то, что касается отпусков, наград, кадровых перестановок и иных по существу внутренних вопросов, окажется, что решений, действительно влияющих на жизнь населения, от администрации исходит не так уж много.

Во-вторых, большое число всякого рода советов, комиссий, рабочих групп. Они создаются, как только возникают сколько-нибудь серьезные проблемы. А это свидетельствует, как минимум, о том, что система недостаточно приспособлена для их решения.

В-третьих, длительные сроки подготовки и согласования вопросов. Они, как показывает практика, нередко превышают сроки полноценных парламентских процедур, которые, как известно, по определению более продолжительны.

Построение современной и эффективной исполнительной власти предполагает, прежде всего, четкое определение ее компетенции.

А с этим, похоже, не все ясно. Например, в структуре краевой администрации до сих пор есть подразделения по регулированию цен, управлению ЖКХ, строительным комплексом и т.п. Но ведь цены, если не считать тарифы естественных монополий, мы не регулируем, коммунальные сети — дело муниципалитетов, а руководства частным строительным комплексом в прежнем виде давно уже нет.

Что делает тогда аппарат?! Нам говорят: «Так удобно руководителю», «Там работают порядочные ответственные люди». Все верно. Но, по сути, такой ответ мало что объясняет.

Сохранение органов, вся компетенция которых состоит в «подготовке предложений», «разработке проектов» и «анализе информации» сегодня вряд ли оправдано.

В тоже время не менее спорно выглядит другая тенденция — отказ от непосредственного исполнения ряда значимых функций и перекладывание их на структуры, которые создаются «где-то рядом». К чему это ведет, мы уже убедились. Крайний пример — расходование через некие сопутствующие структуры бюджетного фонда «Правопорядок» и выявленные при этом нарушения, которые затронули тысячи людей.

У многих сегодня вызывает вопросы работа службы государственного заказа, государственного предприятия «Сельхозобъединение» и ряда других подразделений.

Вопросы подобного рода надо снимать. А для этого давно пора серьезно обдумать, подготовить и, наконец, принять законы о Совете администрации и структуре ее органов. Сроки для этого уже истекли.

Необходимо кадровое обновление государственной службы на уровне специалистов. Это касается обеих ветвей краевой власти. Пора всерьез заняться проблемой, которая стала «вечной» — сокращение аппарата. Хотя бы потому, что число его функций реально уменьшилось.

Государственная Дума и в особенности Федеральное Правительство совсем недавно преподали урок собственной реорганизации. Урок надо сказать впечатляющий. И краевым властям есть чему в этом отношении поучиться…«

Пресс-релиз № 120