На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

III Съезд депутатов края о реформе местного самоуправления

30 марта 2004 года


Сегодня, выступая перед делегатами III Съезда депутатов края, Председатель Законодательного Собрания края А. В. Усс значительную часть времени уделил предстоящей реформе местного самоуправления. Рассматривая неотложные задачи, вытекающие из основных положений Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», спикер краевого парламента особо отметил, что этот документ меняет многое. Он предписывает перераспределение вопросов местного значения между районом и находящимися в его границах городскими и сельскими поселениями, отдавая приоритет именно поселению; предполагает соответствующее разграничение муниципальной и государственной собственности, и т.д.

«…Реформа предусматривает не только перераспределение компетенции, но и нацеливает на оформление нового территориального устройства местного самоуправления. Уже к концу этого года должны быть приняты законы, устанавливающие границы каждого муниципального образования и наделяющие их соответствующим статусом. А до этого предстоит рассчитать транспортную доступность социальных и административных объектов для населения, учесть его численность и ранжировать в соответствии с полученными показателями все населенные пункты. Параллельно следовало бы обсудить экономические перспективы территорий, подумать о том, какие инфраструктуры и где развивать, какую демографическую политику проводить, как распределять инвестиции и т.д. Результатом всего этого должна стать новая пространственно территориальная организация края, отвечающее реалиям сегодняшнего дня и потребностям его развития на будущее.

Значительная нормотворческая работа потребуется не только на краевом, но и на местном уровне. Понятно, что депутатам муниципальных образований в одиночку создать новую правовую базу в сфере финансово-бюджетных, экономических, административных отношений будет трудно. Поэтому может быть имеет смысл вернуться к существовавшей еще в советские времена практике принятия так называемых «модельных» нормативных актов и усилить методическую помощь территориям со стороны краевой власти. Но не для того, чтобы в очередной раз все зарегулировать здесь наверху. А для того, чтобы разбудить на местах активность и инициативу людей как необходимую составляющую успешной реализации наших общих намерений и планов…«

Уже первые выступившие в прениях по докладу А. В. Усса подтвердили их глубокую озабоченность тем, как будет проходить реформа на территории края и на какие проблемы в ходе её проведения следует обратить особое внимание. Приведём фрагменты некоторых выступлений:

1. Владимир Чащин — председатель Красноярского городского Совета

Новая редакция закона о местном самоуправлении говорит о том, что полномочия муниципальных образований или местного самоуправления буду уменьшаться, поскольку ставится задача сделать соразмерными ресурсы и полномочия. Федеральный центр обозначил здесь чёткую программную линию на ограничение финансовых возможностей органов местного самоуправления. За последние три года многие федеральные законы, касающиеся местных бюджетов, нанесли большой урон доходной части местных бюджетов. В декабре 2002 г. была изменена ставка сбора налога с юридических лиц, в результате чего город Красноярск потерял 373 миллиона рублей. С 1 января 2004 г. отменены 10 местных налогов и сборов — в результате бюджет г. Красноярска лишился 300 миллионов рублей. Сегодня все томятся в ожидании: какие же налоги будут работать в пользу муниципальных образований?

Для муниципальных образований есть проблемы, которые вызывают сегодня обострённую реакцию недовольства со стороны населения. На встречах с людьми перед недавно прошедшими выборами высказывалось резкое недовольство деятельностью пунктов приёма черных и цветных металлов. Эта проблема имеет длительную историю, все попытки решить её органами муниципального уровня успехов не имеют. Полагаю, что на примере решения данной проблемы должны быть согласованы действия всех уровней и ветвей власти — от федеральных до муниципальных.

Одна из важных проблем — иммиграционные процессы, происходящие не только в нашем регионе, но и в других территориях России. Законодательство об иностранных гражданах и иммиграционной политике не предоставляет существенных прав органам местного самоуправления.

2. Сергей Шмаков — председатель Норильского городского Совета.

Норильск входит в пятёрку самых северных городов мира, он расположен на 300 километров севернее полярного круга. Средняя годовая температура — минус 14 градусов по Цельсию. 9 месяцев в году — зима. Расходы на содержание жилья в два раза выше, чем в крае, с 1 мая 2004 года доля платежей населения за услуги ЖКХ установлена в размере 90%. В Норильске проживает 31 тыс. пенсионеров. Средняя пенсия — 3 тыс. рублей. Зарплата начинающего учителя — 3590 рублей. Булка хлеба стоит 18-20 рублей, килограмм мяса — 170 руб., литр молока — 30 рублей. Билет до Красноярска стоит около 5 тыс. рублей, до Москвы — 9 тыс. рублей.

Наш город прочно ассоциируется с деятельностью компании «Норильский никель», которая отдаёт львиную долю в бюджет края. Здесь кроется серьёзная проблема: бюджет не только города, но и края зависит от налоговых поступлений одного предприятия. Это прочно привязывает доходную часть нашей казны к конъюнктуре мировых цен на цветные металлы. Мы предлагаем подвести законодательную базу под наши особые условия, чтобы северяне не выступали в роли просителей, доказывая каждый год, что нельзя всё мерить «материковскими» мерками, чтобы мы могли планировать своё развитие на перспективу.

Первый шаг в этом направлении сделан: закон о межбюджетных отношениях определил схему расщепления налоговых поступлений между Норильском и краем в соотношении 40 на 60. Пока робко, но мы начали участвовать в реализации программ края. Для полного решения проблемы распределения финансовых потоков необходимо разработать и принять закон об особом статусе Норильска, который бы основывался на объективных расчётах и оценках. Этот закон значительно упростит взаимодействие органов государственной власти края и органов местного самоуправления Норильска в интересах северян и всех жителей края.

3. Вячеслав Новиков — представитель ЗС в Совете Федерации ФС РФ

В законах о реформировании органов власти идёт речь о четком распределении расходных полномочий, под них должны быть определены доходные источники, в соответствии с которыми и местное самоуправления и субъекты Федерации будут существовать дальше. Но во время обсуждения в Минфине произошла подмена понятий. Вместо того, чтобы проинвентаризировать полномочия, между уровнями перераспределили те полномочия, которые уже финансировались. Никто не анализировал те полномочия, которые есть у органов власти и которые на самом деле не финансировались. Поэтому они как не финансировались, так и финансироваться не будут.

Если своевременно не представить в Правительство РФ глубокого анализа о финансово-экономическом состоянии территории, то предстоящее реформирование органов государственной власти и местного самоуправления ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет края в сумме примерно 5 миллиардов рублей. Позиция Минфина РФ на этот счёт очень жёсткая. Но если многие субъекты РФ и многие органы местного самоуправления выйдут со своими предложениями, то Правительство будет вынуждено прислушаться.

Пресс-релиз № 121