На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

Пресс-конференция А.В. Усса и А.Г. Хлопонина на III Съезде депутатов края

30 марта 2004 года


Сегодня после завершения первой части пленарного заседания съезда депутатов края в пресс-центре съезда состоялась пресс-конференция с участием председателя Законодательного Собрания А. В. Усса и Губернатора края А. Г. Хлопонина.

Начиная разговор с журналистами, А. В. Усс еще раз обозначил причины, которые побудили Законодательную власть к проведению таких съездов: «…Мы стремились к созданию депутатского сообщества и его рабочих органов. Эта цель была достигнута. Депутатское сообщество — это большой коллектив. У нас есть депутаты из отдаленных районов, которые ни губернатора, ни председателя Законодательного Собрания за 2-3 года и увидеть-то не смогут, не имеют четких представлений о том, что планируется в крае на ближайшие перспективы. Мне кажется, не все люди из глубинки имеют чёткое представление о своих правах и возможностях, о своих полномочиях. В этом смысле я назвал съезд своеобразной планеркой, которая позволяет этому депутатскому сообществу ощущать себя единой семьей, ознакомится с перспективами жизни края и уяснить какие-то тактические задачи на месяц, на год и более.

Полагаю, что нынешний съезд является переломным. Мы стоим на пороге принятия программы социально-экономического развития. О её основных направлениях сегодня доложил депутатам края Александр Геннадьевич Хлопонин.

Что касается оценки этого проекта — я думаю, если исключить некоторые нюансы, то на стратегию развития экономики края у нас с Александром Геннадьевичем абсолютно одинаковые взгляды. Я могу с удовлетворением констатировать, что мы внесли свою лепту в формирование предложений по социально-экономическому развитию нашего региона. А сам факт, что именно губернатор представляет такую программу — это не только нормально, это закономерно. Программа губернатора, избранного на очередной срок, должна всегда становиться стратегией развития края и лежать в основе плана законотворческих работ.

На вопрос журналиста о развитии в крае ипотечного кредитования и намерениях власти выселять из квартир злостных неплательщиков ответил А. Г. Хлопонин: «…К сожалению, сегодня большой разрыв между желанием и возможностями власти дать людям кредитные ресурсы для приобретения жилья. А самая большая проблема в том, что у власти нет инструмента, в случае, если человек не будет платить за квартиру, выселить его. Это не связанные вещи. С другой стороны — что значит, что человек не платит за квартиру? Если мы ведем речь о социально не защищённых слоях, то в функциях человека защищать его и поддерживать. А если человек обеспеченный и не платит за квартиру, то будут законы, которые позволят выселить его из квартиры. Важнее другая проблема, которая звучала на съезде — на краевом уровне должны быть созданы условия для того, чтобы реформа ЖКХ заработала, но всё это очень медленно реализуется на местном уровне, это самая большая проблема. Люди платить стали больше, и денег стали больше собирать, но качественного улучшения услуг пока не происходит.

А. В. Усс: Я бы тоже свое мнение высказал, после того, что сказал губернатор. Мы знаем, к сожалению, тысячи примеров злоупотребления со стороны людей, которые осуществляют исполнительное производство. Когда дорогостоящая техника на предприятиях, находящихся в сложном финансовом положении, изымается, а потом продается своим «друганам» — другого слова не найду — за бесценок. При этом люди путают государственные полномочия и личные интересы. Поэтому необходим очень серьезный контроль за исполнением законов. Если этого не будет, то мы получим массовые злоупотребления…

Вопрос журналиста: «Александр Геннадьевич, вы сегодня пожурили глав районов, что они плохо помогают людям. Что вы имели в виду»?

— На муниципальном уровне лучше видны проблемы. К сожалению, они заключаются в том, что когда люди высказывают протестное голосование на выборах — и я об этом уже говорил, значит они не верят власти. Нельзя разделять власть муниципальную, краевую или городскую власть. Она или существует в целом, или её вообще нет. Если сегодня она есть на законодательном и исполнительном уровне, то идет конструктивная работа. Мы спорим, и у нас не просто принимаются законы. На местном уровне люди часто обращаются ко мне вследствие того, что зачастую они просто не знают законов. Главы на местах должны быть ближе к людям.

Мы начинаем с краевого уровня пытаться решать местные задачи, и это не правильно. Почему мне сегодня это важно? На федеральном уровне идут уже реформы и, причем, они уже необратимые. Речь идёт о передачи функций и полномочий с федерального на региональный уровень, с регионального на муниципальный. Насколько власти будут подготовлены воспринять эти законы и насколько законодательные власти на местах готовы понимать трактование того или иного закона — это принципиально важно.

Вопрос журналиста: «Новиков в своем выступлении назвал ряд серьёзных препятствий на пути реформы местного самоуправления. Насколько реально их устранение»?

А. Г. Хлопонин: Во-первых этот вопрос поднимался, когда к нам приезжал президент В. В. Путин. У нас есть договоренность с Министерством финансов РФ о том, что до 1 мая проведем совместное совещание, на котором как раз будем принимать решение по всем этим вопросам, о которых говорил Новиков. Это как раз результат нашего совместного обсуждения этих проблем. Думаю, мы сможем эти препятствия устранить.

А. В. Усс: «Я сделаю некоторое дополнение, поскольку Новиков поставил задачу не только перед губернатором, но и передо мной. Я вхожу в комиссию по совершенствованию федеративных отношений при Президенте. И эта тема является темой номер один. На последнем заседании этой комиссии, почти месяц тому назад, мы договорились о своеобразном мониторинге по всей стране — по данному вопросу. По бюджетным потерям будет проводиться отдельное заседание в середине апреля. На прошлом заседании комиссии представителями правительства было отмечено, что размеры этого стихийного бедствия сегодня определить никто не может. Необходим серьёзный анализ. В рамках Сибирского соглашения мы с декабря попытались рассмотреть некую таблицу возможных финансовых потерь бюджетов разного уровня. В методическом плане эта задача непростая. Посчитать все очень трудно. Однако надо понимать, что без уяснения этого вопроса смысл в реформах местного самоуправления теряется».

Пресс-релиз № 123