На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

Проект резолюции III Съезда депутатов Красноярского края

30 марта 2004 года


31 марта 2004 года

За период, прошедший со времени проведения II Съезда депутатов Красноярского края, произошли заметные изменения в политической сфере, сформировавшие новую социально-политическую ситуацию, обусловившую возможность развития конструктивного взаимодействия между ветвями власти, что позволяет более адекватно реагировать на процессы реформирования экономики и социальной политики в России, укреплять взаимодействие с федеральным центром, позитивно развивать отношения между краем и входящими в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами.

Краевая законодательная и исполнительная власть смогли на принципиальной основе во многом перестроить свою работу, в частности преодолеть острые противоречия в области кадровой политики, управления собственностью, расходования бюджетных средств и по многим другим вопросам.

Есть определенные сдвиги в экономической сфере. По многим основным показателям экономического развития край удерживает лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе. Имеет место небольшой, но устойчивый рост валового регионального продукта в основном за счет цветной металлургии, машиностроения, энергетики.

Последовательно возрастают размеры консолидированного бюджета края. За годы, прошедшие с момента II Съезда депутатов Красноярского края, бюджет вырос практически в 1,5 раза. Это позволило в свою очередь стабилизировать в основном положение с заработной платой, социальными выплатами, ввести в действие ряд объектов социального назначения, заключить соглашения с крупными финансово-промышленными группами, что дало возможность несколько ослабить социальную напряженность, создать предпосылки для расширения участия этих структур в решении социальных задач региона.

Вместе с тем в социально-экономическом развитии края еще не преодолены негативные явления, порожденные общероссийскими проблемами переходного периода, а также просчетами руководства края и органов местного самоуправления.

Остается низким качество жизни. Несмотря на то, что формально доходы населения незначительно выросли за последние три года, для большинства работающих в крае реальная заработная плата снижается. Рост потребительских цен в целом и особенно в области платных услуг населению значительно выше, чем в других территориях Сибирского федерального округа.

Потребление основных продуктов питания не только существенно ниже международных стандартов, но и не имеет какой-либо заметной тенденции к повышению.

Очевидно, что пробуксовывает реформа жилищно-коммунального хозяйства. Выросшие более чем в три раза платежи населения не обеспечены ни качеством услуг, ни доходами населения, ни обоснованными тарифами.

Реформы, проходящие в социальной сфере, углубляют дифференциацию в обществе, что наиболее остро сказывается в сфере здравоохранения и культуры. Отчетливо также проявляются тенденции сокращения количества школ в сельской местности, роста количества детей школьного возраста, не обучающихся в школах, снижения возможностей содержания сельских школ.

Все это является следствием недостатков в проектировании социальной политики. Так, при росте краевого бюджета в 2004 году почти на 40 процентов расходы на здравоохранение, например, с учетом инфляции по всем статьям, кроме зарплаты, были уменьшены примерно на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. Аналогичное положение и в других областях социальной сферы.

В ограниченном объеме финансируется закон о ветеранах края, резко сокращены расходы практически по всем социальным программам.

И исполнительная, и законодательная власть не проявляют необходимой организованности и целеустремленности в использовании для удовлетворения интересов населения уникального хозяйственного потенциала края.
Не реализуются в должной мере имеющиеся возможности по участию края в федеральных программах повышения эффективности использования природных ресурсов, поддержки села, развития коммуникаций.

До настоящего времени из системы управления природопользованием и охраны окружающей среды практически исключены муниципальные образования.

Планирование и корректировка бюджета страдает техническими ошибками, недостаточной обоснованностью расчетов. Не случайно не принято около 20 целевых программ, под которые проектируются бюджетные ресурсы 2004 года.
В Основных направлениях социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года отсутствуют или недостаточно прописаны такие социальные приоритеты государственной политики, как рост заработной платы, в том числе и в бюджетной сфере, уровень потребительских расходов населения, прожиточный минимум и уровень бедности, продолжительность жизни и ряд других.

В формировании программы социально-экономического развития существенно отставание в разработке конкретных программных мероприятий, в результате чего нет заметных сдвигов в отраслях, имеющих реальные возможности быстрого восстановления лесной промышленности, птицеводства и др.

В большей мере декларированный, чем практический характер имеют сегодня соглашения с финансово-промышленными группами, использующими природные ресурсы и предприятия по их первичной переработке на территории края.

Несмотря на выработку некоторых новых подходов, продолжает оставаться бесперспективным положение подавляющего большинства сельхозпроизводителей, что приводит к дальнейшему обнищанию сельского населения, сокращению населенных пунктов, потере хозяйственно освоенных ранее территорий.

Взаимодействие исполнительной — законодательной власти далеко от совершенства. Несмотря на значительное число принятых законов, законодательная база края отстает от требований жизни в целом ряде ключевых сфер экономических отношений: развитии реальных условий местного самоуправления, развитии малого предпринимательства, использовании природных ресурсов.

В 2004-2006 годах для органов государственной власти и местного самоуправления важнейшей задачей по качественному совершенствованию системы управления социально-экономическим развитием территории становится реализация федеральной реформы местного самоуправления.

Делегаты Съезда считают необходимым:
1. Подтвердить Резолюцию II Съезда депутатов Красноярского края в части того, что главной задачей органов государственной власти края является повышение благосостояния его жителей, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.
2. Ускорить разработку Программы социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года как основополагающего документа, позволяющего обеспечить качественное решение поставленной задачи и перевод государственного и муниципального управления на твердую правовую основу.
3. При разработке Программы учесть высказанные на Съезде замечания, предложения и предусмотреть:
— согласование целей и задач Основных направлений социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года со сценарными условиями развития Российской Федерации на период до 2007 года, рассмотренными на заседании Правительства Российской Федерации 25 марта 2004 года;
— определение и раскрытие экономических механизмов в комплексе мероприятий по реализации Основных направлений социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года, поскольку их отсутствие в имеющихся документах делает весь комплекс мероприятий декларативным, что затрудняет оценку их реалистичности;
— усиление позиции по защите интересов населения края за счет проектирования соответствующих показателей в сфере реальных доходов населения и заработной платы, прожиточного минимума и уровня бедности, продолжительности жизни и др.;
— разработку специальных подпрограмм развития занятости населения, учитывающих предполагаемые масштабные сокращения работающих за счет внедрения на крупных предприятиях новых технологий, повышения производительности труда, ликвидации непрофильных активов;
— выделение в отдельный раздел вопросов, связанных с развитием местного самоуправления и прежде всего с раскрытием и обоснованием подходов к обеспечению экономической основы местного самоуправления.
4. Обеспечить создание благоприятных условий для повышения инвестиционного рейтинга Красноярского края и привлечения масштабных инвестиций в сферах возможно быстрого роста ВРП и ускоренного развития налогооблагаемой базы. Поддержать проведение инвестиционного форума в г.Красноярске в апреле 2004 года.
5. Существенно увеличить инвестиции в развитие промышленности и сельскохозяйственных предприятий в депрессивных районах, сделав эти процессы приоритетными в бюджетной политике края.
6. Усилить работу по удержанию под контролем государственной власти края и органов местного самоуправления предприятий промышленности и аграрного сектора, имеющих существенное значение для экономики края и обеспечения социальных гарантий населению. Принять необходимые меры по удержанию в собственности на территории края Красноярского цементного завода, предприятия «Красноярскнефтепродукт», предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и других значимых объектов.
7. Совету администрации края, Законодательному Собранию края принять меры к обеспечению участия края в реформировании системы энергетики, усиливая возможности влияния на использование энергоресурсов в интересах населения и хозяйственной деятельности на территории края;
— обеспечить разработку и принятие концепции эффективного и экологически безопасного природопользования на территории края.
8. При реализации федеральной реформы местного самоуправления в Красноярском крае:
— подготовить с учетом предложений органов местного самоуправления план поэтапного осуществления переходных положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— предусмотреть в краевом бюджете средства на проведение мероприятий по описанию границ муниципальных образований и на другие расходы, связанные с исполнением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обратиться к федеральным органам государственной власти с предложением о компенсации расходов консолидированного бюджета края, связанных с введением в действие данного Федерального закона;
— при установлении границ муниципальных образований, прежде всего поселений, исходить из приоритета интересов населения муниципального образования, гарантированного и равного предоставления муниципальных услуг на всей территории муниципального образования, необходимости обеспечения доступности органов местного самоуправления для населения. При определении границ городских округов и муниципальных районов учитывать транспортную и социальную инфраструктуру, а также перспективы развития территориальных хозяйственных комплексов;
— организовать широкую информационно-просветительскую работу среди населения края по разъяснению основных положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», компетенции органов публичной власти всех уровней, в том числе вопросов местного значения муниципальных образований всех видов;
— в возможно короткие сроки привести правовые акты края всех отраслей законодательства в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
9. Поручить президиуму Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края на основе обобщения материалов данного Съезда и предложений депутатов всех уровней подготовить предложения для включения в долгосрочную Программу и передать администрации края до 30 апреля 2004 года.
10. Предложить администрации края к 1 июня 2004 года представить Программу социально-экономического развития Красноярского края на 2004-2010 годы в соответствии со ст.29 Устава Красноярского края на утверждение в Законодательное Собрание края.
11. Предложить Законодательному Собранию края рассмотреть Программу социально-экономического развития Красноярского края на 2004-2010 годы не позднее июня 2004 года.
12. Рекомендовать органам местного самоуправления согласовать пятилетние планы социально-экономического развития каждого города и района с Программой социально-экономического развития края и утвердить их представительными органами местного самоуправления.