На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

Решение секции по вопросу «О состоянии работы, проводимой в крае по защите прав детей»

30 марта 2004 года


В крае проживает 731440 детей (по данным переписи), около 700 тысяч семей, в том числе 438305 семей с несовершеннолетними детьми, 11088 семей, воспитывающих 11448 детей с ограниченными возможностями здоровья, более 18 тысяч несовершеннолетних, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе более 10 тысяч детей — опекаемые дети, более 400 детей находятся в семейно-воспитательных группах, приемных семьях.
В крае приняты Концепция семейной политики и другие нормативно-правовые акты, направленные на улучшение положения детей, защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.

Бюджетом 2004 года предусмотрены средства на реализацию краевых целевых программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, «Отдых, оздоровление детей и подростков Красноярского края». Выделены бюджетные средства на питание школьников и детей от 0 до 2-х лет.
Большое внимание уделено профилактике детской безнадзорности, усилению межведомственной координации, оперативному выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданию института приемной семьи.
Получили дальнейшее развитие учреждения социального обслуживания семьи и детей, усилено внимание органов социальной защиты населения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В 2003 году по сравнению с предыдущим на 8% увеличилось число детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления.

Вместе с тем, острота ряда проблем семьи и детства не снижается, что создает серьезную угрозу будущему.
Уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании детей. Бедность семей затрудняет многим детям доступ к социальным услугам, оказываемым в сфере медицины, образования и культуры.

Сокращается общая численность детей, снижается уровень их здоровья, растет число детей с социально обусловленными заболеваниями, туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и др. Увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями, обусловленными воздействием неблагоприятной экологической обстановки и неблагополучным социально-экономическим положением семей и детей.

Сохраняются такие острые социальные проблемы как семейное неблагополучие, детская беспризорность и безнадзорность, социальное сиротство, насилие в отношении детей. Количество детей сирот в крае за последние 5 лет увеличилось на 30 %. Низким является соблюдение прав и конституционных гарантий несовершеннолетних. Органы и учреждения, которые должны осуществлять защиту прав и интересов детей работают малоэффективно. Многие учреждения внесемейного воспитания перенаселены. Из-за хронического недофинансирования они не в состоянии создать детям приемлемые условия для жизни и воспитания, кроме того, из-за отсутствия системы контроля имеют место меры антипедагогического воспитания детей.

Несмотря на принимаемые меры, в 2003 году по сравнению с предыдущим годом на 15% увеличилось количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, их преступность носит жестокие формы. Угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотиков, алкоголизация молодежи, употребление пива становится стандартом молодежи.

Широкое распространение среди несовершеннолетних получили образцы западной культуры, основанные на культе насилия и жестокости, пропагандируемые средствами массовой информации. Сокращается общая численность детей, снижается уровень их здоровья, растет число детей с социально обусловленными заболеваниями, туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и др. Увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями, обусловленными воздействием неблагоприятной экологической обстановки и неблагополучным социально-экономическим положением семей и детей.

В целях предотвращения и ослабления негативных тенденций, объединения усилий всех органов власти, общественности, родителей в сфере обеспечения прав и социальной поддержки семьи и детей участники секции Краевого съезда депутатов предлагают:

1. Законодательному Собранию и Совету администрации края:
1.1. Обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой ускорить рассмотрение следующих проектов законов:
— «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации» — в части создания ювенальных судов;
-»О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — в части государственной поддержки отдыха и оздоровления детей и подростков в РФ;
— «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части увеличения размеров пособия, а также установления единовременного пособия на ребенка к началу учебного года;
— «О средствах массовой информации» — в части защиты интересов детей и молодежи от негативного воздействия на формирование личности;
— в Семейный кодекс Российской Федерации — в части усиления правовых последствий лишения родительских прав, правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей (защита имущественных, жилищных прав, обеспечения проживания в семье и т.д.); взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей;
— «Об ипотеке (залоге недвижимости)» — в части формирования правовых механизмов обеспечения доступности долгосрочных ипотечных кредитов для молодых семей.
Изучить вопрос о возможности подготовки законодательной инициативы, определяющей ответственность родителей за воспитание детей.
1.2. Повторно обратиться в Государственную Думу о необходимости скорейшего рассмотрения и принятия проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулирования производства и оборота этилового спирта. Алкогольной и спиртосодержащей продукции» № 53828-З.
1.3. Рассмотреть и изыскать возможности для решения следующих вопросов:
— о полном введении в действие Закона края «О социальных гарантиях для специалистов государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры, спорта и по делам молодежи»;
— о выделении средств на организацию оздоровления работников бюджетной сферы края;
— о введении Почетного знака Красноярского края «Материнская слава».

2. Рекомендовать Совету администрации края:
2.1. Определить в крае единую социальную политику в отношении семьи и прав детей, обратить особое внимание на систему работы органов опеки и попечительства.
2.2. В целях обеспечения базовых социальных гарантий принять меры для приоритетного финансирования законов и целевых программ, принятых в интересах семьи и детей.
2.3. Обратить особое внимание на необходимость решения проблемы жилья для детей-сирот, определить механизм и четкий порядок его учета и распределения.
2.4. Разработать механизм целевого использования бюджетных средств, выделяемых на питание детей в общеобразовательных учреждениях. При корректировке краевого бюджета предусмотреть увеличение средства на организацию горячего питания школьников из малообеспеченных семей с нового учебного года.
2.5. Рассмотреть вопрос о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии с существующим законодательством.
2.6. Провести работу по информированию населения о возможностях оздоровления детей и подростков за счет средств, предоставляемых краевой целевой программой «Отдых, оздоровление детей и подростков Красноярского края» на 2004 год и средств Регионального отделения Фонда социального страхования РФ и контроль за их целевым использованием.
2.7. Внести изменения в Закон Красноярского края «Об организации работы по опеке и попечительству» в части снижения норм обслуживания детского населения инспекторами по охране прав детей с учетом индивидуальных особенностей территорий.
2.8. Создать систему социальной адаптации для выпускников школ-интернатов, реабилитационных учреждений несовершеннолетних, освобожденных из воспитательной колоний, обеспечивающую условия для их жизнеустройства и получения образования (квотирование рабочих мест, а также мест в средних специальных и высших учебных заведениях, обеспечение жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, патронажная помощь специалистов).
2.9. Обеспечить доступность дополнительного образования, в том числе для детей отдаленных сельских территорий, детей-сирот, детей с отклонениями в развитии.
2.10. Внедрить повсеместно межведомственный автоматизированный учет «Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации» на территории Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.11. Рассмотреть вопрос о создании краевого Центра реабилитации (открытого типа) для несовершеннолетних с девиантными формами поведения;
— о создании загородных реабилитационных центров для наркозависимых несовершеннолетних в городах (Ачинск, Канск, Красноярск, Лесосибирск, Минусинск, Норильск).
2.12. Обратить внимание на необходимость организации пропаганды здорового образа жизни через средства массовой информации.
2.13. Принять на уровне края возможные меры по информационной и аудиовизуальной безопасности населения, особенно детей и подростков, а также обратиться по данной проблеме в федеральные органы власти.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
3.1. Привести в соответствие с законодательством финансирование норм жизнеобеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
3.2. Создать систему общественного контроля за исполнение законов, направленных на защиту детей от преступных посягательств через развитие сети общественных приемных, попечительских советов и других общественных организаций.
3.3. Принять меры по организационно-правовому, кадровому укреплению и материально-техническому обеспечению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.4. Завершить разработку индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями, создать систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
3.5. Принять меры по организации горячего питания детей из малообеспеченных семей, посещающих школы.
3.6. Создать необходимые условия для повышения эффективности работы органов опеки и попечительства.
3.7. Продолжить развитие семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 54 «Семейного кодекса Российской Федерации».

Руководитель секции С. М. Андронова
Куратор секции Н. Л. Агаханова (49-38-41)