На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

Предложения секции «Социально-экономическое развитие села: среднесрочные перспективы и задачи органов власти»

30 марта 2004 года


1. Предложения в области агропромышленного производства

Несмотря на то, что в последнее время в сельскохозяйственном производстве края достигнуты определенные положительные результаты по урожайности зерновых культур и продуктивности животных, финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий продолжает оставаться сложным, продолжается деградация сельскохозяйственного производства.

Среди проблем, присущих агропромышленному сектору, наиболее существенными являются:
— спад сельскохозяйственного производства и его низкая эффективность;
— ухудшение плодородия почв, низкий уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
— низкая обеспеченность сельскохозяйственной техникой и ее высокий износ;
— сложное финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий;
— высокий диспаритет цен между сельскохозяйственной продукцией и промышленной;
— низкий уровень развития рыночной инфраструктуры.

Для решения указанных проблем в Резолюцию III Съезда депутатов необходимо внести следующие предложения:
— закончить работу по формированию механизма регулирования земельных отношений на территории края, обеспечивающего эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения;
— разработать механизм предоставления господдержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, основной принцип которого — устранение диспаритета цен. Основным критерием предоставления господдержки является условие, что себестоимость производства продукции не превышает уровень нормативной себестоимости при сохранении площади обрабатываемой пашни, поголовья скота и птицы, достижении заданной продуктивности;
— разработать новый механизм обеспечения сельских товаропроизводителей техникой, минеральными удобрениями и другими ресурсами по приемлемым ценам, а также развития сети технического оснащения машинно-технологических станций для проведения полного цикла полевых работ;
— перепрофилирование сельскохозяйственных предприятий, изменение их специализации;
— создание агропромышленных вертикально-интегрированных формирований холдингового типа на базе предприятий, имеющих устойчивое финансово-экономическое состояние, интеграцию с перерабатывающей промышленностью, кооперативную организацию сельского хозяйства;
— создать систему сбытовой кооперации для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
— повышение кадрового потенциала АПК предусматривает продолжение работы по созданию системы непрерывного сельскохозяйственного образования, подготовке и переподготовке кадров руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, созданию условий для снижения текучести и закрепления квалифицированных кадров на селе.

2. Предложения в области социального развития сельских территорий

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей населения, проживающего на их территории.

Совету администрации края и органам местного самоуправления необходимо в 2004 году завершить разработку краевой целевой программы «Социальное развитие села Красноярского края», предусматривающей жилищное строительство в сельской местности; реконструкцию и техническое перевооружение систем энергоснабжения села; водотеплоснабжение сельских населенных пунктов; развитие сети автомобильных дорог в сельской местности.

3. Предложения в области занятости и самозанятости сельского населения районов края

Сокращение объемов сельскохозяйственного производства, сокращение числа сельскохозяйственных предприятий, разрушение производственного потенциала села, ухудшение социально-бытовых условий проживания привели к уменьшению числа рабочих мест в сельской местности, увеличению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, вызвали снижение жизненного уровня селян, ускорили процесс сокращения численности сельского населения и особенно малочисленных сельских населенных пунктов.

Одним из факторов, влияющих на рост уровня жизни сельского населения, его самозанятости, является развитие личных подсобных хозяйств населения с многоотраслевой системой производства и создание сети по заготовке и переработке дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, дичи, рыбы и др.

В Резолюцию Съезда депутатов необходимо внести следующие предложения:
— оказание государственной поддержки на конкурсной основе проектам создания предприятий несельскохозяйственного бизнеса на сельских территориях;
— организация сбора и переработки дикорастущих недревесных продуктов леса (дикоросов);
— обеспечить осуществление организационных мер по государственной поддержке личных подсобных хозяйств органами государственной власти и местного самоуправления;
— создать систему взаимоотношений личных подсобных хозяйств и коллективных сельскохозяйственных предприятий;
— определить направления развития личных подсобных хозяйств и меры их финансовой поддержки;
— создать систему закупки и сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных хозяйствах;
— обеспечить способы решения социальных проблем владельцев личных подсобных хозяйств.

4. Предложения по развитию садоводческих объединений граждан края

Спад производства плодоовощной продукции в общественном секторе привел к тому, что в обеспечении свежими овощами, плодами и ягодами, как составляющей части продовольственной программы края, существенная роль отводится садоводческим объединениям граждан городов и промышленных центров края. Более 406 тысяч садоводов и огородников, объединенных в 1032 товарищества, на землепользовании 48,6 тысячи га производят почти 61,4 тыс. т. плодово-ягодной, 98,5 тысячи тонн — овощной продукции.

Созданные в свое время как коллективные садоводства предприятий и организаций, они обустраивались при постоянной финансовой и технической помощи. В настоящее время после реформы они остались без какой-либо поддержки и без надлежащей правовой базы. Это ведет к резкому сокращению использования садовых участков, часто вызывает фитоэкологичесекую угрозу землепользования.

Решение проблем садоводства требует своего рассмотрения на всех уровнях власти.

В Резолюцию Съезда депутатов внести следующие предложения:
— считать садоводческие объединения граждан составной частью аграрного сектора края;
— разработать Программу развития садоводческих объединений с определением для них государственной поддержки.

Руководитель секции П. Г. Миков
Куратор секции Н. П. Левченко (49-31-48)