На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

В. Ф. Чащин — председатель Красноярского городского Совета

30 марта 2004 года


Уважаемые делегаты!

От имени депутатов Красноярского городского Совета приветствую участников III Съезда депутатов Красноярского края. Желаю всем плодотворной работы на благо жителей нашего Красноярского края.

Мы стали свидетелями двух докладов: «Основные направления социально-экономического развития Красноярского края», с которым выступил Губернатор Александр Геннадиевич Хлопонин, и «Задачи государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого развития региона», с которым выступил Александр Викторович Усс, председатель Законодательного Собрания края.

Я полагаю, что публичное обсуждение программных документов на Съезде депутатов позволяет ещё до их принятия и утверждения получить некую экспертную оценку именно со стороны депутатского корпуса.

Я думаю, это очень важное обстоятельство ещё и потому, что концепция социально-экономического развития края, которая была представлена буквально полтора месяца назад, многие из нас были непосредственными участниками. В администрации города Красноярска разработчик — руководитель группы Пётр Иванович Пимашков и непосредственно Губернатор представляли концепцию. Я должен сказать, что, наверное, это достижение, что за полтора года удалось эту концепцию разработать и представить. Пять лет ждали этого события. Я думаю, здесь и личная инициатива Губернатора Красноярского края Александра Геннадиевича Хлопонина.

Уважаемые делегаты!

Местное самоуправление вступает в очередной этап своего реформирования. Видимо, это процесс нескончаемый, и с этим уже все смирились. Справедливости ради надо отметить, что в 1996-1998 годах были приняты очень важные законы, которые были направлены на улучшение организационных, финансово-экономических основ местного самоуправления. Закон Красноярского края, который был принят в 1996 году, «О местном самоуправлении в Красноярском крае» предельно чётко регулирует основы организации и деятельности местного самоуправления.

Когда мы посмотрели новую редакцию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…», то непосредственно для Красноярского городского Совета оказалось, что дел не так много, поскольку многие важные положения этого Закона уже были прописаны в 1996 году. Пользуясь случаем, я благодарю депутатов Законодательного Собрания края, что они чётко сформулировали цели и задачи, которые были обозначены в Законе Красноярского края «О местном самоуправлении…».

Я полагаю, что для города Красноярска, для представительных органов городов и районов края, конечно, впереди очень сложная работа. И мы, безусловно, должны опираться на наработанный опыт, на имеющиеся у нас возможности.

Должен сказать, что за последние семь лет мы приняли более 400 решений и постановлений Красноярского городского Совета. Это такие очень важные документы, как Генеральный план развития города Красноярска на долгосрочную перспективу, «Основные направления социально-экономического развития на период до 2005 года». Такие решения, которые носят стратегический характер, позволили для города Красноярска именно в этот период сохранить устойчивость, стабильность, есть некоторые положительные итоги, которые характеризуются определёнными цифрами.

Надо сказать, что у нас сегодня есть и рост промышленного производства. Были отмечены наши некоторые успехи в жилищном строительстве. Тем не менее хотелось бы сказать, что есть некоторые социально демографические показатели, которые свидетельствуют о том, что есть определённые достижения. Впервые за последние три года увеличилась численность города Красноярска, она теперь равна 913 тыс. человек. За последние три года на 43 процента увеличилась рождаемость. Это очень важный показатель. Это один из примечательных фактов по Российской Федерации. Уменьшилась материнская смертность в 3 раза. В результате принятия социальных программ, которые были разработаны и приняты Красноярским городским Советом, мы имеем очень важные показатели снижения заболеваемости среди детей.

Есть набор фактов, который говорит о том, что можно при организации хорошей работы иметь некоторые положительные результаты.

Я бы хотел заострить внимание на том, что впереди у нас очень важная работа. И то, что с 1 января 2006 года будет действовать новая редакция Федерального закона. Я думаю, что этот Съезд поможет ещё раз понять те проблемы, которые нас ожидаю, понять, к чему нужно сегодня готовиться.

Новая редакция Закона как раз говорит о том, что полномочия муниципальных образования, местного самоуправления, будут уменьшаться, поскольку ставилась задача сделать соразмерными ресурсы и полномочия. Как раз здесь мы имеем чёткую программную линию со стороны федерального центра, что местное самоуправление должно развиваться, а финансовые возможности всё более ограничены.

Надо сказать, что за последние три года многие федеральные законы, которые были приняты Государственной Думой, которые касаются именно местных бюджетов, как раз нанесли большой урон доходной части местных бюджетов. Я приведу только два примера. В декабре 2002 года была изменена ставка сбора для юридических лиц. В результате, город Красноярск только в 2003 году потерял 273 млн. рублей.

С 1 января 2004 года отменены 10 местных налогов и сборов. В результате, бюджет города Красноярска лишился 300 млн. рублей.

Новая редакция Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должна была приниматься одновременно с поправками в Налоговый и Бюджетные кодексы. Однако этого не произошло. И теперь все томятся в ожидании того, какие всё-таки налоги будут иметь муниципальные образования. Пока те налоги, которые там обозначены, не будут обеспечивать сегодня местные бюджеты в том объёме, который сегодня необходим для исполнения полномочий, которые будут возложены на местное самоуправление.

Надо сказать, что для муниципальных образований есть проблемы, которые сегодня очевидны, которые вызывают обострённую реакцию и недовольство со стороны населения. Буквально недавно прошли выборы. Практически на всех встречах люди просто обеспокоены ситуацией, которая связана с деятельностью в сфере приёма лома чёрных и цветных металлов. Эта проблема имеет уже давнюю историю. Только за последние три года было принято 3 постановления Правительства Российской Федерации. Было принято 2 постановления Совета администрации края. Был принят Закон Красноярского края именно относительно того, что касается регулирования приёма лома чёрных и цветных металлов. До сих пор положение не изменилось. Сегодня вырезаются километры электрических сетей, снимаются канализационные крышки, всё это несётся в приёмные пункты. Семь контролирующих органов, которые осуществляют лицензирование и контроль в этой сфере деятельности… И ничего не происходит!

Я полагаю, что здесь должны быть согласованные действия и на уровне Государственной Думы, и на уровне Законодательного Собрания края, и на уровне Совета администрации, и на уровне местного самоуправления, поскольку местное самоуправление никаких полномочий здесь не имеет. Мы только констатируем факты, что происходит в том или ином районе, на том или ином объекте. Эта проблема, я думаю, должна быть решена, мы должны заслон поставить воровству, расхищению, грабежу, по-другому не скажешь.

Я думаю, что одна из очень важных тем (для краевого центра она является актуальной) — это все эмиграционные процессы, которые происходят не только в нашем регионе, но и в других областях и территориях России. Я речь веду о том, что законодательство об иностранных гражданах и эмиграционной политике тоже никаких прав местному самоуправлению не предоставляет. Сегодня работодатели, которые используют иностранцев в качестве рабочей силы. Думаю, что здесь и квотирование уже не может решить эту проблему. Есть вопросы, которые касаются временного проживания, опять же местное самоуправление никаких полномочий здесь не имеет.

Сегодня в городе Красноярске проживает порядка 20 тысяч иностранных граждан. Есть 3 школы в Ленинском районе, где количество детей иностранных граждан уже достигает 25 процентов. Это очень большая цифра. Здесь учителя несут дополнительную учебную нагрузку, не получая никаких надбавок. Они несут дополнительную психологическую нагрузку, поскольку очень сложно работать с детьми иностранных граждан. Школа в этой части не получает дополнительного финансирования. Я думаю, что нужно искать пути, как эту проблему решать, учитывая и назначение нашего региона, его стратегическое значение. Подпирает сегодня Дальний Восток. Как-то однажды Александр Викторович сказал по поводу того, кого будем избирать мэром и Губернатором.

Проблема действительно есть, это проблема очевидная.

Я полагаю, что развитие местного самоуправления не в малой степени зависит от взаимодействия депутатов всех уровней — и Государственной Думы, и Законодательного Собрания, городских и районных Советов. От того, насколько наши действия будут согласованы, я думаю, будет зависеть судьба всех наших муниципальных образований, будут зависеть перспективы развития, сохранения устойчивости и стабильности.

Спасибо за внимание!