На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

В. А. Новиков — член Совета Федерации Федерального Собрания России, представитель Законодательного Собрания Красноярского края

30 марта 2004 года


Уважаемый Александр Викторович! Уважаемый Александр Геннадиевич! Делегаты и приглашённые!

Я чрезвычайно признателен за возможность выступить перед вами. Мне бы хотелось в отличие от глобальных вопросов, которые здесь поднимались, поднять один достаточно частный, но, с моей точки зрения, крайне важный. Дело в том, что Съезд проходит в удивительное время, завтра заканчивается приём поправок ко второму чтению законов о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс и в Налоговый кодекс в связи с реформой местного самоуправления и органов власти субъектов Федерации. Далее Правительство предполагает внести свои поправки до 8-го числа, на этом процесс по существу закончится, дальше мы получим документ, в соответствии с которым мы будем жить.

Я должен сказать, что произошло одно интересное событие, которое достаточно характерно для новейшей истории. Если вы помните, принятие этих двух законов являлось непременным условием, чтобы были запущены и действовали вот эти два закона о реформировании органов власти. Речь шла о том, что должны быть чётко разделены расходные полномочия, под них должны быть определены доходные источники, в соответствии с которыми и местное самоуправление, и субъекты Федерации будут уже существовать дальше.

Но во время обсуждения, когда всё это попало в крепкие и надёжные руки Минфина, произошла следующая подмена понятий: дело в том, что вместо того, чтобы проинвентаризировать полномочия, было просто осуществлено перераспределение тех полномочий, которые уже финансировались, и никто не анализировал те полномочия, которые есть у органов власти и которые на самом деле ими финансировались. Поэтому они как не финансировались, так и финансироваться не будут.

Что произошло? Я приведу один простой пример. На органы местного самоуправления возложена обязанность заниматься электро-, тепло-, водо-, газоснабжением. Как человек, который занимался достаточно активно законом об электроэнергетике, могу сказать следующее: Правительство коленным железом выжгло оттуда какие-либо властные полномочия для местного самоуправления. Финансовых полномочий, как известно, тоже нет. Поэтому я так себе представляю, что наши органы местного самоуправления должны в полном составе с лопатами рыть траншеи, красть, поскольку денег нет, трубы, укладывать их, чтобы обеспечивать теплом населённые пункты.
То же самое происходит и с органами государственной власти, поэтому то, что мы будем сейчас иметь, те полномочия, которые, по некоторым оценкам, для местного самоуправления финансировались только на 40 процентов, останется дальше. Я думаю, органам местного самоуправления придётся несладко.

Вторая особенность — дело в том, что Правительство поступило очень просто. Оно посчитало вот это перераспределение полномочий, посмотрело, сколько и куда уходит, выяснило, что где-то около 320 миллиардов уходит на уровень субъектов Федерации. Я подчёркиваю, что это данные средние по палате, то есть средние по России. Примерно столько же уходит с местного самоуправления их полномочий, то есть передаётся на уровень субъектов Федерации. Следовательно, они облегчённо вздохнули и сказали, что никаких дополнительных доходов на территорию передаваться не будет. То есть всё, что есть, так и останется.

Но что такое «средние по палате»? у меня есть расчёты, которые мне представило наше финансовое управление. Если бы в 2003 году действовали вот эти поправки в Бюджетный кодекс, 2,8 миллиарда дополнительных расходов для Красноярского края. Источников под это никаких.

Что будет происходить с местным самоуправлением? Мне не очень понятно. Дело в том, что основной налог, которым предполагается регулировать бюджеты органов местного самоуправления, — это подоходный налог. Как быть с такими территориями, как Сосновоборск? Ведь подоходный налог будет платиться в городе Красноярске. И, слава богу, что Красноярск будет получать эти доходы! А какие доходы будет получать Сосновоборск? И чем это регулировать?

Поэтому мне представляется, что нужно в каком-то срочном порядке всё-таки добиться от Правительства, чтобы был проведён анализ того, каким образом это скажется и насколько на органах государственной власти и местного самоуправления. Наши попытки заставить Правительство сделать это наталкиваются на жёсткое сопротивление. Они говорят, что они просили субъекты Федерации и органы местного самоуправления, им ничего не дали. У них есть данные по пяти территориям, по пяти территориям вроде бы всё в порядке.

Поэтому у меня просьба и к Александру Геннадиевичу, и к Александру Викторовичу, как к члену Госсовета, как к члену Президиума Совета законодателей, если вы не организуете в этой части (а мы готовы оказать вам духовное содействие) этот анализ по территориям, то я боюсь, что ничего у нас из этого не выйдет, потом мы будем только сожалеть о том, как плохо у нас получается с органами местного самоуправления и органами государственной власти.

Следующее обстоятельство, которое тоже имеет место быть, — это ситуация с автономными округами. Вы знаете, что с 1 января 2006 года эти законы тоже вступят в действие вместе с законами о реформировании органов власти. В частности, позиция там такова, что трансферты из федерального фонда поддержки территорий будут осуществляться из расчёта по консолидированному бюджету края.

Например, уровень бюджетной обеспеченности на одного жителя Красноярского края 10 тыс. рублей в год, уровень бюджетной обеспеченности на Таймыре и в Эвенкии примерно 17 тыс. рублей в год. Что произойдёт? Это понятно. Возможно, край превратится из донора в реципиента, но тем не менее ещё примерно 2 миллиарда придётся где-то изыскивать, и это ляжет также нагрузкой на бюджет Красноярского края.

То есть если просуммировать предыдущие расчёты и эти, то получается что-то около 5 миллиардов дополнительных расходов для Красноярского края в связи с этим реформированием.

Александр Геннадиевич, позиция Правительства чрезвычайно жёсткая по этому поводу. Я сам вносил поправку, и мы с Минфином очень долго обсуждали вопрос о том, что запрещается учитывать при формировании фонда финансовой поддержки индивидуальные особенности территорий, то есть должно быть только в среднем по палате. И если мы сейчас эту поправку не проведём, то нам придётся очень и очень тяжело. Поэтому давайте как-то вместе попытаемся Минфин убедить, что Россия слишком разнообразная страна, чтобы можно было исключительно пользоваться средними по палате показателями.

И последнее. Я думаю, что мы достаточно подробно обсудим сейчас на секции по межбюджетным отношениям эту ситуацию с налогами, но должен сказать следующее, что если много субъектов Федерации и много органов местного самоуправления выходят со своими предложениями, Правительство вынуждено прислушиваться. Так, например, произошло по транспортному налогу, когда подавляющее большинство субъектов Федерации объяснило, что этот налог нельзя оставлять на уровне местного самоуправления, а в качестве компенсации можно предложить налог на имущество организаций.

Поэтому здесь нужно в качестве рекомендаций обратить на это внимание, достаточно тщательно это проанализировать и все те предложения, о которых мы будем говорить, сформулировать, а Съезду их поддержать. Тогда, я думаю, всё может измениться, тем более, что время уже тикает, и тикает основательно.

Спасибо.