На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

Ю. Н. Захаринский — руководитель секции «Социально-экономическая значимость природопользования и охраны окружающей среды», депутат Законодательного Собрания края

31 марта 2004 года


Уважаемые коллеги!

III съезд депутатов Красноярского края проходит под девизом — «Нам здесь жить». Мы на заседании секции «Социально-экономическая значимость природопользования и охраны окружающей среды» попытались на вопрос: «А как нам здесь жить?» — найти свой вариант ответа.

Разговор на секции получился деловой, конструктивный. Обсуждаемые вопросы и проблемы вызвали неподдельный интерес, о чем свидетельствуют 11 докладов, 17 выступлений и задаваемые вопросы, бурное обсуждение в перерыве и работа секции до 18-30.

Остановлюсь на трех вопросах.

Вчера Губернатор Красноярского края и Председатель Законодательного Собрания в своих докладах сказали о необходимости принятия кардинальных мер в экономике, о внедрении новых технологий в природопользовании, о важности для Красноярского края освоения Нижнего Приангарья.

Красноярский эксперимент, красноярская инициатива — мы ее назвали Ангаро-Енисейской особой экономической зоной высоких технологий природопользования.

Ангаро-Енисейский регион, обладающий богатейшим природным потенциалом, имеющим не только региональное, но и федеральное значение (уголь, никель, платина, золото, свинец, марганец, редкие земли, нефть, газ, гелий, лес, гидроресурсы), может послужить основой красноярско-российского эксперимента по выработке эффективной политики природопользования в России.

Необходимо разработать закон «О комплексном природопользовании в Красноярском крае». Подобные законы целесообразны так же в Таймырском и Эвенкийском автономных округах. Законы должны исходить из единой концептуальной основы, которая на базе Конституции и федерального законодательства отражала бы специфику субъектов в области природопользования, в том числе особенности традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.

Необходим федеральный закон «Об Ангаро-Енисейской особой экономической зоне высоких технологий природопользования».

Совету администрации края необходимо решить в Правительстве Российской Федерации, с учетом поддержки идеи Президентом России, вопрос о создании Ангаро-Енисейской особой экономической зоны высоких технологий природопользования, с целью обеспечения ускоренного социально-экономического развития Приангарья и Красноярского края.

Красноярская инициатива позволит наделить большой Красноярский край, теми полномочиями совместного ведения в сфере природопользования, которые федеральный центр не может достаточно эффективно использовать.

Вчера на заседании секции мы много говорили о том, что из системы управления природопользованием и охраной окружающей среды практически исключено основное звено, где проживает население — муниципальные образования, уровень участия которых в управлении сводится к нулю.

Необходимо законодательно прописать разграничение полномочий в области природопользования и охраны окружающей среды между органами исполнительной власти края и местного самоуправления.

Во все времена промышленное производство оказывало вредное воздействие на окружающую среду.

Человечество дорого заплатило и платит по экологическим счетам за технический прогресс, который невозможен без продукции черной и цветной металлургии, машиностроения и т. д.

В истории страны, нашего края был период ускоренной индустриализации, годы Великой Отечественной войны, когда никто не думал об экологических последствиях. Поэтому мы теперь имеем то, что было заложено 50-60 лет тому назад.

На 88 процентах территории Красноярского края экологическая обстановка благоприятная, близкая к природной. Но на этой территории проживает только 33 процента населения края. А на 12 процентах территории края с неблагоприятной экологической ситуацией проживает более 66 процентов населения, в том числе с критическими условиями или близкими к катастрофическому состоянию окружающей природной среды — более 54 процентов.

Необходима целенаправленная работа в области охраны окружающей среды, иначе экологический порядок в нашем крае мы не наведем.

Задачи 2004 года:
— разработка концепцию экологической политики в крае;
— принятие необходимого основополагающего краевого закона «Об охране окружающей среды», и среднесрочные программы в
области охраны окружающей среды;
— необходимо восстановить статус экологических платежей, как целевых, восстановить экологические фонды: и краевой, и муниципальные.

Иначе в бюджете всегда найдется и находится «брешь», которую «латают» экологическими платежами.

Классику принадлежит фраза: «Будущее — это тщательно обезвреженное настоящее». Давайте будущим заниматься сегодня!

Всё.