На главную | III съезд

III съезд депутатов Красноярского края (30 марта 2004 года)

Т. И. Казановой — от секции «Красноярское образование: состояние, проблемы и пути их разрешения», депутат Красноярского городского Совета

31 марта 2004 года


Уважаемые депутаты!

Я представляю материалы работы секции «Красноярское образование: состояние, проблемы и пути их разрешения».

Докладываю вам, что на секции у нас присутствовало более 100 человек. Это депутаты из районов края: Шушенского, Шарыповского, Боготольского, города Красноярска, учёные высшей школы, специалисты Главного управления образования города и края, представители профтехобразования.

Я остановлюсь на проблемах, коль секция наша носит такое название, и в предложениях к Резолюции расскажу о проблемах и путях их разрешения.

Если говорить о настроении нашей секции, то его можно определить… я бы определила тремя словами — это боль, тревога и неравнодушие к судьбам наших детей, т. е. к нашему с вами будущему.

Первая проблема, на которой хотелось бы остановить внимание и о которой с болью говорили, и по которой многие для себя вообще сделали открытие, потому что мы иногда забываем о том, что нас окружает, это именно о здоровье детей. И поэтому первая проблема — это развитие здоровьесберегающих технологий.

У нас с вами 98 процентов детей в первые классы приходят имеющими хронические заболевания. Страшные цифры вчера прозвучали.

Например, в Шарыповском районе из 300 детей одного из детских учреждений 190 детей являются олигофренами. Это результат пьянства и других пороков взрослых.

В Шушенском районе из 245 детей должны обучаться в специализированных школах седьмого и восьмого типов 245 детей, но они обучаются в общеобразовательных школах. 125 детей школьного возраста — инвалиды.

Число опекаемых растёт, число неполных семей растёт, тревожность детей в благополучных семьях тоже растёт, и эти цифры можно было бы продолжать. И я хочу сказать, что если раньше мы имели единицы вот таких детей, то теперь мы их имеем очень большое количество, и это вызывает очень большую тревогу.

Такие болезни сейчас уже в школьном возрасте, которыми поражены дети, это и туберкулёз, и психические заболевания, и вегето-сосудистая дистония, я уже не говорю об опорно-двигательном аппарате.

Поэтому возникает проблема межведомственных программ и кадров, чтобы в школу пришли не только врачи и медсестры, в некоторых школах и их нет, но и психологи, и логопеды, и невропатологи, и психотерапевты, если хотите.

В крае проблема, которая была поднята, это проблема детского питания. Дотация на детское питание — 1 рубль 95 копеек, вы знаете. Но даже и эти деньги приходят либо не вовремя, либо приходят одномоментно, допустим, в марте, и нужно быстро накормить детей. А так не бывает. И эту же проблему нужно ещё разрешить: разделить и дифференцировать даже эти маленькие деньги, которые отпускаются.

Следующая проблема — проблема организации летнего детского отдыха. Мы очень хорошо отчитываемся, потому что летом мы имеем программы по организации летнего детского отдыха, выделяются очень большие суммы на эти цели. Но просто устраивать кормёжку в летний период, когда организуются детские летние площадки, мы считаем неправильным, потому что летний отдых превращается в профанацию, когда эти деньги нельзя расходовать ни на организацию культурного досуга, ни на что иное, а нужно только в массовом количестве накормить.

Следующая проблема — это не просто спортивная база, которая отсутствует в учебных заведениях и которая пришла в упадок, но и при таком хроническом, будем говорить, нездоровье наших детей, это прежняя система ГТО, БГТО, т. е. вот этих норм, которые дети наши должны сдавать и, конечно, никогда они их не сдадут. И платные секции, стадионы, поэтому детям, в принципе, решить проблему детской занятости невозможно.

Следующая проблема — это проблема обеспечения учебниками и не только учебниками, но и пополнение школьных библиотек художественной литературой. К своему стыду мы уже пришли к такой ситуации, когда в школьных библиотеках нет произведений Пушкина, нет произведений Лермонтова, Толстого.

Ну, и проблема материальной базы школ. Школа — нищая, несмотря на то, что мы её красим, белим, но есть ещё такие вопросы, как учебно-методическая пополнение, и мы никогда не научим ребёнка, не имея вот этого учебно-методического комплекса.

Следующая проблема. Вызывает опасения и тревогу ведение профильного обучения на третьей ступени школы при отсутствии кадрового и материального потенциала. Чтобы не случилось так, что классы, которые предполагается сделать общеобразовательными, чтобы не были неподготовленными и дети, которые не могут усваивать математику, физику, не оказались у нас за бортом жизни.

Система дошкольного образования и воспитания в непрерывной системе образования — это сохранение зданий детских садов и сохранение вообще всей системы дошкольного образования и воспитания.

Проблема следующая — это проблема малокомплектных сельских школ и проблема недофинансирования их местными администрациями. Потому что школы на селе, конечно, в ужасающем положении.

И как одна из проблем и предложение — это продолжение замечательного опыта работы губернаторских отрядов для опыта работы с подростками.

Проблема социальной защиты учителя — отсутствие курсовок, путёвок, жилья и так далее.

И проблема — все-таки предоставление льгот тем предприятиям, которые оказывают помощь детским учреждениям.

Вот основные проблемы, которые были высказаны на нашей секции.

А теперь, какие мы предложения вносим в проект Резолюции по вопросам образования.

Первое — в области формирования эффективных экономических отношений в образовании:
— увеличение финансирования образовательных учреждений через разработку и поэтапное введение норматива финансовых затрат на предоставление бюджетных услуг в дошкольном, среднем (полном) общем и дополнительном образовании;
— для обеспечения доступного качественного общего образования необходимо сформировать краевую сеть образовательных учреждений, соответствующих современным требованиям.
Второе предложение в области кадрового обеспечения:
— повышение социального статуса учителей, увеличение оплаты труда, введение надбавок различным категориям работников общего образования;
— подготовка предложений по переходу на региональную систему материального стимулирования с учетом качества педагогического труда;
— закрепление нормативно-правовыми актами Законодательного Собрания льгот педагогическим работникам в области приобретения жилья и по коммунальным услугам;
— разработка целевой программы «Жилье».
— необходимость принятия краевого закона «О льготах по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности»;
— разработка системы мероприятий, направленных на закрепление педагогических кадров в образовательных учреждениях края, в том числе предусматривающих новые формы распределения в образовательные учреждения выпускников педагогических вузов края.

И третье предложение:

— поддержать государственно-общественные формы управления образованием через привлечение попечительских советов, родительских комитетов к процедурам аттестации педагогических работников и образовательных учреждений, к разработке и экспертизе образовательных программ, учебных пособий, формированию перечня платных образовательных услуг, оказываемых учреждениями сверх соответствующих образовательных программ, определению направлений профориентационной деятельности, организации общественного контроля за расходованием финансовых средств учреждений, в том числе внебюджетных.

Четвёртое — разработать и принять краевой закон «О попечительской деятельности».

Спасибо.