На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Куканов В. И. — депутат Железногорского городского Совета

30 октября 1998 года


Уважаемые депутаты, я выступаю по поручению делегации представительного органа закрытого территориального образования (ЗАТО) г. Железногорска.

Население города 100 тысяч человек. В соответствии с Уставом ЗАТО наш представительный орган избран в составе 15 депутатов. Семь депутатов избрано по партийным спискам, восемь — по одномандатным округам.

Такой принцип формирования депутатского корпуса имеет, как известно, свои плюсы и минусы. В качестве доказательства приведу только один факт. В этом году по разным причинам у нас досрочно были прекращены полномочия двух депутатов. Место депутата, избранного по списку КПРФ, занял один из кандидатов этого избирательного объединения и сразу же приступил к работе. А для замещения депутата, избранного в округе, пришлось, выполняя требования Закона, назначать выборы, проведение которых связано с большими затратами и времени, и средств.

Устав нашего ЗАТО вообще не предусматривает должности главы муниципального образования, а прописывает четкое разделение полномочий между исполнительной и представительной ветвями власти.

Эта структура органов самоуправления была выбрана из нескольких вариантов и одобрена на городском референдуме. На днях исполнился только год со дня принятия Устава, но можно уже с уверенностью сказать, что в наших условиях эта структура себя оправдала. Кстати, такая система в крае практически не встречается.

Городской Совет, в основном, занимается разработкой и утверждением нормативных актов, выполняет контрольные функции и не вмешивается по мелочам в деятельность администрации. Между Советом и администрацией сложились деловые рабочие отношения. Решения, определяющие жизнь города, принимаются после всестороннего рассмотрения их в комиссиях Совета и подразделениях администрации.

В результате удалось избежать какого-либо противостояния между двумя ветвями власти. Правда, не сразу.
На съезде уже говорилось о бесправном положении некоторых сельских и поселковых Советов. Конечно, многое здесь зависит от личности мэра или главы. Но крайне важно помочь депутатам местных Советов в их становлении как представителей власти, снабдить их напрямую, а не через главу сборниками нормативных актов, определяющих их права и полномочия.

Это могли бы сделать либо аппарат Законодательного Собрания, либо Ассоциация, которую мы сегодня создаём.
В структуре ЗАТО есть посёлок Подгорный, имеющий статус муниципального образования. В поселке есть свои органы местного самоуправления, и мы считаем, что для решения вопросов местного значения максимальное количество предметов ведения должно быть передано именно им.

Отношения с данным муниципальным образованием у нас будут строиться на договорной основе. Договор уже разработан и проходит в настоящее время последние согласования.

Ещё несколько слов, касающихся работы городского Совета. Сейчас из 15 депутатов 5 работают на постоянной основе. Однако мы убедились, что не можем охватить всех проблем города, потому предусмотрели на перспективу в Уставе ЗАТО увеличение численности депутатского корпуса до 24 человек.

Уважаемые депутаты, местное самоуправление — это, по сути, возродившееся в новых формах земское движение, являющееся одним из немногих достижений периода реформ. Опыт, который мы нарабатываем в поисках оптимальных путей решения местных проблем, имеет огромную ценность.

Немного об экономике. Несколько месяцев назад в городском Совете был поднят вопрос о разработке антикризисной программы. К этой работе нам удалось привлечь не только руководство крупных предприятий, но и большое число инициативных, творческих людей из числа специалистов, руководителей среднего звена. В городе расположены крупные предприятия, в том числе научно-производственное объединение прикладной механики, занимающееся разработкой и производством спутниковых систем связи и навигации, горно-химический комбинат Министерства атомной промышленности. В результате конверсии большое число инженерно-технических работников, выпускников ведущих вузов Советского Союза оказалось не у дел. Их нерастраченный производственный и творческий потенциал мы и решили использовать в нашем технополисе. И не ошиблись, так как в результате мы получили огромный перечень инвестиционных проектов. Сейчас приступил к работе научно-технический совет, который всесторонне анализирует предложенные проекты.

27 октября сессия городского Совета приняла решение о создании координационного совета по реализации антикризисной программы.

Нам могут возразить, что органы местного самоуправления берутся за выполнение не свойственных им функций, за управление хозяйственной деятельностью. Но в условиях, когда разорваны вертикальные связи и многие предприятия оказались дрейфующими, как говорится, «без руля и без ветрил», мы не можем сидеть сложа руки.
Уважаемые депутаты, опыт становления местного самоуправления подсказывает необходимость координации наших действий с целью более эффективной защиты интересов избирателей.

Поэтому наша делегация полностью поддерживает предложение организационного комитета и председателя Законодательного Собрания А. В. Усса об учреждении Ассоциации представительных органов Красноярского края. И предлагает определить одну квоту в президиуме Координационного совета Ассоциации для представителя ЗАТО, которых на территории края четыре.