На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Литвиненко В. В. — председатель Норильского городского Совета

30 октября 1998 года


Если внимательно посмотреть на карту Красноярского края, то увидишь, что две трети территории края занимают северные регионы с их богатейшими сырьевыми и очень маленькими людскими ресурсами.

В Норильске проживает около 5 процентов населения края, но поступлений в бюджеты всех уровней город дает до 40 процентов.

Я прошу понять меня не как сноба, который хочет показать, какие мы хорошие, как мы хорошо работаем. Нет.

Экономические и политические проблемы, которые затронули всю Россию, очень сильно отражаются на нас — жителях Севера. Это проблемы пенсионеров, выезда северян на материк, заработной платы и многие, многие другие. Сегодня потребительская корзина норильчанина всего в 2,5 раза дороже, чем в Красноярске, но цены на все продукты питания, в основном, в 3,5 — 6 раз выше.

Когда в 1991 году прошёл «бум самостийности», когда начали отделяться многие территории, в том числе и от Красноярского края отделилась Хакасия, как-то забыли о Норильске. Город оказался по сути анклавной территорией в составе Красноярского края, но на территории Таймырского автономного округа, что породило очень много проблем. К сожалению, именно от того, что до сих пор не определён статус Норильска, не можем принять Устав города.

Находимся на территории Таймырского автономного округа, а ресурсы — недра, земля — непонятно к кому относятся. Налоги платим все в край, но нормальных взаимоотношений между краем и округом нет.

Эта проблема порождает и все другие проблемы, проблемы бюджетных отношений, политические, человеческие.
Хотелось бы, в первую очередь, чтобы руководители Красноярского края и Таймырского автономного округа пришли к согласию, все-таки договорились между собой. Это действительно крайне важно для нас.

Другое негативное обстоятельство, которое тормозит решение многих проблем, это отсутствие закона о финансовых основах местного самоуправления. Мы просим Законодательное Собрание края ускорить его принятие.

Нет долговременных нормативов отчислений от всех налогов, в результате мы не можем планировать свою работу, не можем правильно, скажем так, определить приоритеты расходования этих средств.

Кроме того, на мой взгляд, в этом законе в обязательном порядке должны быть четко определены источники и схема, по которой все муниципальные образования будут получать доходы. Действительно, получается как в знаменитом романе Ильфа и Петрова, когда Паниковский кричал: «Остап Ибрагимович, Остап Ибрагимович, когда же мы будем делить наши денежки?!». Но делить проще, сложно заработать. Вот и нужно дать территориям возможность и зарабатывать, и распределять, и расходовать свои средства.

Еще раз хочу подчеркнуть, что срочного разрешения требует проблема определения статуса города Норильска.

В порядке законодательной инициативы мы выходили и в Законодательное Собрание, и к Губернатору края с предложением об изменении статьи 108 Устава Красноярского края, в соответствии с которой трудно понять статус самого Норильска. Что это такое? Это анклав? Это три муниципальных образования, которые находятся на одной территории, или это район? Естественно, отсюда и проблемы бюджетных отношений между тремя городами — Норильском, Кайерканом и Талнахом.

Кроме того, надо в ближайшее время, мы тоже выступили с законодательной инициативой, решить вопрос об избирательном округе № 46 по выборам в Государственную Думу. Сейчас Норильск присоединен или к Норильску присоединён Советский район Красноярска. Непонятен такой разрыв территорий.

Мы просим Законодательное Собрание края поддержать наше предложение о формировании избирательного округа № 46 по выборам в Государственную Думу из северных территорий. Это позволит определять северным регионам свою тактику и стратегию.

В заключение хочу сказать, что Ассоциация депутатов всех уровней, которая по сути дела будет лоббировать интересы всех территорий как в Законодательном Собрании, так и в Государственной Думе, нам нужна.