На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Трофимук В. Н. — председатель Лесосибирского городского Совета

30 октября 1998 года


Возрождение законодательных органов местного самоуправления пришлось на трудный период. «Феодально-капиталистическая» с основами социализма система в стране потребовала пересмотра многих положений, законов, обеспечивающих жизнедеятельность не только в целом в Федерации, но и в селах, поселках, городах.

Разработка и принятие уставов, в том числе и в г. Лесосибирске, явились основой формирования нормативной базы для организации работы исполнительной и законодательной ветвей власти.

Лесосибирским городским Советом за истекшие полтора года было принято более 120 решений, направленных на становление нормативной базы города, организацию общественного территориального самоуправления, активизацию работы депутатов с избирателями по месту жительства, а также анализирующих работу администрации по обеспечению жизнедеятельности города.

Вместе с тем, нас глубоко настораживает падение доверия избирателей к депутатам, особенно в низовых звеньях местного самоуправления. И причина здесь кроется не столько в финансовых трудностях, сколько в нормативной базе, обеспечивающей местное самоуправление.

На мой взгляд, следует выделить четыре основные причины, ведущие практически к отмиранию законодательной ветви власти местного самоуправления, снижению авторитета депутатского корпуса.

Во-первых, считаю, что специально созданный перехлест законодательной и исполнительной власти местного самоуправления, а речь идет о совмещении должностей руководителей, значительно осложнил работу депутатов.
Граница между депутатом и администратором смыта, причем, в пользу администратора.

Вторая причина — лишение Советов после событий октября 1993 года материальной базы. Это было, мягко говоря, растаскивание из Советов всего и вся. В результате, представительные органы местного самоуправления создавались вновь практически на пустом месте, не имея ни помещений, ни финансов для организации нормальной работы.

В-третьих, несовершенство нормативной базы местного самоуправления, неясность многих положений федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, отсутствие четкого разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями власти дают о себе знать практически ежедневно. Это выражается и в протестах прокурора, постановлениях арбитражного суда по решениям, принятым городским Советом.

Не менее важная причина — незначительное число публикаций, материалов, а порой их полное отсутствие о работе депутатов всех уровней Советов. Более того, средствам массовой информации сегодня сложно быть и органом местных Советов, так как нет у нас средств для оплаты публикуемых решений, не говоря уже об освещении других вопросов работы законодательной ветви власти.

Конечно, это далеко не полный перечень проблем, мешающих становлению и организации нормальной работы местных органов самоуправления.

Представляется, что для выхода из кризиса недоверия избирателей к депутатам, повышения роли местных Советов во всех сферах жизни регионов необходимо:
— потребовать от Государственной Думы незамедлительного принятия плавающего где-то в кулуарах закона об основах местного самоуправления;
— принять на уровне Законодательного Собрания края изменения и дополнения к Закону «О местном самоуправлении в Красноярском крае» в части финансового обеспечения работы законодательных органов местного самоуправления, отмены итогов местных референдумов, проведенных прежней администрацией и направленных на бездеятельность, бесправность депутатов, Советов, определения числа депутатов, работающих на постоянной основе, и содержания аппарата законодательных органов местного самоуправления.

Если мы хотим повысить уровень работы представительной ветви власти местного самоуправления, то начинать надо снизу, используя для этого все средства. Ведь именно мы являемся связующим звеном между населением и депутатами Законодательного Собрания. И от того, как мы будем работать на местах, так будет во многом оцениваться населением края и ваша работа.

С целью усиления влияния законодательной ветви власти местного самоуправления на обеспечение жизнедеятельности города, района, села, посёлка ввести в их исключительную компетенцию ряд положений, связанных с финансово-экономической деятельностью, с вопросами социально-экономического развития регионов, о чём уже говорилось на съезде.