На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Платонов В. М. — заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Московской городской Думы

30 октября 1998 года


Уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать вас от имени Председателя Совета Федерации Егора Семеновича Строева!

Получив предложение принять участие в работе вашего съезда, меня, как и коллег из Госдумы, смутило название и неконституционность данного высокого собрания. Но когда я посмотрел, какие вопросы и каким образом они будут обсуждаться, я понял, что необходимо только приветствовать вот такие встречи коллег для обсуждения важнейших проблем, которые сейчас есть в России.

Их много, невозможно все перечислить, но я хотел бы остановить ваше внимание на основных проблемах.
С этой трибуны уже сегодня звучало, что реформа местного самоуправления даёт сбои, а почему? Местное самоуправление является фундаментом, на основе которого строится демократическое общество, в том числе и федеративные отношения.

Хотя отношения между Федерацией и её субъектами — с одной стороны, между субъектом Федерации и соответствующими территориальными единицами — с другой стороны, строятся на различных принципах, однако общим является то, что уровень субъектов Федерации и уровень местного управления в пределах своих полномочий включены и функционируют в рамках единой исполнительной вертикали, обеспечивая тем самым единство государства.

В мировой практике именно субъекты Федерации — основной источник, от которого идут полномочия на места, и именно они контролируют их различными способами и в различных объемах. А потому местные органы могут получить лишь только то, что из своих полномочий передадут им органы государственной власти субъектов Федерации в соответствии с региональным законом. Причём, для каждой конкретной территории объем и характер этих полномочий варьируются.

Иную модель, к сожалению, закрепляет ныне действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В нём явно просматривается, с одной стороны, тенденция перераспределения полномочий по регулированию местного самоуправления федеральными властями, с другой — четко провозглашён вывод самоуправления из системы государственной власти вообще, а значит, из системы исполнительной власти в частности. Законодательно закреплено противоречие, ослабляющее среднее звено — субъект Федерации, а ведь именно они и вправе, и обязаны по Конституции создавать условия для организации самоуправления.

Довольно часто на местах Губернаторы не заинтересованы в развитии органов местного самоуправления, так как в этом случае им неизбежно надо делиться с ними некоторой долей властных полномочий.

Подобное положение пагубно сказывается на становлении низовых звеньев системы российской государственности. Местному самоуправлению придаётся тем самым, скорее, общественный, нежели властный характер.

Эта установка была явно поспешной, если не сказать утопичной, вызванной желанием поскорее отказаться от наследства административно-командной системы. Именно из-за недопонимания роли и места местного самоуправления в формировании федеративной государственности пока ещё не удалось задействовать огромный потенциал низовых звеньев территориального управления. Передача новых полномочий на местах проходит пока формально, не отражаясь принципиально на реальных правах местного самоуправления.

Я убеждён, что необходимо серьезно подойти к переосмыслению и реализации общефедеральной программы государственной поддержки местного самоуправления и создать правовую базу, должным образом определяющую разделение организационной, финансовой и социально-экономической сфер деятельности региональных и муниципальных образований.

Вторая проблема. Я считаю, она более глобальна — внесение изменений в действующую Конституцию РФ. Ни для кого не может быть вопросом: вносить или не вносить изменения в действующую Конституцию?

В развитие положений главы IX Конституции принят и действует Закон «О порядке внесения изменений в Конституцию Российской Федерации». И необходимо как можно быстрее принять Федеральный конституционный закон «О порядке формирования Конституционного Собрания».

Хочу напомнить, что можно сколько угодно анализировать плоха или хороша Конституция, но в настоящий момент ясно одно — менять главы с III по VIII включительно вправе только Конституционное Собрание.

Государственная Дума рассматривала проект закона о Конституционном Собрании, но, на мой взгляд, Дума пошла не тем путём. Законодатель предусмотрел, что не может Федеральное Собрание изменять первую, вторую и девятую главы Конституции. И поэтому я глубоко убеждён, что в Конституционное Собрание должны входить только представители субъектов Федерации, представители Государственной Думы, Совета Федерации, судебного корпуса, представители Президента, Правительства. Это должен быть компактный орган и обязательно с привлечением специалистов.

Третья проблема более процессуальна. Это взаимоотношения между ветвями власти: исполнительной и представительной, но не только на уровне федеральной, но и субъектов Федерации.

Я не буду останавливаться на всех тех трудностях, которые возникают в Государственной Думе, Совете Федерации при прохождении законопроектов со стороны Президента и Правительства. Но два основных недостатка следует отметить. Мы очень невнимательно относимся к заключениям специалистов, не учитываем их прогнозы, которые нередко говорят о последствиях тех норм, которые мы принимаем.

И второе — это основная проблема — нет согласованности действий между ветвями власти. Есть ли выход из данной ситуации? Есть.

Очень много примеров, когда субъекты Федерации, в том числе и Красноярский край, совместными усилиями исполнительной и законодательной власти принимают законы, которые должны оздоровить инвестиционную политику в регионе.

Есть ли ещё другие примеры на уровне Федерации? Да, есть. В конце августа совместными усилиями Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства и Президента было подготовлено Политическое соглашение, основной смысл которого — работать вместе. Существующая процедура прохождения законов просто тупиковая.
Те принципы, которые были изложены в Политическом соглашении, давали возможность, например, в течение месяца подготовить такой важнейший закон, как «О формировании Конституционного Собрания», а также «О внесении изменения в Закон «О Правительстве». Именно те изменения, которые касались бы больше полномочий представительной власти при формировании Правительства России.

Однако жаль, до настоящего времени Государственная Дума не рассмотрела и не подписала это соглашение, что естественно затрудняет плодотворную работу в этом направлении.

Есть много форм сотрудничества депутатского корпуса. Это съезд, это конференции, это «круглые столы». Но я считаю, что наиболее эффективно — это сотрудничество депутатов напрямую с теми, кто разбирается в этой проблеме, кто специализируется в этой сфере.

Я надеюсь, что в ближайшее время будет подписан протокол о сотрудничестве между Московской городской Думой и Законодательным Собранием Красноярского края. Этот документ небольшой, мы подписываем его со многими регионами, он даёт самое главное — возможность депутатам напрямую работать друг с другом.

Думаю, небольшая беда, что сейчас на съезде отсутствуют представители, руководители исполнительной власти края, у них много работы. А мы собрались здесь именно для того, чтобы обсудить принципы тех законов, которые установят рамки. Рамки экономические — бюджет, рамки правовые — для чиновников исполнительной власти.

Здесь звучал пример о том, что очень много согласований требует вопрос открытия карьера. Но я считаю, это даже прекрасно: чем больше согласований, тем больше порядка будет в стране. Но люди боятся не согласований, они боятся произвола чиновников, которые дают эти согласования. А если будут законы, которые будут чётко регламентировать что должен гражданин сделать, то ни один гражданин не будет бояться чиновника. А чиновник просто будет исполнять свои обязанности.

Я не сторонник военной терминологии в гражданской жизни и потому постараюсь как-то перефразировать слова великого полководца Суворова — нам надо работать не числом, а умением. Мы сильны тогда, когда мы принимаем хорошие, мудрые законы. Те законы, которые, наконец, позволят в России жить честно, чтобы жизнь людей была выгодной именно в России.

Я высказал своё мнение, как юрист, как депутат, как председатель Московской городской Думы. Мы готовы к сотрудничеству и мы обязаны сотрудничать для того, чтобы помогать друг другу.