На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Стихин О. В. — депутат Шушенского районного Совета

30 октября 1998 года


Уважаемые коллеги, считаю, что наш съезд начал работать в нужном русле — впервые на краевом уровне подводятся итоги работы местного самоуправления, обобщается, пусть незначительный пока еще, опыт, определяются задачи на перспективу. Но, к сожалению, о формах взаимодействия представительных органов власти и местного самоуправления говорится не так уже много, что и побудило меня выйти на эту трибуну.

Первый вопрос — кто и с кем взаимодействует на уровне сельских и поселковых Советов. Сложились ли действительно работоспособные представительные органы самоуправления поселковых, сельских, районных Советов? В своем приветствии съезду Лебедь А. И. сказал, что мы ближе всех к избирателям. Но я должен сказать, что мы и самые бесправные. Чем депутат ближе к избирателям, тем меньше у него реальных прав воздействия на положение дел, на ситуацию в целом.

На наш взгляд, цель взаимодействия государственной власти и местного самоуправления должна состоять в том, чтобы депутат сельского, поселкового Совета, сельский Совет или поселковый Совет могли реально решать вопросы местной жизни в соответствии с Законом о местном самоуправлении.

Что касается межбюджетных отношений. Делегация Шушенского района считает, что из проекта резолюции съезда надо исключить пункт о подготовке и принятии закона края «О государственных социальных стандартах», так как это прерогатива Российской Федерации, а не субъекта Федерации.

С другой стороны, краевые нормативы бюджетной обеспеченности принять необходимо и принять на уровне края. Получили мы прогноз бюджета района на 1999 год. И что? Фонд финансовой поддержки предполагается сократить на 8 процентов. За счёт чего? За счёт социальной сферы. На чём можно экономить? Конечно, на социальной сфере!
У меня два конкретных предложения. Первое — опубликовать прогноз краевого бюджета в средствах массовой информации с тем, чтобы люди знали, что уготовило им финансовое управление администрации края.

Второе — в соответствии с Законом края «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Красноярского крае» депутаты Законодательного Собрания от территорий обязаны участвовать в рассмотрении разногласий по бюджету.
Скажите, кто присутствует при рассмотрении разногласий? Глава муниципального образования, начальник финансового управления администрации края, экономический советник заместителя Губернатора и т. д. А где депутат Законодательного Собрания по территории?

И, наконец, о предложениях, связанных с совершенствованием форм взаимодействия различных ветвей власти. Первое мы уже высказывали на региональном совещании в г. Минусинске — в структуре аппарата Законодательного Собрания края необходим отдел по взаимодействию с представительными органами местного самоуправления. Да, нет той вертикали, которая была в Советах народных депутатов. Но, тем не менее, такой отдел нужен для оказания местным Советам организационной, методической, особенно правовой помощи.

У Законодательного Собрания края никто не отнимал прав, что является, в принципе, и обязанностью, поскольку это полномочия законодательной власти на уровне субъекта Федерации по контролю за выполнением собственных законов. Считаем, что Законодательное Собрание окажет нам невосполнимую помощь, если организует контроль исполнения всего двух Законов: «О местном самоуправлении в Красноярском крае» и «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Красноярском крае».

Если к тому же ещё подключить и прокурорский надзор, то уверен, что с мнением депутата любого сельского Совета должностные лица местного самоуправления будут считаться.

По резолюции съезда. Я уже говорил об исключении закона «О государственных минимальных социальных стандартах в Красноярском крае», достаточно ограничиться принятием закона «О нормативах минимальной бюджетной обеспеченности».

Второе предложение — в дополнение к Закону края «О предметах ведения муниципальных образований» необходимо принять закон «О разграничении объектов муниципальной собственности и источниках доходов местных бюджетов».
На наш взгляд, это снимет вопросы правовой нерешенности проблем муниципальной собственности и источников доходов местных бюджетов.

Третье — в целях координации деятельности всех ветвей власти (конечно, Ассоциация — это хорошо, президиум Ассоциации, как рабочий орган, тоже нормально) было бы целесообразно кроме Ассоциации создать совет по вопросам местного самоуправления при Губернаторе края. На уровне Федерации есть совет при Президенте, такой же совет, пусть небольшой, нужен и при Губернаторе края. Почему? Да потому, что в ходе нашего обсуждения выявляются проблемы взаимодействия исполнительной и представительной власти.

И последнее. По моему мнению, результативной работы представительных органов на местах, имею в виду сельские, поселковые, районные Советы, можно добиться, если:
— часть депутатов будет работать в Совете на постоянной, профессиональной основе;
— председатель Совета будет избран из числа депутатов;
— Законодательное Собрание края организует систематическую учебу депутатов всех уровней Советов, обмен опытом.