На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Кармазина Р. В. — депутат Законодательного Собрания Красноярского края

30 октября 1998 года


Уважаемые коллеги, прежде всего, остановлюсь на вопросах взаимодействия депутатов всех уровней в решении финансово-бюджетных проблем.

Практика показывает, что многие виды налогов и доходов, работающих по федеральным законам, значительно утяжеляют доходную часть местных бюджетов. Бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований обременены выплатой льгот многим категориям населения, установленных федеральными законами.
Речь идет о государственных внебюджетных фондах, связанных непосредственно с удовлетворением нужд людей, — о Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде занятости населения, Пенсионном и Фонде социального страхования.

Пользуясь присутствием на съезде депутатов Государственной Думы, хочу обратиться к ним — скажите, что происходит в последнее время с внебюджетными фондами?

Фонд социального страхования, непосредственно связанный с удовлетворением социальных нужд населения — выплатой больничных листов, пособий по беременности, организацией оздоровительной кампании, работает в соответствии с Постановлением Правительства, соответствующего закона нет.

По-видимому, отсюда и беззаконие. К примеру, в этом году Фонд принимает решение изменить оплату больничных листов в сторону значительного сокращения. Если ранее больничные листы оплачивались в зависимости от стажа работы, то сейчас — всего два оклада.

Люди идут в суды, обращаются к депутатам, стучатся во все двери, но мы ничего сделать не можем, нет федерального закона!

Очевидно, необходимо от имени съезда обратиться к федеральным властям с предложением об утверждении бюджетов государственных внебюджетных фондов непосредственно представительными органами субъектов Федерации, вплоть до городов и районов. Тогда люди будут знать, куда и как расходуются эти средства.

Пенсионный фонд. В последнее время всех без исключения депутатов, от сельского Совета до Законодательного Собрания края, работники народного образования буквально завалили обращениями, жалобами, заявлениями. И все касаются одного вопроса — прекращения назначения пенсий за выслугу лет. Оказывается, по письму клерка из Пенсионного фонда их лишили этого законного права, лишили потому, что школа не имеет права юридического лица и лицензии.

Как же так, есть Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в котором четко обозначены только два условия: наличие педагогического стажа — 25 лет и соответствие списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет. И другое: чтобы пролицензировать школу, необходимы бюджетные средства, которых не хватает даже на заработную плату.

В связи с этим депутаты Законодательного Собрания обратились к Губернатору края, пока ответа нет.
Следующий — Фонд занятости населения. В 1996 году в работе Фонда наметились некоторые положительные сдвиги. Но вот почему-то наш родной департамент Федеральной службы занятости населения по Красноярскому краю в лице руководителя Малышева Ш. Ф. решил сделать северянам «подарок» в самый сложный момент — с 1 сентября лишил их пособия в среднем на 1900 рублей, практически сократил вдвое.

Поэтому я обращаюсь к депутатам Государственной Думы: все, что зависит от Вас в сфере жизнеобеспечения жителей Севера, сделайте, пожалуйста!

Очевидно и другое, мы не добьемся никакого улучшения дел, если не ужесточим, а вернее не организуем четкий контроль за исполнением правовых актов, принятых представительными органами власти всех уровней.
Я еще раз обращаюсь к депутатам Государственной Думы: проверьте, посмотрите в центре и на местах, как реализуются федеральные законы. В частности:
— Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Принят в 1993 году, сегодня практически не выполняется. А главное — уменьшает доходную базу краевого бюджета, увеличивает нагрузку на бюджеты муниципальных образований;
— Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», действующий с 1991 года.

Заработная плата работникам бюджетной сферы, выплачиваемая из бюджетов всех уровней, не индексируется с 1995года. Проиндексировали зарплату только аппарату управления и то начали с московского Садового кольца. Было хорошее правило — повышение заработной платы начинать с районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с Сибири и Дальнего Востока. Хочу, чтобы депутаты Государственной Думы не забывали об этом.

Для меня, как председателя постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике, главное — бюджет. Сейчас идет процесс формирования бюджетов всех уровней на 1999 год.

В ходе работы над проектом краевого бюджета мы убедились, что в администрации края бюджеты территорий рассматриваются без учета, анализа достигнутого экономического потенциала. Куда же мы можем прийти?
Ругать Правительство за то, что до сих пор нет программы социального и экономического развития страны, бессмысленно. Но у нас есть собственная законодательная база. Законодательное Собрание края первого созыва приняло немало жизненно важных законов. Это и Закон «Об оптовом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в Красноярском крае», Закон «О поставках продукции и товаров для региональных государственных нужд Красноярского края» и ряд других. Именно в разрезе этих законов нам надо сейчас действовать. Через оптовый рынок, через региональный заказ можно пополнить муниципальные бюджеты.

Надо прямо сказать, что администрация края в лице Главного управления развития экономики и промышленности не имеет стратегии ни по одной территории края. В этом мы убеждаемся, бывая на местах, в своих избирательных округах.

И последнее. Многие главы администраций считают, что депутаты с бюджетом не разберутся. Ничего, разберутся! Хватит и профессионализма, и компетенции, и знаний!

Считаю, что важнейшей задачей текущего момента для всего депутатского корпуса края является формирование бюджетов. Уважаемые депутаты, задайте, прежде всего, своим главам администраций вопрос — каким был экономический потенциал территории в 1992 году? Именно в 1992 году, когда еще были полноценные Советы, вертикаль власти, когда была бюджетная сеть. Разберитесь с тем, что Вы имеете сейчас. Почему закрываются предприятия и растет безработица? Почему растет аппарат управления и находятся бюджетные деньги на его содержание? Один пример. Представьте себе, на 14 тысяч населения 5 заместителей главы администрации и всем им обязательно нужна «Волга». Парадокс.

Считаю, что с подобными фактами депутаты должны разобраться, навести порядок и внести соответствующие коррективы в местные бюджеты. Надо иметь в виду и решение администрации края о сокращении аппарата управления до уровня января 1998 года.

Что касается самой администрации края, то трудно сказать, сколько заместителей у Губернатора. Много, крайне много, в два раза больше, чем у предыдущего. С таким положением мириться нельзя. Когда много заместителей, проку нет, не с кого спросить, не на кого положиться.

Все сказанное ранее побуждает меня поддержать позицию председателя Канского городского Совета: отказаться от практики совмещения двух должностей — председателя Совета и главы администрации.