На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Анисимов Н. А. — депутат Законодательного Суглана Эвенкийского автономного округа

30 октября 1998 года


Я хотел бы начать свое выступление со слов глубокой и искренней благодарности организаторам съезда за приглашение депутатской делегации Эвенкийского автономного округа на данный форум и за предоставленное мне слово.

Прошло уже почти 5 лет как в Эвенкийском автономном округе существует законодательный орган. За эти годы мы многому научились, многое испытали. Должен сказать, что за прошедшие годы создан фундамент государственности Эвенкийского автономного округа.

Заслугой депутатов Законодательного Собрания округа первого созыва является создание необходимой законодательной базы для становления Эвенкийского автономного округа как равноправного субъекта Российского Федерации, реформирования и функционирования местного самоуправления, укрепления народовластия, развития процессов демократизации в округе.

Но это только начало большой работы. Сегодня очень важно более системно и глубже заниматься практической работой по продвижению реформ. Нам нужна законодательная база по достижению экономической стабильности, созданию условий развития производства, его подъема. И в этой области у нас на Севере непочатый край работы как для законодательной, так и исполнительной ветви власти.

Должен сказать, что в округе между двумя ветвями власти установились хорошие партнерские отношения, отношения равной ответственности.

Администрация округа и Законодательный Суглан сейчас решают две большие, на первый взгляд, несовместимые задачи: обеспечить достойную жизнь населения округа за счет промышленного освоения недр Эвенкии и сохранение традиционных промыслов как среды обитания коренного национального населения.

В этом направлении уже сделаны первые шаги. Приняты Законы округа «Об оленеводстве», «Об особенностях налоговой системы в Эвенкийском автономном округе». Разработан и подготовлен к рассмотрению пакет законопроектов по проблемам недропользования, территориям традиционного природопользования.

В то же время мы понимаем, что корни проблем Севера так глубоки, что их нам одним не решить. Убеждены, что проблемы такой огромнейшей и богатейшей территории, как Эвенкия, можно разрешить только при заинтересованном участии в их решении федеральных органов власти и сотрудничестве с Красноярским краем. К сожалению, федеральные органы власти с этим не торопятся.

В июне прошлого года, по-моему, впервые в России был заключен Договор об основах взаимоотношений органов государственной власти Красноярского края и Эвенкийского автономного округа. С удовлетворением население Эвенкии восприняло его.

На основе Договора установлены связи округа с управлениями здравоохранения, образования и культуры администрации края, с мэрией г. Красноярска. Большую помощь населению и учреждениям округа оказывают депутаты, аппарат Законодательного Собрания края, краевой благотворительный фонд «Духовное возрождение». Спасибо им большое за это!

К сожалению, двухсторонний Договор еще не заработал в полную силу. После утверждения Договора совместно с руководством Законодательного Собрания и администрации края были определены базовые принципы и основные направления совместной законотворческой деятельности и сотрудничества в социально-экономической области. Были созданы постоянно действующие рабочие комиссии по реализации Договора. Однако затянувшаяся выборная кампания в крае приостановила практические шаги в этом направлении.

Считаю, что нам нельзя терять накопленный, хоть и небольшой, опыт.

Приведу одну из статей Договора, где говорится: «Договаривающиеся Стороны подтверждают необходимость разработки и осуществления совместных региональных экономических комплексных программ по вопросам жизнеобеспечения территории».

Эта формулировка, на мой взгляд, очень емкая, но смысл ее достаточно ясен. Красноярский край и Эвенкия не хотят довольствоваться разовыми актами сотрудничества. Они стремятся к достижению единства и выравнивания экономического потенциала двух субъектов Федерации, что жизненно важно для наших северян.

Не секрет, что за последние 5-7 лет жизнь на Севере резко ухудшилась. Население испытывает острую нужду буквально во всем, растет безработица, царит разочарование в настоящем и неуверенность в будущем. Остродефицитный бюджет округа не позволяет реально переломить ситуацию.

Проблема эта не только эвенкийская. Она такая же и на Таймыре, и в Туруханске, и в Игарке. На наш взгляд, необходимо совместными усилиями разработать жизнеспособную модель выживания и развития красноярского Севера в условиях рыночной экономики. Надеемся получить полное понимание и поддержку Законодательного Собрания и администрации края.

До сих пор между нами остаются неурегулированные вопросы, ущемляющие интересы сторон. Это, прежде всего, вопрос финансовых, межбюджетных отношений.

Как известно, на территории Эвенкии немало предприятий и организаций, зарегистрированных в крае, занимаются поиском, разведкой и добычей полезных ископаемых. При этом освоение природных ресурсов происходит зачастую за счет сужения среды обитания коренных народностей Севера, сокращения традиционных отраслей народного хозяйства Эвенкии. Но коренные жители Эвенкии взамен ущерба не получают ничего. Все платежи от деятельности этих предприятий уходят в краевой бюджет.

С середины 90-х годов действует утвержденная Правительством Российской Федерации Программа «Нижнее Приангарье» по комплексному освоению природных ресурсов Красноярского края. В соответствии с Программой более половины объема работ приходится на территорию Эвенкии. Однако уже в течение многих лет дирекцией Программы не финансируются работы по разведке и освоению нефтегазовых месторождений на территории округа. Спрашивается — неужели край не заинтересован и не желает создавать собственную топливно-энергетическую базу на третье тысячелетие?

Есть и не увязанные вопросы по вредным выбросам Норильского горно-металлургического комбината, золотодобывающих предприятий Северо-Енисейского района.

Поймите правильно, мы не ставим вопрос так, чтобы все платежи от края отобрать и отдать округу. Но все нужно делать справедливо: пропорционально объему выполненных работ, пропорционально нанесенному округу ущербу. А разрешить эту проблему мы могли бы на основе совместно разработанного закона.

Серьезным тормозом в развитии производительных сил округа и повышении благосостояния населения является ненормальная тарифная политика на транспорте, особенно на речном и воздушном. В решении этой проблемы также нужна координация законотворческой деятельности двух субъектов Федерации. Нам необходимо учитывать позиции и мнения друг друга при планировании своей основной законопроектной деятельности, чтобы не допустить дублирования друг друга и обеспечить единообразие местных законов, особенно затрагивающих права и свободы граждан.

Нередко мы в округе излишне тратим время, силы и средства на разработку и принятие однотипных с краем законов лишь потому, что в краевых законах не учтены небольшие особенности автономных округов.

При соблюдении данного условия мы бы могли своим законодательным актом распространить действие краевых законов на территорию Эвенкийского автономного округа. Потому вопрос согласования, унификации и регулирования принимаемых законодательных норм двух субъектов Федерации остается крайне актуальным. В этой связи мы поддерживаем предложение о создании Ассоциации.

По большому счету, опираясь на традиции, установившиеся в отношениях между Красноярским краем и Эвенкийским автономным округом, двухсторонний Договор, мы добьемся дальнейшего развития и укрепления федерализма.