На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Забейворота А. И. — председатель Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа

30 октября 1998 года


Уважаемые депутаты и приглашенные, прежде всего, разрешите поздравить всех присутствующих с началом работы съезда депутатов всех уровней, представляющих избирателей громадной территории нашей страны, объединенной историческим понятием Красноярский край.

Я представляю на данном съезде государственный орган законодательной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа — Думу Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Коротко о законотворческой работе нашей Думы, о нашем взгляде на ситуацию, сложившуюся во взаимоотношениях между органами государственной власти.

В соответствии с Уставом (Основным законом) автономного округа в Думу избрано 11 депутатов, представляющих интересы 28 тысяч избирателей.

Нормотворческая деятельность законодательного органа округа акцентирована на трех основных направлениях. Во-первых, включившись в процесс реализации концепции правовой реформы в стране, Дума активно участвует в подготовке правовых актов федерального уровня, внося свои предложения, замечания в законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К изучению поступающих из Государственной Думы законопроектов, подготовке поправок привлекаются не только депутаты, но и сотрудники администрации, ученые, эксперты. Наиболее принципиальные, имеющие особо важное значение для региона, документы обсуждаются на пленарных заседаниях Думы, иные — в постоянных комиссиях или рабочих группах. В случае, если, по нашему мнению, отдельные положения проекта федерального закона ущемляют права и интересы автономного округа, практикуем направление своих представителей в палаты Федерального Собрания, где они отстаивают точку зрения избирателей округа и Думы.

Должен заметить, что механизм согласования федеральных законопроектов непосредственно с субъектами Федерации до конца не отработан. В частности, Регламентом Государственной Думы не определены последствия ненаправления проектов законов по предметам совместного ведения в законодательные органы субъектов Федерации. Не предусмотрена и ответственность лиц, не обеспечивших выполнение указанной процедуры. Не обозначены конкретные сроки рассмотрения проектов нормативных актов субъектами Федерации, позволяющие последним работать продуктивно, а не в режиме «пожарной команды», как это нередко происходит в настоящее время.

Уверен, что назрела острая необходимость ввести норму, предусматривающую прекращение законодательной процедуры по проекту закона, если он получил отрицательное заключение, скажем, 45 субъектов Федерации. Думаю, что Законодательное Собрание и съезд депутатов края поддержат данное предложение.

Следующий аспект нашей работы в указанном направлении состоит в том, что Дума непосредственно выступает в роли субъекта права законодательной инициативы. Опыт у нас есть. За прошедшие два года мы внесли в Государственную Думу пять законопроектов по вопросам, регулирующим социально-экономическую жизнь на Крайнем Севере. Документы, как нам стало известно, рассматривались в Комитетах, в Совете палаты. Затем процессы сначала замедлились, а потом вообще затихли. Дальнейшая судьба нашего коллективного творчества, увы, не известна.

В этой связи вношу еще одно предложение и надеюсь, что Вы поддержите его — Регламент Государственной Думы дополнить пунктом, определяющим сроки рассмотрения документов, внесенных субъектами права законодательной инициативы, и обязанность ответственных Комитетов, хотя бы раз в квартал, информировать авторов о ходе прохождения представленного ими проекта правового акта.

Второе направление — собственное законотворчество. В большинстве случаев формы и методы нашей работы совпадают по основным параметрам с практикой других законодательных органов России.

Результативность деятельности Думы, на мой взгляд, достаточно высока. Принят Устав (Основной закон) Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, работа над которым продолжалась более года.

Подписан блок избирательных законов — о выборах губернатора округа, глав местного самоуправления, депутатов представительных органов местного самоуправления. Действуют закон о статусе депутатов окружной Думы, Регламент законодательного органа.

Значительное место в окружном законодательстве занимают правовые акты, регулирующие финансово-кредитные, налоговые отношения, отношения по управлению и распоряжению собственностью региона. Ежегодно принимается закон, определяющий бюджетную систему округа и окружной бюджет.

Действуют законы об окружном и местном референдумах, решена проблема правового регулирования деятельности органов местного самоуправления. По нашему глубокому убеждению, окружные документы ни в коем случае не должны копировать ни по структуре, ни по объему, ни по методам регулирования федеральные законы. Это должны быть законы компактного объема, содержащие преимущественно конкретные регулирующие нормы прямого действия.
Одновременно должен признать, что у нас еще до конца не отлажено взаимодействие всех участников нормотворческого процесса — законодательного органа, администрации округа, органов местного самоуправления, губернатора округа.

Нельзя признать нормальным и такое положение, когда на долю администрации округа и органов местного самоуправления приходится менее десятой части законопроектов, внесенных в Думу.

Порой проявляется и прямое непонимание структурами администрации необходимости принятия тех или иных законов, с которым столкнулись мы, к примеру, при разработке и принятии законопроекта о Счетной палате Таймырского автономного округа.

Тем не менее, должен это особо подчеркнуть, общий фон взаимоотношении ветвей государственной власти определяет не конфронтация, а стремление сторон совместно искать и находить разумные решения стоящих перед округом проблем.

Общими усилиями принимаются меры по повышению качества юридической экспертизы разрабатываемых законопроектов, усилению информационной поддержки каждого законопроекта на всех стадиях нормотворческого процесса, воспитанию у населения правовой культуры, укреплению авторитета органов государственной власти, развитию гласности в их работе.

Несколько подробнее о третьем, самом сложном и напряженном направлении работы Думы Таймырского автономного округа. Речь идет о поисках путей совместной деятельности с Законодательным Собранием Красноярского края.
В прежние времена формы взаимодействия Красноярского края и Таймырского автономного округа были до боли ясны и понятны: округ выступал в роли просителя, край — в виде распорядителя, распорядителя всего: финансов, зерна, минеральных удобрений, иголок и ниток…

Но вот административно — командный метод управления канул в Лету. Конституцией России установлено новое качество отношений субъектов Федерации.

На первый взгляд, кажется, и сейчас все ясно и понятно. Можно смело уподобиться герою одного из популярных мультфильмов и искренне призывать: «Давайте жить дружно!» В действительности же все выглядит иначе — более сложно, проблематично.

С одной стороны, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ — равноправный субъект Российской Федерации. Он равноправен по всем государственно-правовым позициям: наличию атрибутов государственности, по предметам ведения и полномочиям, отношениям с федеральными органами государственной власти.

С другой стороны, предполагается, что автономный округ в соответствии с Конституцией России может входить в состав Красноярского края. Данное положение каждая из сторон, порой, понимает и комментирует по-своему. Отсюда коллизии, разногласия, постоянные дискуссии и непонимание позиций друг друга.

С момента обретения автономными округами статуса самостоятельных субъектов Федерации прошло совсем немного времени и потому сама идея о необходимости иных принципов и основ взаимоотношений с округами сталкивается с немалыми трудностями.

Многие должностные лица Красноярского края не готовы и не хотят признать за округом право быть равным субъектом Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями и соответственно строить свои отношения с округом на основе взаимной выгоды, уважения и партнерства.

В последнее время проблема эта обсуждается и законодателями, и журналистами, и представителями науки, и населением. Можно выдвинуть два варианта толкования данного положения.

Первое: после принятия в 1993 году Конституции России автономные округа, как равноправные субъекты Федерации в юридическом смысле, оказались вне краев и областей. В связи с этим, они должны каким-то образом, например, через Устав региона выразить свое отношение к новому состоянию — входят или не входят они в состав области, края.

Второе: пока автономный округ не заявляет иного, он входит в состав области, края, но при этом сохраняет за собой все государственно-правовые атрибуты.

Указанные суждения, на наш взгляд, согласуются с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 11 мая 1993 года. И решение Конституционного Суда РФ, и мнения ученых, конечно же, взяты нами на вооружение при строительстве отношений округа с краем.

Считаем, что есть два основных пути правового регулирования взаимоотношений: законодательный, в основном в Уставах, и договорной. В Уставах — своих основных законах, то есть, в учредительных актах как Таймырский автономный округ, так и Красноярский край в соответствии с собственным пониманием данной проблемы заложили основы своих взаимоотношений.

И следует отметить, что наши Уставы серьезно противоречат друг другу. Согласование положений Уставов — процесс длительный и сложный, поэтому, на наш взгляд, более перспективный путь — это договорной.

«Печкой», от которой мы танцевали, маяком и ориентиром на всех этапах этого процесса служила нам Конституция России. Точнее — пункт 4 статьи 66: «Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области».

Ключевое слово статьи, как нам кажется, в отсутствие федерального закона- договор, на нем мы и сделали акцент.
Отношения между Таймырским автономным округом и Красноярским краем должны строиться на конституционных принципах, без неправомерного стремления одной из сторон принять на себя роль «старшего брата». При этом согласование позиций сторон должно фиксироваться в двухсторонних договорах, при заключении которых не должно допускаться ущемления интересов сторон и граждан, проживающих на их территории.

Переговорные процессы должны возглавить исполнительные органы государственной власти Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

Мы считаем, что как округ, так и край пришли к пониманию того, что углубление противоречий без попытки их разрешить может привести к тупику в развитии взаимоотношений — как правовому, так и фактическому.

А совпадающие у нас интересы — это проекты в области освоения минерально-сырьевой базы, развития новой транспортной схемы из Красноярска в Европу через Северный Морской путь, прокладка нефтепровода и строительство нефтяного морского терминала на Диксоне.

К сожалению, до сих пор не решены вопросы, поставленные округом перед краем по фактам нарушений Договора «О бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и органами государственной власти Таймырского автономного округа», связанным с распределением платежей за пользование недрами. В результате округ недополучил в 1995-1998 годах в свой бюджет около 45 миллионов деноминированных рублей.

Не возвращаются деньги по выплате детских пособий в размере около 2 миллионов деноминированных рублей, неправомерно удержанные в краевом бюджете в 1996 году.

Хотелось бы выразить надежду, что со стороны органов государственной власти Красноярского края будет проявлена добрая воля и данные вопросы будут решены во благо людей, населяющих Крайний Север Красноярского края.

Необходимо оставить личные амбиции, подозрения и обиды и переходить от политических игр и словопрений к конкретным делам по установлению доверия, единства экономического пространства края и развитию интеграционных процессов.

Дума Таймырского автономного округа готова активно участвовать в данном процессе и уже начала участвовать в нем. Нашей Думой образована комиссия, в задачи которой входит подготовка предложений по преодолению разногласий в бюджетных отношениях и вопросам взаимодействия между органами государственной власти Таймырского автономного округа и Красноярского края.