На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Чащин В. Ф. —председатель Красноярского городского Совета

30 октября 1998 года


Уважаемые делегаты! Съезд депутатов Красноярского края — важное событие в общественно-политической жизни края, решение о его проведении считаем правильным и своевременным.

Депутаты всех уровней: и депутаты Государственной Думы от края, и депутаты Законодательного Собрания, и депутаты районных, городских, сельских, поселковых Советов, — все ответственны за судьбу населения края. Уже через год — выборы депутатов Государственной Думы, через два — районных, городских Советов. Времени осталось немного и скоро наступит момент, когда нам вместе с вами придется держать ответ перед избирателями.
Поэтому, сегодня на съезде надо максимально определить наши возможности, сделать практические шаги по укреплению взаимодействия непосредственно представительных органов, согласовать наши действия с исполнительной властью в решении задач, которые стоят перед муниципальными образованиями.

Реформа местного самоуправления идёт уже пятый год и в рамках сегодняшнего обсуждения надо сказать, что реформа остановилась на уровне городов и районов. Дальше не идет!

Народная законотворческая инициатива, территориальные и общественные органы самоуправления практически не функционируют. Учитывая, что в работе нашего форума принимают участие депутаты Государственной Думы, хотелось бы обратиться к ним, поскольку реформа местного самоуправления замедлила темпы именно в Государственной Думе. Законопроекты лежат уже два года и не видно сегодня перспектив принятия пакета нормативных актов, которые бы позволяли органам местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность решать свои насущные проблемы.

Речь идёт о порядке разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации; порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; порядке компенсаций местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений федеральных органов государственной власти; реализации конституционного права муниципальной собственности на землю и иные природные ресурсы.

В отношении муниципальных земель следует сказать особо. Проект федерального закона о муниципальных землях, который был внесён в Государственную Думу в августе текущего года Правительством Российской Федерации, подготовлен без какого-либо участия муниципальных образований.

Какие земли считать муниципальными? Те, на которых расположены муниципальные объекты, школы, больницы, или все те земли, которыми раньше распоряжались местные Советы?

А. И. Лебедь сказал в своём выступлении, что разработан проект закона края о земле. Мы этот проект видели, с ним знакомились, направили свои замечания. Но и он не решает проблем муниципальных образований, потому что всё, что касается полномочий муниципальных образований, в этом проекте записано в девяти строчках. Всё остальное касается масштабов края и технологии для органов управления. Ключевой вопрос — о земле — должен быть решён! Тогда будет легче муниципальным образованиям, особенно сельским, решать проблемы обеспечения жизнедеятельности региона.

До сих пор не принят федеральный закон о минимальных государственных стандартах. Нагрузка, которая ложится на плечи муниципальных образований в социальной сфере, как раз зависит от принятия Государственной Думой решения по льготам.

Только Правительство Российской Федерации может и должно установить минимальные стандарты! Значит, мы должны тогда и потребовать от Правительства: вносите, принимайте решение!

С каждым днём усугубляется положение по выплатам различных пособий, ухудшается жизнь слабо защищенных категорий населения — инвалидов, одиноких матерей, работников социальной сферы, но Государственная Дума не может набраться мужества принять этот социальный пакет.

Доверие к власти сегодня актуально не только на уровне федеральном, краевом, но и муниципальном. Существует установленная законом ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед государством. В определенных случаях, когда муниципальные образования, вернее органы местного самоуправления, нарушают эти законы, прекращается деятельность или представительного органа, или главы местного самоуправления.

24 сентября текущего года Законодательное Собрание края одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части изменения порядка прекращения полномочий органов местного самоуправления.

Примечательно, что инициаторами этого законопроекта выступили депутаты Государственной Думы. Предложено упростить процедуру прекращения полномочий органов местного самоуправления. Теперь достаточно взять 2-3 решения суда районного или другого уровня, принести в Законодательное Собрание и принять решение о прекращении, к примеру, полномочий представительного органа города Красноярска. Ранее была судебная процедура. Но эту процедуру почему-то посчитали неприемлемой и пошли по более простому пути.

Хочу подчеркнуть, что факт нарушения конституционного права местного самоуправления уже был. Население муниципальных образований, опять же по воле нашего законодателя, не имеет права обращаться в Конституционный Суд. Это явное нарушение Конституции Российской Федерации. Просьба к депутатам Государственной Думы — внести соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде».

Определяющее значение для муниципальных образований имеет их дееспособность. Не урегулированные еще финансово-бюджетные вопросы взваливают на плечи муниципальных образований все проблемы здравоохранения, по содержанию жилья, обеспечению транспортного обслуживания населения. Это, по сути, функции государственные и под эти государственные функции должны выделяться соответствующие средства. Поэтому, из тех полномочий, которые предоставлены сегодня муниципальным образованиям, а число их большое, более 30, я с уверенностью скажу, что по 8 предметам ведения — только декларация, там нет никаких полномочий для муниципальных образований! И не надо радоваться, что у нас много таких полномочий сформулировано и в Федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления, и в краевом законе. Мы и в Уставе города их прописали. Важно, чтобы полномочия были реальными! И крайне важно разделить полномочия всех уровней власти — Федерации, края и муниципальных образований. Только тогда будет самостоятельность, только тогда будет ответственность за решение этих вопросов.

И ещё просьба к депутатам края по так называемым стабилизационным законам. От того, что сегодня будут введены налоги с продаж, от того, что сегодня будет единый налог на вменённый доход, доходная часть бюджетов территорий по расчётам будет на 10 — 15 процентов утеряна, так как налогооблагаемая база, особенно касающаяся местного налогообложения, теряется.

Бюджетным кодексом, который принят, но не введён в действие, закладывается очень серьезная «мина». С его введением будет считаться утратившим силу Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления», которым практически определены все вопросы, сформулированы требования на уровне государственном и муниципальном. Полная несогласованность разработчиков: одни готовят законы, другие быстренько готовят соответствующие документы, которые бы позволили этим законам самим по себе «уйти в историю».

Поэтому, в рамках отведённого времени я бы хотел призвать всех депутатов к согласованным действиям, поскольку все мы ответственны перед населением, ответственны за судьбу нашего Красноярского края!