На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Усс А. В. — председатель Законодательного Собрания края, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

30 октября 1998 года


Уважаемые делегаты! Уважаемые гости, приглашенные!

Мы собрались на наш съезд в ситуации крайне сложной. Социально-экономическая политика, проводившаяся в последние годы и, прежде всего, на федеральном уровне, оказалась несостоятельной.

Несмотря на то, что в жизни страны появились ростки нового, позитивного, и неверно было бы это не замечать, в целом, с точки зрения основных тенденций социально-экономического развития, с точки зрения стержневого направления, куда мы идём, Россия оказалась в ситуации глубочайшего и всеобъемлющего кризиса, а, может быть, и в тупике.

Наш край не изолирован от России. И большинство кризисных явлений, характерных для страны в целом, к сожалению, не миновало и его.

Я мог бы подробно остановиться на наших краевых достижениях, на том, чем мы можем и должны гордиться:
это строительство и ввод в действие крупнейшего в России золотоносного месторождения «Золото Олимпиады», которое приносит государству до 12 тонн золота в год;
это стабильные сборы, несмотря ни на какие трудности, достаточных для края запасов продовольственного зерна, за что низкий поклон труженикам сельского хозяйства;
появление целого ряда новых перерабатывающих производств, современных средств связи;
развитие рынка услуг, чего нам так не хватало в предыдущие годы, и многое, многое другое.

Жизнь остановить нельзя, и факты такого плана были, есть и будут.

Но, к сожалению, не эти позитивные дела, а совершенно иные, главным образом, отрицательные явления и процессы определяют сегодня основные черты социально-экономической ситуации в крае.

Трудом тысяч людей, как тех, кто присутствует сегодня в этом зале, так и наших предшественников, в крае созданы флагманы отечественной, и не только отечественной, но и мировой индустрии. Такие, как Норильский горно-металлургический комбинат, предприятия алюминиевого комплекса — КрАЗ, КраМЗ, АГК, предприятия КАТЭКа, завод «Красмаш», горно-химический комбинат и другие.

Сегодня большая часть из них вынуждена думать не о движении вперёд, не о перспективах своего развития, а о том, как не остановить производство, как выжить.

Такая же ситуация и в аграрном секторе. Убыточными в крае сегодня являются 80 процентов хозяйств. В 16 из более чем 40 районов края, а именно столько у нас занимается сельскохозяйственным производством, сегодня нет ни одного рентабельно работающего предприятия.

Значит, дело не в людях, не в том — плохо или хорошо они умеют работать, а, прежде всего, в условиях, которые им созданы.

Социально-экономическое положение в крае продолжало ухудшаться и в текущем году. Производственный спад на сентябрь составил порядка 8 процентов. В сфере материального производства кредиторская задолженность превышает дебиторскую почти в 1,7 раза, совершенно очевидно, что никакая нормальная экономика в условиях такого соотношения работать просто не в состоянии!

Возросла общая задолженность по заработной плате на 17 процентов, не сократилась, а, напротив, увеличилась она и в бюджетной сфере, достигнув к 15 октября этого года суммы более чем в 600 млн. рублей.
Нынешней осенью очень трудно проходили северный завоз, подготовка к зиме, уборочная кампания.

Больно ударил по жизненному уровню населения и августовский «обвал» рубля, финансовый кризис.

Резкий рост цен поставил тысячи людей на грань нищеты, падение спроса на потребительские товары привело к массовому банкротству мелких предпринимателей, занимавшихся торговым бизнесом. И в ближайшие месяцы, а, может быть, и недели они пополнят армию безработных.

На этом фоне совершенно закономерными являются массовые акции протеста, которые приобретают всё более острый характер.

Таков далеко не полный перечень тех социально-экономических проблем, с которыми мы имеем сегодня дело. Их решение или, по меньшей мере, смягчение их остроты должно стать главным приоритетом, должно стать смыслом деятельности всех органов власти в ближайший период.

Уважаемые участники съезда!

Непосредственной темой нашего сегодняшнего разговора является взаимодействие различных территориальных уровней и ветвей власти Красноярского края: депутатов, представляющих наш край в Государственной Думе, краевой администрации и Законодательного Собрания края, законодательной и исполнительной власти Таймыра, Эвенкии, а также местного самоуправления, представительные органы которого насчитывают в настоящий период более 2 тысяч депутатов.

Объединив наши усилия, обеспечив должную координацию работы и опираясь в ней друг на друга, мы можем рассчитывать на выполнение тех задач, которые ставит перед нами жизнь, которые ставят перед нами наши избиратели.

В отведённое для доклада время я и попытаюсь поделиться соображениями о том, как это выглядит сейчас и как это может или должно выглядеть с позиций Законодательного Собрания.

Наш главный рабочий партнёр — это администрация края. И вопреки пессимистичным прогнозам, которых, как известно, всегда в достатке, вновь избранный Губернатор Александр Иванович Лебедь свою деятельность на посту Губернатора начал с установления нормальных рабочих отношений с Законодательным Собранием.

Депутаты должным образом оценили сам факт своевременной информации Губернатора на сентябрьской сессии, его предложения создать некий орган по совместному оперативному обсуждению и решению общекраевых проблем — так называемый краевой общественный совет.

С согласия Губернатора заместитель председателя Законодательного Собрания Анатолий Алексеевич Ромашов, присутствующий в этом зале, участвует практически во всех планёрках, которые проводятся в администрации края.
Налажены повседневные рабочие контакты на уровне аппарата. Как и в любом живом деле, здесь немало сбоев, немало конфликтов и проблем, но в целом взаимодействие осуществляется и, что называется, жаловаться грех.
И всё же результаты нашей общей работы далеки от желаемых. Важнейшей причиной тому является, на мой взгляд, кадровая политика, которая вызывает справедливые вопросы и нарекания как в депутатской среде, так и среди населения.

Общеизвестно, что большая половина законопроектов традиционно разрабатывалась и вносилась администрацией, о чём справедливо сказал в своём выступлении А. И. Лебедь, особенно в части, касающейся экономики и финансов.
Но как это делать сейчас, если за 5 месяцев финансовое управление края возглавляет уже третий по счёту, хотя, может быть, и вполне квалифицированный специалист?

Непочатый край проблем в строительном комплексе. Необходимы срочные законодательные меры по снижению цены на жильё, борьбе с долгостроем и так далее.

Но вновь назначенный заместитель Губернатора по строительству из четырёх месяцев пребывания в этой должности, по меньшей мере, один отсутствовал в крае, 3 — определял свои функциональные обязанности, а потом, по-видимому, решив, что они ему не подходят, как говорится, благополучно убыл на родину.

Перечень такого рода примеров, к сожалению, можно продолжать.

Помимо отрицательных последствий управленческого плана, а они очевидны, такая практика создаёт нездоровые плоды и в общественном сознании. Всё чаще звучат определения: мы — они, свои — чужие! А это очень тревожный и очень нежелательный симптом!

Общими усилиями, конкретными делами необходимо в срочном порядке ликвидировать питательную почву для таких нездоровых настроений. Тем более, что среди тех, кто приехал с вновь избранным Губернатором, немало толковых, заинтересованных людей, которые своей работой показали, что они могут принести большую пользу и краю, и стране в целом!

Уважаемые коллеги!

Положение дел у нас в крае во многом зависит от того, как мы работаем с федеральной властью, в частности, с депутатами Государственной Думы. В Федеральном Собрании России Красноярский край представлен одиннадцатью депутатами. Это известные, авторитетные люди, которые способны решать как крупные, общегосударственные задачи, так и действовать на конкретных направлениях в интересах красноярцев.

Большинство из них поддерживают тесные связи со своими избирателями, не забывают они и о своих коллегах в Законодательном Собрании. В этом отношении в качестве положительного примера хочу назвать депутатов Н. Н. Жукову, В. В. Гитина и других.

Они периодически информируют нас о вопросах, которые рассматриваются в Федеральном Собрании, и предлагают конкретные формы решения краевых проблем.

Со своей стороны и мы используем свои возможности влиять на федеральную законотворческую деятельность. За 9 месяцев текущего года нами, т. е. депутатами Законодательного Собрания, рассмотрены порядка 300 федеральных законов и по 170 из них даны конкретные предложения. Это очень серьёзная, тяжёлая работа, которая отнимает много времени и сил, но я думаю, что работа полезная и оказывающая своё влияние на качество тех законов, которые Дума принимает.

И все-таки, несмотря на довольно заметное участие Законодательного Собрания, естественно, участие косвенное, в работе федерального парламента, необходимо признать, что свой потенциал мы используем далеко не полностью.
Это касается, прежде всего, наших законодательных инициатив. Так, в частности, в 1997-1998 годах Законодательное Собрание края направило в Государственную Думу 4 законопроекта. Во-первых, откровенно говоря, это не так уж много; во-вторых, носят они частный характер.

Наверное, это наша типичная российская привычка отвергать, критиковать то, что делается наверху, в то же время по поводу собственных инициатив, по поводу собственных предложений, как говорится, «напрягаться» не особенно.

Совсем недавно, находясь в Москве, мне довелось организовать встречу Председателя Совета Федерации Егора Семеновича Строева с делегацией норильских профсоюзов. Речь шла, в частности, и о принятии закона, касающегося статуса северных территорий.

Но ведь это впрямую касается нас с вами, впрямую касается интересов Красноярского края! И почему бы именно нам не взяться за эту работу и не сделать её так, чтобы это соответствовало нашим интересам?!

Я думаю, что для решения таких масштабных, общегосударственных законотворческих задач у нас в крае достаточно интеллектуальных, финансовых и политических ресурсов.

И ещё об одном. Депутаты, представляющие нас в Государственной Думе, принадлежат к разным фракциям, входят в разные партии. И всё же, на мой взгляд, у них есть одно важнейшее, объединяющее качество: все они — земляки, и поэтому члены важнейшей для нас единой фракции, единой партии — партии жителей Красноярского края!

На этой платформе мы не только можем, мы просто обязаны собираться, вырабатывать согласованную стратегию поведения, обсуждать, как быть в той или иной ситуации, за что, за кого голосовать, где, кого и как поддерживать!

И оснований для нашего единства в отстаивании общих краевых интересов гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Во всяком случае, движение в этом направлении надо начинать и надо начинать быстро. Инициатором таких встреч, по-видимому, должен стать, прежде всего, Губернатор, который призван в деталях знать краевые проблемы и предвидеть, как на них скажется то или иное федеральное решение.

Со своей стороны, хочу просить наших «думцев» (если позволено будет такое выражение) о следующем. Если будет создан Координационный совет, а мы об этом поговорим позже, соберитесь и делегируйте в его состав хотя бы одного из ваших коллег. Думаю, это пойдёт на пользу и тем, кто работает в Государственной Думе, и тем, кто работает в крае!

Уважаемые участники съезда!

Единство, а значит, спокойствие и благополучие в нашем необъятном крае немыслимо без отлаженной без устойчивой системы отношений с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами.
Они приобрели статус самостоятельных субъектов Федерации, но по-прежнему входят в состав края и тысячами хозяйственных, транспортных, организационных и просто межчеловеческих нитей связаны с его территорией.
В новейшей истории отношений и с Таймыром, и с Эвенкией, как вам хорошо известно, было всякое. И упоение независимостью одних, и стремление покомандовать, «построить в один ряд» — со стороны других. Но время всё расставляет по своим местам и оно, это время, показало, что суверенитет без границ и ориентация лишь на поддержку из центра приносят не только плюсы, но и довольно заметные минусы.

Жизнь убедила и нас, как другую сторону, в том, что желание взять «под крыло» округа, а, особенно, если они этого не очень хотят, не самое выигрышное и не самое своевременное занятие. В этом случае мы будем вынуждены взять на себя всю полноту ответственности за решение имеющихся там проблем, а проблем там немало, а в нынешней экономической ситуации это вряд ли по плечу краевой власти.

Так уж получилось, что депутатами Законодательного Собрания от округов стали красноярцы. В Эвенкии это В. М. Иванов, а на Таймыре — Г. И. Дружинин. И мы вправе рассматривать сам этот факт, как доказательство того, что стремление жить в едином Красноярском крае у северян по-прежнему существует, по-прежнему велико!
Ровно год назад в Красноярске был подписан Договор между федеральными властями, краем и округами. Он является очень общим по содержанию. Это — правда, это — так. Хотелось бы, чтобы этот текст и наши права и обязанности выглядели поконкретнее.

Но социально-политическое его значение нельзя недооценивать. Это событие зафиксировало, что стороны готовы двигаться навстречу друг другу. И теперь важно не передумать, не споткнуться и не возвести на этом пути новые преграды из предубеждений и личных амбиций.

Делегации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, их Думы, Законодательного Суглана Эвенкии сегодня присутствуют в этом зале. Я очень этому рад и надеюсь, что они выступят с этой трибуны и сами поделятся своими соображениями о перспективах и формах нашего взаимоприемлемого сотрудничества.

Уважаемые коллеги!

Теперь, пожалуй, о главном в теме нашего разговора, о взаимодействии с органами местного самоуправления. Его роль и значение в управлении краем очень велика. И это не просто слова, это — сегодняшняя реальность!

Жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение водой, теплом, электроэнергией, оказание медицинских услуг, образование, культура, правоохранительная деятельность, — всё это компетенция, главным образом, местного самоуправления. Оно наиболее приближено к населению, именно сюда прежде всего идут люди со своими заботами и вопросами. И в зависимости от того, как эти вопросы и проблемы решаются, зависит и общесоциальное самочувствие, зависит и отношение к нам, к власти в целом.

Многие проблемы, существующие на уровне местного самоуправления и решаемые именно здесь, имеют отнюдь не местное, а, как раз, общекраевое значение.

Возьмём, к примеру, город Красноярск, наш административный и политический центр. Здесь расположены краевые и федеральные органы власти, проходят культурные и спортивные мероприятия мирового уровня, город пропускает через себя весь транзит с Дальнего Востока на Москву и обратно, решает многие другие отнюдь не муниципальные задачи.

Поэтому горожане вполне справедливо ставят вопрос о статусе города Красноярска с вытекающими отсюда последствиями финансового и организационного плана. И от того, как мы его решим, а думать и решать этот вопрос нам все-таки придётся, и придётся сообща, зависит многое в крае в целом.

Не менее значимы сегодня и норильские проблемы. Отношения с Талнахом и Кайерканом, роль комбината в поддержании городских систем жизнеобеспечения, определение границ Норильского промышленного района и границ собственно города Норильска, передача социальной сферы на баланс города и края, которая рано или поздно состоится (а скорее всего, уже скоро), — всё это вопросы, где роль местного самоуправления очень и очень значима, очень велика.

И от их правильного или ошибочного решения зависит очень многое в крае в целом, ибо последствия принимаемых решений коснутся практически каждого красноярца.

Отдавая должное роли и значению местного самоуправления, Законодательное Собрание как предыдущего, так и нынешнего созыва немало сделало для его становления и развития.

С принятием новой Конституции, по-иному определившей статус органов местного самоуправления, потребовалась, прежде всего, нормативная база, которая бы регулировала их деятельность. Она, в основном, была создана.

В Уставе края этим вопросам посвящена специальная глава, своевременно разработан и принят краевой Закон «О местном самоуправлении», а также более 20 нормативных актов, которые этот Закон сопровождают, детализируют, уточняют, создают правовую базу для его реального применения.

Только перечисление принятых по вопросам местного самоуправления законов свидетельствует о том, что применительно к этой сфере у нас в крае создана современная, соответствующая конституционным принципам и федеральным законам нормативная база.

Хочу особо подчеркнуть её юридическую выверенность и корректность. Ни разу (я повторяю — ни разу!) этот блок законов не был предметом ни судебного обжалования, ни прокурорского реагирования.

Говоря о правовой базе местного самоуправления, следует особо отметить значение уставов муниципальных образований. На 1 октября текущего года из 59 городов и районов уже 53 имеют зарегистрированный Устав, а еще один район — Кежемский — представил его на регистрацию в управление юстиции и, может быть, кстати говоря, к сегодняшнему съезду он уже зарегистрировал его, получил путёвку в жизнь.

Зарегистрированы Уставы 44 сельсоветов, 6 поселков, 4 районных городов. Находятся на регистрации Уставы 13 сельсоветов, одного поселка. Много сделано в этом направлении в Новоселовском, Сухобузимском, Ужурском, Шушенском и ряде других районов, но в целом эта работа нам ещё предстоит и её надо активизировать.

Уважаемые депутаты!

Одной из важнейших форм нашего взаимодействия является создание органам местного самоуправления необходимых условий для полноправного участия в обсуждении и принятии краевых законов.

Исходя из этого, все законопроекты, затрагивающие их интересы, направляются представительным органам городов и районов либо главам муниципальных образований, если последние входят в их состав.

Но как это реализуется в жизни? Как это выглядит на практике?

В качестве примера приведу практику принятия относительно «свежих» наших Законов. Проекты законов о внесении изменений и дополнений в Законы края «О местном референдуме», «О краевом референдуме», а также «Об отзыве Губернатора края» (о чём сказал в выступлении Александр Иванович) были направлены (как то и предписывает Закон «О местном самоуправлении») во все представительные органы. Если кто-то не получил, это плод технического недоразумения, недоработки.

Одной бумаги сколько извели, сколько почтовых расходов! Каков же результат? Предложения поступили от муниципалитета г. Енисейска, Зеленогорского Совета, главы города Заозерного, администрации Октябрьского района г. Красноярска, Ачинского городского Совета и поселка Нижняя Пойма. Это всё. Я перечислил всех, поскольку ответов всего 6.

И это хорошо, а чаще всего такого рода ответы поступают от одного-двух представительных органов, а иногда их не поступает вовсе!

Одним словом, механизм учета голоса с мест, воплощения в правовые нормы тех предложений, тех мнений, которые складываются на уровне города, на уровне села, посёлка, к сожалению, работает у нас с большим скрипом.
Возникает вопрос — почему? Возможно, в рамках отдельной встречи, в рамках отдельного разговора нам надо обсудить его подробнее. Не исключаю в этом и определенной вины Законодательного Собрания.

Среди законов, принимаемых на краевом уровне и представляющих наибольший интерес для территорий, важнейшим, безусловно, является бюджет. Остановлюсь на этом подробнее.

Работа над краевым бюджетом на следующий год, как вы уже знаете, началась. И администрация намерена в ближайшее время представить его в Законодательное Собрание с тем, чтобы начать над ним согласованную работу, с подключением к этой работе органов местного самоуправления.

Этот положительный факт нельзя не отметить, в особенности памятуя о том, что бюджет на этот год, бюджет, по которому мы живём сейчас, был представлен в Законодательное Собрание с большим опозданием, после многочисленных дискуссий и требований, о которых сейчас даже не хочется вспоминать.

В принципе, не вызывает возражений и намерение администрации сделать его бездефицитным, а, следовательно, более реальным. Но хотел бы особо подчеркнуть — нельзя допустить, чтобы так называемая «бездефицитность» свелась к простой формуле: «Для того, чтобы выжить, вам надо 3 тысячи рублей, но у меня есть только 3 рубля, поэтому разделите их по-братски и скажите мне спасибо. Всё остальное — ваши проблемы».

Как известно, деньги делить — это не работа. Или, во всяком случае, не самая тяжёлая работа, поэтому подготовка бездефицитного бюджета должна исходить не только из фактического наличия средств на краевом уровне, но и из определения предела минимальных социальных потребностей городов и районов.

А самое главное, эта работа должна предполагать поиск реальных источников их покрытия. В этом задача краевой власти, за этим нас и выбирали!

Не для того, чтобы делить деньги, а для того, чтобы их искать и зарабатывать!

В то же время нельзя не сказать и о том, что ответственность органов местного самоуправления в этой сфере, безусловно, надо повышать. Негоже, когда кое-кто на местах перестал думать о собственном производстве, забыл, что такое спрос с руководителей хозяйств, не знает, как формируется налоговая база. Сидит и ждёт, когда из края привезут очередной «мешок» с деньгами (а этот «мешок», как вы знаете, всегда полупустой или дырявый), с тем, чтобы эти деньги разделить между учителями и врачами, а затем снова с упорством, достойным лучшего применения, ругать Зубова, Лебедя, Ельцина, а, может быть, кого-то ещё и подальше!

Через местные бюджеты сегодня формируется от 70 до 90 процентов расходов на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, правоохранительную деятельность.

С учётом перечислений из фонда финансовой поддержки за 8 месяцев этого года эта сумма составила порядка 4 млрд. рублей. Нетрудно посчитать, все здесь люди, имеющие отношение к финансам, это почти 2/3 всего бюджета края.

Таким образом, именно здесь концентрируются, здесь проходят громадные финансовые ресурсы. Конечно, их недостаточно. Тем более важно использовать эти средства разумно.

Сегодня в крае не только недостаток денег, не только дефицит полномочий, но и дефицит ответственности. На «плечи» местного самоуправления мы переложили многое, но закон о его финансовых основах принять не смогли. Не смогли создать четкие и обоснованные социальные стандарты, нормативы затрат на предоставление государственных услуг, ясные и понятные всем критерии минимальной бюджетной обеспеченности всех муниципальных образований, вплоть до сельских и поселковых.

По этому поводу мэр пос. Шушенское Михаил Петрович Колицкий, человек, по-видимому, очень совестливый, в разговоре со мной заметил: «В таких условиях нет смысла работать! Но ещё страшнее и преступнее ничего не делать, что, впрочем, наблюдается повсеместно».

Справедливость этих горьких слов и слов, адресованных, прежде всего, нам, краевой власти, нельзя не признать!

Уважаемые депутаты!

Наше взаимодействие с органами местного самоуправления может осуществляться не только посредством законов, их совместной разработки, обсуждения законодательных инициатив, предложений и так далее, но и в других, не столь обязывающих, не столь строго определенных формах.

Хотел бы вкратце сказать и об этом.

В июле-августе этого года в рамках подготовки этого съезда мы провели кустовые совещания, которые охватывали практически весь край. Здесь обсуждалась практика применения Закона «О местном самоуправлении», предметы ведения муниципальных образований, шёл разговор о болевых точках в их работе.

Здесь довелось лично познакомиться со многими главами сельских, поселковых Советов, поближе узнать эту часть депутатского корпуса.

Крепка деревня своими людьми такими, как Евменов Иван Васильевич — депутат Новоселовского районного Совета, Зайцева Александра Ивановна — из Нижнего Ингаша, Федорук Валентина Иосифовна — депутат пос. Кедровый, Шевелева Людмила Петровна — из Шушенского сельского Совета, Маяцкий Иван Андреевич — депутат сельского Совета Боготольского района.

Пока есть среди нас такие крепко стоящие на земле люди, народ не отвернётся от власти, народ будет нам верить!
Наряду с кустовыми совещаниями положительно зарекомендовал себя опыт проведения выездных заседаний постоянных комиссий.

Так, летом этого года комиссия по аграрной политике, которую возглавляет в Законодательном Собрании один из опытнейших депутатов — П. Г. Миков, проводила свои заседания непосредственно в районах, в северной группе, на западе. В них участвовало более 200 человек, заместители Губернатора, руководители управлений и комитетов администрации края, главы районов, представители сельхозпредприятий, фермеры, предприниматели. Польза от этого несомненная.

По-видимому, в ближайшее время нам необходимо с участием депутатов нескольких комиссий, прежде всего, по делам Севера, финансам, по собственности, провести такое заседание и в Норильске, поскольку проблем там накопилось более чем достаточно.

Нельзя не сказать и о той работе, которую ведут на местах, в том числе и с органами местного самоуправления, конкретные наши депутаты. Это Раиса Васильевна Кармазина, Светлана Михайловна Андронова (я зачастую задаю себе вопрос, где они находятся больше: в округе или в Законодательном Собрании, и это, наверное, хорошо), это Сергей Филиппович Зяблов, который живёт в Красноярске, но в Курагино и других южных районах его хорошо знают и помнят, это Юрий Константинович Абакумов, это Всеволод Николаевич Севастьянов, Анатолий Петрович Быков, Николай Михайлович Смык, Геннадий Анатольевич Терещенко и многие, многие другие.

Да простят мне мои коллеги то, что я не назвал ещё очень многих. Готовясь к съезду, мы обобщали работу наших депутатов, и я теперь могу с полным основанием сказать: им есть, что сказать своим избирателям!

Взаимодействие Законодательного Собрания края и органов местного самоуправления не ограничивается разработкой и принятием законов, проведением совещаний, работой депутатов в своих избирательных округах.

По инициативе Законодательного Собрания (я подчёркиваю: не по обязанности, а именно по инициативе) ещё в прошлом году была организована учёба депутатов и работников аппарата органов местного самоуправления на базе нашего кадрового центра.

До 1998 года эта работа осуществлялась, так сказать, по мере необходимости, а теперь удалось поставить её на регулярную, на постоянную основу.

Для обучавшихся было организовано посещение городского Совета г. Красноярска. Его депутаты с удовольствием делились опытом своей работы по подготовке сессий, организации работы в постоянных комиссиях и так далее.
Я думаю, что городской Совет с учётом состава его депутатов, квалификации его депутатов, а также квалификации аппарата вполне бы мог стать своеобразной базой для того, чтобы помимо кадрового центра осуществлять подготовку депутатов с территорий.

Оказывая помощь представительным органам местного самоуправления, мы планируем обобщить практику их работы по отдельным направлениям, издать соответствующую брошюру или книгу, как уж получится, в зависимости от объема. Мы намерены чаще включать сюжеты о деятельности депутатов районных, городских, сельских, поселковых Советов в телевизионные и радиопередачи, которые готовит пресс-служба Законодательного Собрания. Наверное, следовало бы подумать и об общекраевой депутатской газете.

В то же время мы ждём и ваших встречных инициатив. В целях большей информированности Законодательного Собрания хотелось бы иметь решения, планы работы представительных органов, получать извещения о датах проведения сессий, приглашения депутатов и консультантов Законодательного Собрания для участия в ваших мероприятиях. Я уверен, что это пойдёт на пользу как вам, так и Законодательному Собранию.

Целесообразно конкретизировать роль муниципальных образований в предварительном согласовании планов законотворческой работы и концептуальных положений конкретных законов на первоначальной стадии их появления, на первоначальных этапах работы над ними.

Считаю полезным и очень важным предложение, внесённое на оргкомитете, о совместном формировании всеми ветвями власти перечня первоочередных законопроектов, своего рода архитектурного плана законотворчества в крае.

И здесь я ещё раз хотел бы обратиться к Губернатору, к представителям администрации: главное слово, безусловно, за вами!

Пока у нас не будет четкой и ясной программы действий в экономике и социальной сфере (а такая программа, насколько мне известно, должна появиться уже в ближайшие месяцы), не будет и нормального плана законодательной деятельности. И мы, как её субъекты, по-прежнему будем «барахтаться в болоте» частных и во многом случайных инициатив и решать все проблемы как придётся, а, в основном, методом проб и ошибок!

Уважаемые коллеги!

Организационный комитет по подготовке съезда, обсуждая вопросы взаимодействия, пришел к выводу о необходимости создать Ассоциацию представительных органов Красноярского края и её руководящие органы. Координационный совет, в который войдут представители городских, районных, сельских и поселковых Советов, автономных округов, Законодательного Собрания и Государственной Думы. А для оперативного решения вопросов, которые у нас неизбежно будут возникать, сформировать и небольшой, из 10-15 человек, рабочий президиум.
Примерное Положение об Ассоциации у вас имеется и мы можем его пообсуждать, для этого вам его и раздали.

Естественно, что здесь не будет ни старших, ни младших, ни руководителей, ни подчиненных, сегодня это невозможно, с точки зрения закона, да и по жизни, наверное, не нужно.

Главная цель — объединить наши усилия, почувствовать взаимную поддержку, сделать нашу общую работу более организованной, системной, а, следовательно, и более эффективной. Надеюсь, что рекомендации, которые будут выработаны на съезде, внесут свой вклад в решение этих задач.