На главную | I съезд

I съезд депутатов Красноярского края (30 октября 1998 года)

Лебедь А. И. — Губернатор края, член Совета Федерации

30 октября 1998 года


Дорогие друзья!

Позвольте, прежде всего, поприветствовать вас, делегатов съезда, пожелать съезду успешной работы. Потому что я считаю эту инициативу очень своевременной, очень обнадеживающей, настало время всем ветвям власти на всех уровнях продемонстрировать образец единения и совместного решения многочисленных наших, продолжающих нарастать проблем.

Я не собираюсь детально анализировать состояние дел как в стране, так и в крае, остановлюсь только на некоторых достаточно болезненных вещах.

Бюджет края сегодня формируется в условиях полной неопределенности. И реальность цифр бюджета будет тем выше, чем яснее будет ситуация в Правительстве Российской Федерации.

Принципиальное отличие проекта бюджета 1999 года от предыдущих в том, что администрация намерена внести в Законодательное Собрание края бездефицитный бюджет. Дефицит прежних бюджетов покрывался преимущественно за счёт займов, в том числе банковских кредитов. Сейчас только 7 процентов расходов краевого бюджета будущего года задействованы на покрытие долгов прежних лет. Я считаю, что мы не можем позволить себе продолжать подобного рода расходы.

Если брать в абсолютных цифрах, то 682 млн. рублей в бюджете запланировано на погашение долгов и более 800 млн. — на заработную плату работникам бюджетной сферы.

Я ставлю такую задачу перед администрацией — перестать жить взаймы, планировать расходы без доходов. Рычагов для наполняемости бюджета более чем достаточно, причём, начиная с местного самоуправления.

В ближайшее время готовится к внесению в Законодательное Собрание края ряд законопроектов о внебюджетных фондах, о налоге с продаж. Будет продолжена работа по созданию в крае свободной экономической зоны на базе двух аэропортов: Черемшанки и Емельяново.

Уверен, что при правильной постановке работы с собственностью можно и за счёт неё существенно пополнить бюджет. Меня в этом убедила последняя встреча в Норильске. Хотел бы сегодня выразить надежду на совместную плодотворную работу с депутатским корпусом в части, прежде всего, режима строгой экономии бюджетных средств. То есть, мы должны общими усилиями свести к минимуму расходы в бюджетной сфере, сократить льготы, которых больше, чем при социализме.

У нас, примерно, 100 млн. человек в стране пользуются разного рода льготами. Я понимаю — старые; я понимаю — малые; я понимаю — инвалиды, больные, всех понимаю, но почему 100 миллионов?!

И, наверное, нам всем общими усилиями придётся сокращать наши бюджетные расходы путём уменьшения количества органов местного самоуправления. Нам придётся проделать эту совместную, непростую, местами болезненную работу. Страна в кризисе, страну захлёстывают волны акций протестов. Безусловно, они справедливы, но истерика в этой ситуации неуместна.

Летом соседи-кемеровчане на рельсах 5 дней посидели, у нас всё было хорошо, а теперь убытки края 230 млн., «как с куста» что называется!

Так вот, эти акции протеста ещё более разобщают нас, ещё более дезорганизуют процессы управления, и мне очень приятно сегодня отметить, констатировать тот факт, что в большинстве наших образований именно депутатский корпус подаёт пример перехода от акций протеста к акциям сотрудничества. Этот процесс нарастает и это следует только приветствовать.

Острота момента в стране напоминает нам о том, что родились мы не вчера, что всё новое — это, вообще говоря, тщательно забытое старое. В частности, местное самоуправление.

Имеет оно в России и на Руси глубочайшие корни. И впервые было введено в 14-15 веках в Новгородской и Псковской республиках. Об этом свидетельствуют сохранившиеся исторические административно-территориальные устройства, порядок формирования органов местного самоуправления и порядок распределения функций между центральными и местными органами.

Действовала в административных единицах Новгорода и Пскова выборная система самоуправления, состояла она из вече (народного собрания) и старосты, которые выполняли определенные им функции.

Какая разница? Вот оно — вече сидит, вот он — староста стоит. Давайте так назовём.

Как видим, уже в то далекое время отчётливо сложился институт местного самоуправления, который представлял собой систему, построенную на основе непосредственной и представительной демократии, разделения функций и состоящую из сообщества граждан и формируемых ими органов.

Вскоре развитие представительной власти в Российской Федерации запечатлело, собственно, ту весьма острую политическую ситуацию, которая сложилась в конце 1993 года.

Ситуация, которая, безусловно, угрожала государственной и общественной безопасности страны. Кризис, вообще говоря, подспудно начался, точнее говоря, изначально был предопределен той половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были, в общем-то, искусственно вмонтированы элементы разделения властей при сохранении неопределенного и, собственно, неограниченного статуса Съезда народных депутатов как высшего органа государственной власти.

Верховный Совет, как вы помните, имел право принять к своему рассмотрению и решать практически любой вопрос.
Тем самым были заложены противоречия между представительной и исполнительной ветвями власти. Разрешение этих противоречий Президент нашёл в роспуске Верховного Совета. Ну, а как его распустили, мы все с вами помним. Техника исполнения уникальная, я думаю, ещё историки к ней вернутся.

Естественно, кризис в центре не мог не отразиться в регионах. Объявлением из центра главами администраций было распущено большинство областных и краевых Советов, а 17 ноября 1993 года постановлением администрации края прекращена деятельность краевого Совета народных депутатов, досрочно.

В общем-то, всё плохо не бывает, и мы можем с вами констатировать факт, что принятием 12 декабря 1993 года Конституции (к ней можно относиться как угодно), тем не менее, в этом весьма болезненном вопросе точка была поставлена.

Я считал и считаю, что власть должна отчитываться перед народом за каждый свой шаг, если она, действительно, служит народу, а не самой себе. Все мы: депутаты, главы администраций, Губернатор, — все мы народом избраны. У нас, как принято говорить, разный уровень, но это не имеет, на мой взгляд, никакого значения по одной простой причине: у нас, у всех с вами абсолютно одинаковая, высокая ответственность перед единым и неделимым народом, народом-избирателем, если угодно.

Сегодня по понятным причинам не будем на них останавливаться, я думаю, все вы согласитесь с тем, что сегодня задачей № 1 является восстановление доверия. Доверия к власти со стороны народа!

За прошедшие 7 лет столько раз наши граждане были самым хамским образом обмануты, безусловно, доверие к власти сильно подорвано.

И решить мы эту задачу можем только сообща и только делами, а не словесными соревнованиями во взаимных упреках. Это тупиковый, бесперспективный путь, это путь в никуда!

Я призываю к совместной перспективной работе, состязаться мы, если должны в чем-то, то в номинации конкретных дел, в деле правостроительства, в деле правотворческой инициативы. И всё это вместе взятое должно конкретно, шаг за шагом улучшать нашу жизнь, жизнь людей края, которые нам с вами доверили управление.

Хотел бы несколько слов в этом отношении сказать очень коротко о деятельности администрации. Администрация, являясь субъектом законодательной инициативы, широко этим правом пользуется и регулярно вносит на рассмотрение Законодательного Собрания края подготовленные законопроекты.

И сейчас завершается, прямо скажу, непростая работа по завершению законопроектов таких, как о земле, об инвестициях, о залоговом фонде драгоценных камней и металлов, о бюджете развития и ещё по ряду законопроектов.
Прямо скажу — работа идёт тяжело. И не потому, что ленивые, а потому, что слишком много брешей зияет в федеральном законодательстве.

По моей инициативе был внесён законопроект в Законодательное Собрание «Об отзыве Губернатора Красноярского края», который даёт возможность избирателям досрочно прекратить полномочия избранного Губернатора, если вдруг он их не туда повёл. Этот закон, я считаю, будет стимулировать Губернатора работать не на самого себя и не на сохранение своего места, а на благо жителей всего Красноярского края!

Я благодарен Законодательному Собранию края за то, что этот Закон вчера был принят. С чем я поздравляю себя и вас, дорогие друзья.

И одновременно призываю депутатов Законодательного Собрания края последовать моему примеру: принять закон «Об отзыве депутатов Законодательного Собрания края». Таким образом, выполнить требования Конституции и дать в руки избирателей правовой цивилизованный инструмент для отзыва любого избранного начальника. В этом и есть «азы» основы демократии!

Откровенно хочу сказать, что население, которое по Конституции является источником государственной власти, вручает Губернатору мандат на реальное управление и осуществление исполнительной власти, доверяет ему разрешение самых болезненных, самых жизненно важных проблем.

Поэтому ослабление исполнительной власти края при принятии законов, я считаю, недопустимым.

Избиратели делегировали нам право и обязанность всесторонней заботы о них, надеются, что мы оправдаем их доверие, мы будем работать от их имени, а не наживать, прикрываясь их именем, политические дивиденды в интересах различных партий, фракций, спекулируя на объективных трудностях.

Я считаю, что настало время подумать о том, что в условиях, когда в стране плохо, в стране трудно, неплохо было бы становиться в такие моменты всем беспартийными, вспоминая о том, что мы — единый народ на единой земле и раскачивание лодки здесь недопустимо!

Хотя, безусловно, в ходе избирательной кампании я был поддержан определенной политической силой, я считаю принципиально важным построение работы с общественно-политическим активом края на основе равноправного партнерства. В частности, ведётся диалог со всеми политическими силами, со всеми людьми, которые настроены конструктивно, настроены на то, чтобы помочь вывести край из того глубокого, всестороннего, крайне запущенного кризисного положения, в котором он находится.

Идёт равноправное взаимодействие со всеми ключевыми религиозными объединениями граждан. Что, на мой взгляд, имеет особо важное значение в условиях отсутствия четких идеологических ориентиров. Все миротворческие миссии и конфессии встречают отклик, встречают поддержку в администрации края. Например, участие представителей религиозных объединений в борьбе с наркоманией.

В области национальной политики администрация очень тесно сотрудничает с национальными автономиями на территории края. Разработана концепция национальной политики, которая представлена на рассмотрение, поддержку и, надеюсь, одобрение Законодательного Собрания края.

Пересматриваются очень тщательно, скрупулезно взаимоотношения с общественными организациями, которые, независимо от политической конъюнктуры, ведут каждый своё направление, начиная от культуры, здоровья, проблем солдатских матерей, многодетных матерей и заканчивая питанием бездомных.

Я ещё раз хочу обратиться, прежде всего, к женщинам. Женщина — это мать, это — хранительница очага. В силу известных демографических и социальных причин, связанных с революциями и войнами, у нас сегодня в стране женщин большинство. Если в стране в целом 52 процента женщин, соответственно, 48 — мужчин, в крае процент чуть ниже: 51 «с копейками». То есть, женщин большинство.

И я должен сказать, что большинство, абсолютное, подавляющее большинство женщин работают, участвуют в подготовке законов, контролируют выполнение администрацией бюджета, всемерно помогают. Большое им спасибо и низкий поклон за эту конструктивную деятельность.

Но есть, к сожалению, и неконструктивное меньшинство, которое «садится в лодку» общественных организаций, начинает её раскачивать, призывая к посадке на рельсы и к другим экстремистским действиям.

Легкое недоумение в адрес этого меньшинства — зачем? Зачем мы будем сидеть на рельсах?! Думать надо, не шуметь. В любой кризисной ситуации, в любом тяжёлом положении чем холоднее голова, точнее расчёт и действия, тем лучше. Чем больше шумишь, тем хуже получается. Это проверено давно и не мною.

Сегодня возрастает значение взаимодействия органов государственной власти края с органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления сегодня — это тот остов, от крепости которого, в конечном счете, зависит благополучие общества и государства. Зависит экономическое и политическое здоровье нашего края.
Исторический опыт свидетельствует, что государственная власть неизменно выступает в роли гаранта развития местного самоуправления. И сегодня (я официально об этом заявляю) администрация края является партнёром (подчёркиваю: партнёром) в решении любых проблем местного самоуправления.

Сегодня я готов протянуть руку помощи любому главе, любому руководителю представительного органа муниципального образования и оказать помощь в решении любого вопроса. Мы — партнёры, мы все вместе — власть и совершенно недопустимо, если различные ветви власти начинают «тащить одеяло» в разные стороны. Вот все вместе мы — власть, а по отдельности — никто!

Однако, надо заметить, что одного взаимопонимания и поддержки здесь недостаточно. Для нашего диалога нужна крепкая правовая база, жителям края нужны реальные, своевременные и естественно воспринимаемые ими законы, которые их защитят, которые регламентируют им жизнь, которые обезопасят их от очередных кризисов. И очень многое в решении этой задачи зависит от вас, многоуважаемые депутаты.

Именно в представительных органах всех уровней полнее всего представлены интересы жителей нашего огромного края, отражены национальные особенности и местные условия. Депутаты сегодня находятся ближе всего к избирателям, вы сегодня, что называется, на переднем крае. Вы являетесь одновременно непосредственными участниками законотворческого процесса.

Но должен сказать, что по не очень понятным причинам представительные органы местного самоуправления весьма и весьма неохотно используют своё право законодательной инициативы в Законодательном Собрании края по вопросам местного самоуправления на территории края.

В то же время органы государственной власти края готовы и дальше следовать конституционному принципу наделения органов местного самоуправления края отдельными государственными полномочиями. Так, городу Норильску передана часть полномочий края по регулированию цен, одному из ЗАТО — полномочия по взиманию налогов. Эту работу мы намерены продолжать, наращивать в полном соответствии с принципом единения власти в интересах населения края.

На мой взгляд, работа органов местного самоуправления края во многом усложняется существованием на территории одного района множества глав. Это такая достаточно распространённая типовая картина.

Что такое наш среднестатистический район? Это — 42-50 тысяч жителей. Что такое районный центр? Это — 18, как правило, 22 тысячи человек. То есть, примерно половина.

И глава района, глава города, сельсовет, посёлок — в общем, картина такая складывается: очень часто две администрации в ста метрах друг от друга и красноярцу, у которого горит дом, затруднительно принять решение — к кому же из них бежать. При этом они ещё, как правило, дерутся между собой, доказывая, кто из них главнее!
Пришло время, я считаю (администрация этим вопросом занимается и такие предложения последуют), обратить внимание на вопрос усиления власти на местах, провести некие объединительные мероприятия, избавиться от всяких глупостей! В отдельных районах на одного чиновника приходится 154 гражданина, так можно и к соотношению один к двум дойти! Это совершенно непроизводительное расходование бюджетных средств!

Возможный путь решения этой проблемы, усиления власти — это усиление полномочий глав районов. Мы проведём некие объединительные, безусловно, согласованные с вами, всесторонне продуманные мероприятия.

Наша общая задача, многоуважаемые депутаты, работать на благо жителей Красноярского края, обеспечение достойного уровня их жизни, каждого жителя всеми доступными, но законными средствами.

Я, завершая своё выступление, хочу поблагодарить депутатов Законодательного Собрания края, представителей других депутатских корпусов за принятие качественных законов, способных реально, глубоко воздействовать на все сферы жизни Красноярского края.

Ещё раз хочу пожелать успехов в работе съезда, всем доброго здоровья на долгие годы, мужества, терпения и успехов в вашей весьма непростой, весьма многосложной работе.