На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Проект резолюции IV Cъезда депутатов Красноярского края

18 апреля 2006 года


18-19 апреля 2006 годапроект

За период, прошедший со времени III Съезда депутатов Красноярского края, произошли серьезные изменения как в политической, так и социально-экономической сфере, способствующие раскрытию новых возможностей и более эффективному использованию огромного потенциала края.
Наиболее значимым событием является объединение Красноярского края, создающее благоприятные условия для дальнейшего развития производительных сил края, роста благосостояния его жителей и знаменующее начало интеграционных и мобилизационных процессов в Российской Федерации.
Законодательная и исполнительная власть края сумела повысить эффективность своего взаимодействия в защите интересов края как в отношениях с федеральными органами власти, так и с финансово-промышленными группами.
Федеральным Правительством приняты предложения края по содержанию среднесрочной Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года, одобрены проекты формирования крупных производственных объектов в Нижнем Приангарье и в других территориях края.
Возросла эффективность работы с крупными хозяйствующими субъектами, следствием чего является рост налогооблагаемой базы и, соответственно, краевого бюджета, который вырос к 2006 году со времени III Съезда более чем в два раза. Это, в свою очередь, позволило своевременно выплачивать заработную плату бюджетникам, обеспечивать рост доходов населения, компенсировать субсидиями тяжелую нагрузку, выпавшую на долю населения в связи с реформой жилищно-коммунального хозяйства и реформой электроэнергетики.
Развитие экономики способствовало росту среднедушевого денежного дохода населения, который по сравнению с 2003 годом вырос на 12,6 процента в реальном исчислении и составил 7558,2 рубля. На протяжении ряда лет по величине среднедушевого дохода Красноярский край опережает соседние регионы и занимает первое место среди регионов Сибирского федерального округа.
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника за 2005 год составила 10377,2 рубля и увеличилась реально на 15,8 процента по сравнению с 2003 годом. По величине заработной платы край занимает первое место среди субъектов Сибирского федерального округа и двадцатое место среди регионов России.
Рост доходов населения обеспечил устойчивый рост розничной торговли, общественного питания, платных услуг населению.
Значимая и трудоемкая работа проведена по реализации федеральных законов № 131-ФЗ и № 122-ФЗ, направленных на коренную перестройку местного самоуправления и регулирование полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Проведена реконструкция структуры исполнительной власти.
Эти организационные меры позволили Совету администрации края, Законодательному Собранию совершенствовать и укреплять систему управления социально-экономическим развитием края, обеспечить в основном смягчение негативных последствий, вызванных резкими изменениями в Бюджетном и Налоговом кодексах и законодательстве Российской Федерации в области использования природных ресурсов.
Заметные изменения произошли в публичности действий краевых властей, что способствует развитию взаимодействия власти и общества.
Вместе с тем в социально-экономическом развитии края не полностью преодолены негативные явления, порожденные общероссийскими проблемами переходного периода, реализацией непопулярных среди населения реформ, ошибками руководства края и органов местного самоуправления.
В крае не удалось в полной мере обеспечить запланированные темпы развития, которые являются экономической основой проектируемых показателей роста благосостояния населения.
При росте среднедушевого дохода за период с 2003 по 2005 год на 37,5 процента потребительские расходы поднялись до 41,4 процента.
Не сформирована целостная система социально-экономического планирования в составе среднесрочной краевой программы социально-экономического развития, комплекса краевых целевых и отраслевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований, что может негативным образом повлиять на реализацию реформы местного самоуправления, динамику социально-экономических процессов, а, следовательно, и качество жизни населения.
Не улучшается должным образом качество жизни населения. Несмотря на рост средних показателей заработной платы и доходов населения в последние годы, более чем у 23 процентов населения эти доходы ниже прожиточного минимума, почти полтора миллиона красноярцев имеют среднедушевой доход не более 5000 рублей в месяц.
Потребление основных продуктов питания не только существенно ниже международных стандартов, но и в связи с ростом цен на потребительские товары не имеет сколько-нибудь заметной тенденции к повышению.
Серьезную озабоченность вызывает реализация в крае мероприятий, связанных с жилищно-коммунальной и земельной реформами.
Существенный рост платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, когда в некоторых муниципальных образованиях за последние пять лет плата за пользование холодной водой выросла в 12 раз, горячей водой — в 10 раз, отоплением — в 8 раз, не сопровождается ни соответствующим ростом доходов большей части населения, ни заметным повышением качества оказываемых услуг.
Перенос сроков повышения заработной платы работникам бюджетной сферы края (с 1 марта на 1 января 2006 года) и выплата им единовременной помощи не компенсировали возросших расходов на жилищно-коммунальные услуги основной части населения края. В результате в 2005 году объем средств бюджета края, выделяемых на предоставление субсидий на жилищно-коммунальные услуги, увеличился по сравнению с 2004 годом на 45 процентов и составил 3,8 млрд. рублей.
Трудное положение складывается с осуществлением земельной реформы как в части несоответствия масштабов реформы срокам и организационно-техническим возможностям соответствующих служб, так и в части финансовой нагрузки на население. Серьезные сложности возникают при организации налогообложения долей паевой собственности в сельскохозяйственных кооперативах.
Все это усиливает социальную напряженность, создает условия для выступлений населения с протестами и дестабилизации финансовых механизмов управления в территориях края.
Важнейшей проблемой для органов власти всех уровней остается состояние сел Красноярского края.
Сельские территории края по уровню экономического развития и уровню жизни населения неоднородны. В депрессивных районах большинство сельскохозяйственных предприятий, являющихся основой трудовых отношений в сельской местности, влачит жалкое существование и не создает условий ни для обеспечения занятости населения эффективным трудом, ни для повышения благосостояния крестьян.
Средняя заработная плата на селе практически в четыре раза ниже среднекраевого значения.
Именно в населенных пунктах, расположенных в зоне действия неэффективных сельхозпредприятий, наихудшее положение организации гарантированной Конституцией медицинской помощи, состояния школьного образования. Именно в этих селах отсутствует возможность организации культурного досуга, занятий физической культурой, наблюдается постоянное и неумеренное употребление спиртных напитков населением.
В крае имеется более 460 населенных пунктов с численностью населения ниже 100 человек, где эти черты национального бедствия выражены наиболее ярко.
Очевидно, что развитие местного самоуправления в таких муниципальных образованиях будет иметь особые проблемы и создаст дополнительные трудности в работе представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
По-прежнему не решаются кардинальным образом проблемы социальной сферы.
Несмотря на внедрение новых технологий и современных подходов в сферах образования и здравоохранения, разрыв между городскими и сельскими учреждениями образования и здравоохранения и качество предоставляемых ими услуг все еще остаются значительными. Обостряет ситуацию и дифференциация городского и сельского населения по доходам.
Объем платных услуг в образовании и здравоохранении продолжает возрастать и, соответственно, усиливает дифференциацию социальных гарантий для различных слоев населения. Рост оплаты бюджетными организациями коммунальных услуг, электроэнергии, очевидное недофинансирование по теоретически существующим нормативам ставит многие учреждения социальной сферы в положение финансовых банкротов.
Достаточно сложную ситуацию создает изъятие из муниципальных районов полномочий в области культуры. И с методической, и с организационной стороны это резко ухудшает систему управления развитием на селе культуры, основанной на традиционных русских ценностях.
Краевыми органами власти были подготовлены поправки в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и разработаны методические пособия для органов управления культуры муниципальных образований края. В результате в 40 из 42 муниципальных районов Красноярского края обеспечены полномочия органов местного самоуправления в области культуры, как на уровне поселений, так и на уровне муниципального района.
Во всех отраслевых направлениях социальной сферы в сельской местности неудовлетворительным остается положение дел с кадрами.
Следствием неудовлетворительного финансирования, недостаточного внимания к развитию социальной сферы, в том числе из-за развала хозяйственной деятельности, во многих административно-территориальных образованиях является то, что за последние 10 лет количество школ в крае сократилось на 320 единиц, общедоступных библиотек — на 73 единицы, учреждений культурно-досугового типа — на 180 единиц. Наряду с вводом уникального оборудования на объектах здравоохранения края за три года налицо сокращение 1743 коек в больницах, хотя край по числу коек на 10 тыс. населения занимает 7 место в Сибирском федеральном округе. При этом открыта 1400 мест дневного стационара.
В 2005 году не введено ни одного дошкольного учреждения. За год введено всего одно общеобразовательное учреждение на 52 места. В реестре незавершенного строительства 42 объекта здравоохранения.
В краевой адресной инвестиционной программе затраты на капитальное строительство за 2005 год составили всего 10,7 процента. А эти капитальные вложения как раз и есть школы, больницы, детские сады и т. д. Но основная часть средств этой программы предусматривается в виде дотаций, субвенций на оплату товаров и услуг.
Продолжают оставаться тревожными вопросы воспитания подрастающего поколения. Количество детей (от 0 до 18 лет), проживающих в крае, ежегодно сокращается: если в 2004 году детское население составляло 650 тысяч, то в 2005 году — 582 тысячи. По состоянию на 1 января 2006 года в крае проживает 11 831 ребенок-инвалид. По самым скромным подсчетам более 1000 детей остается вне школы. Одновременно отмечен рост преступности среди молодежи в возрасте 14-17 лет.
Все это говорит о том, что социальная сфера в Красноярском крае еще не является современной системой, обеспечивающей здоровое состояние общества, не создает условий для воспитания гармонично развитого человека. А сосредоточенные в этой сфере материальные, финансовые и кадровые ресурсы не создают необходимых предпосылок для реализации национальных проектов, заявленных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
Серьезного внимания требует и продолжающаяся реорганизация системы социальной защиты. Огромная армия ветеранов в Красноярском крае (более 740 тысяч) в ходе реформы социальной сферы, а также жилищно-коммунальной реформы, электроэнергетики, монетизации льгот подвержена сегодня серьезным нагрузкам. Формирование эффективных механизмов поддержки, преодоление бюрократических препонов и реализация идеи «одного окна», организация обслуживания отдельных населенных пунктов — все это требует времени, большого внимания и высокой ответственности должностных лиц.
Катастрофически не хватает мест в учреждениях социального обслуживания граждан престарелого возраста. Более 900 мест требуется незамедлительно и до 5000, исходя из социальных норм и имеющегося контингента.
Не решаются должным образом вопросы обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны, специальным автотранспортом инвалидов, стоящих на учете в органах социальной защиты.
Существенное количество претензий поступает в связи с имеющейся бюрократической волокитой при обслуживании ветеранов структурами жилищно-коммунального комплекса.
В целом следует отметить, что социальная политика краевых властей больше констатирует возникающие проблемы и ищет механизмы защиты от негативных последствий реформ, чем работает на опережение, создавая фактические возможности роста благосостояния людей за счет эффективного использования экономических возможностей края.
Ни исполнительная, ни законодательная власть не проявляет необходимой организованности и целеустремленности в использовании для удовлетворения интересов населения уникальных возможностей, возникших в связи с исторически важным событием — объединением края.
Резко возросшие контакты и взаимодействие на правительственном уровне пока не привели к масштабным качественным изменениям.
Еще недостаточным является участие в федеральных экономических программах, в течение двух лет практически не были реализованы финансовые ресурсы, выделенные в рамках решений инвестиционных форумов, проходивших в крае в 2004-2005 годах.
Не используются должным образом соглашения о взаимодействии с финансово-промышленными группами. Слабо развивается имеющийся в этой сфере позитивный опыт.
Взаимодействие исполнительной и законодательной власти далеко от совершенства. Несмотря на значительное число принятых законодательных актов, их использование в сфере организации работы местного самоуправления, в сфере управления государственной собственностью, в развитии инвестиционной деятельности, малого предпринимательства, использовании природных ресурсов, социального партнерства требует серьезного качественного улучшения.
Необходимо совершенствование законодательной базы в сфере межбюджетных отношений, земельной реформы, трудовых отношений.
В 2006-2010 годах для органов государственной власти и местного самоуправления в число важнейших задач будет входить развитие реформы местного самоуправления, земельной реформы, совершенствование тарифной политики и механизмов социально-экономического развития территорий.

ДЕЛЕГАТЫ IV СЪЕЗДА СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ:

1. Подтвердить Резолюцию III Съезда депутатов Красноярского края: главной задачей органов государственной власти края является повышение благосостояния жителей края, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.

2. Принять закон края о государственном прогнозировании и планировании социально-экономического развития края и завершить в 2006 году доработку Программы социально-экономического развития края до 2010 года как основополагающего документа для достижения поставленной задачи и организации текущего экономического, социального и бюджетного планирования.

3. При доработке Программы учесть высказанные на Съезде замечания, предложения и предусмотреть:
— согласование целей и задач основных направлений социально-экономического развития объединенного Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2009 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 38-р от 19 января 2006 года и со сценарными условиями развития производительных сил на территории Красноярского края, сформулированными в проектах развития Нижнего Приангарья и других территорий края, для чего неободимо:
— раскрытие экономических механизмов, обеспечивающих организацию Программы, их практическую увязку с компетенцией и объемами полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;
— усиление позиций по защите интересов населения за счет проектирования соответствующих показателей в сфере реальных доходов населения, дифференцировав их по различным социальным группам, в области прожиточного минимума, уровня бедности, продолжительности жизни;
— координацию работы с деятельностью органов местного самоуправления по формированию программ и планов социально-экономического развития муниципальных образований как элементов механизма реализации Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года;
— согласование целей, разделов и мероприятий Программы с имеющимися проектами развития Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов и с учетом положений Закона Российской Федерации об объединении Красноярского края;
— рациональное применение в социально-экономическом планировании перехода, в качестве эксперимента, бюджетного проектирования на трехлетний финансовый план и возможности повышения эффективности межбюджетных отношений в связи с организацией работы по внедрению статистических показателей деятельности муниципальных образований;
— разработку специальных подпрограмм развития занятости населения, учитывающих возможные масштабные сокращения работающих за счет продолжающейся практики банкротства предприятий, а также высвобождение людей в связи с внедрением новых технологий, повышением производительности труда, ликвидации непрофильных активов.

4. В сфере государственного строительства, совершенствования деятельности органов государственной власти Красноярского края:
4.1. Рекомендовать высшим органам государственной власти края:
— завершить административную реформу органов власти, принять меры по широкому информированию населения о новой структуре органов исполнительной власти, полномочиях каждого департамента, агентства, службы;
— принять все необходимые меры для неукоснительного исполнения Закона края от 30 июня 2003 года № 7-1171 «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке представления информации органами государственной власти Красноярского края»;
— разработать пакет нормативных актов, направленных на предотвращение коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления;
— предусмотреть регламентные нормы обеспечения взаимодействия органов государственной власти края с общественными организациями (в том числе с профессиональными и бизнес-сообществами) при разработке и принятии решений, затрагивающих интересы сообществ.
4.2. Рекомендовать Законодательному Собранию Красноярского края, Думе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Суглану Эвенкийского автономного округа:
— активизировать работу по подготовке проекта устава объединенного Красноярского края; проект устава в 2006 году опубликовать для общественного обсуждения;
— сформулировать согласованную публичную позицию по принципам организации Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации — Красноярского края;
— продолжить работу совместно с Советом Губернаторов края и округов по согласованности законодательства края и округов.
4.3. Обратиться в Государственную Думу, Правительство, Администрацию Президента Российской Федерации с предложением провести оптимизацию деятельности территориальных органов, министерств и ведомств с целью исключения дублирования, максимального учета интересов регионов Российской Федерации и местного самоуправления, в частности:
— исключить практику многочисленных запросов одной и той же информации различными ведомствами;
— сократить сроки согласования и принятия решений до приемлемых;
— бесплатно обеспечить органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Росийской Федерации статистической и иной информацией (имеющейся у федеральных органов власти и их территориальных подразделений), необходимой для принятия управленческих решений и мониторинга социально-экономической ситуации;
— ввести полный запрет финансирования федеральных органов власти и их территориальных органов из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации (в частности налоговых органов, учреждений исполнения наказаний и пр.);
— существенно сократить объемы платных услуг, оказываемых федеральными структурами, поскольку на практике это превращается в дополнительные поборы как для граждан, так и для органов власти.

5. В сфере организации местного самоуправления:
5.1. Рекомендовать высшим органам государственной власти края:
— завершить в 2006 году определение границ муниципальных образований, организовав «переговорные площадки» для достижения компромисса позиций органов местного самоуправления города Красноярска и Емельяновского района, города Игарки и Туруханского района;
— обеспечить необходимое финансирование работ по подготовке описаний границ муниципальных образований в соответствии с требованиями федерального законодательства;
— разработать и принять краевую программу подготовки и переподготовки муниципальных служащих с внедрением механизмов стимулирования повышения качества муниципальной службы (в том числе обеспечения эффективной деятельности представительных органов местного самоуправления);
— разработать и принять регламентные нормы, обеспечивающие выявление и учет мнения органов местного самоуправления при принятии решений всеми органами государственной власти края.
5.2. Рекомендовать Совету администрации края:
— в I полугодии 2006 года провести совместно с депутатами Законодательного Собрания края и главами муниципальных образований работу по определению лимита численности муниципальных служащих с учетом требований федерального законодательства;
— организовать публичный мониторинг хода реформы местного самоуправления, а также мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях края.
5.3. Рекомендовать Счетной палате Красноярского края организовать информационно-методическое обеспечение деятельности контрольных органов муниципальных образований края с целью внедрения единых подходов и стандартов контрольно-аналитической деятельности.
5.4. Рекомендовать органам местного самоуправления:
— разработать и принять программы реформирования органов местного самоуправления с целью повышения качества и эффективности деятельности, реализации требований краевого и федерального законодательства в сфере местного самоуправления;
— принять муниципальные программы повышения качества муниципальной службы, провести оптимизацию управления муниципальным образованием;
— активно внедрять формы взаимодействия с местными сообществами (организация публичных слушаний, общественных комитетов, территориального общественного самоуправления и т. п.).
5.5. Обратиться в Государственную Думу, Правительство, Администрацию Президента Российской Федерации с предложениями:
— максимально ускорить принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих разграничение имущества (между муниципальными образованиями, между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации);
— обеспечить правовое регулирование основ муниципальной службы, соответствующее требованиям Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— внести изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с целью более детального регулирования статуса депутатов, выборных должностных лиц;
— обеспечить правовое регулирование пенсионного обеспечения за выслугу лет (для выборных лиц, для муниципальных служащих и для служащих субъекта).

6. В сфере развития институтов гражданского общества:
6.1. Рекомендовать высшим органам государственной власти края:
— разработать правовые механизмы закрепления сложившихся форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления (Гражданская ассамблея и др.) с институтами гражданского общества;
— принять программу увеличения расходов на реализацию Закона края «О краевых социальных грантах», предусмотрев в качестве приоритета увеличение грантовых средств на реализацию проектов местных сообществ и общественных объединений;
— разработать и внедрить механизмы размещения социального заказа на оказание услуг гражданам среди некоммерческих организаций;
— разработать и принять краевую целевую программу гражданского просвещения в Красноярском крае на 2006-2008 годы.
6.2. Рекомендовать Законодательному Собранию края принять в 2006 году закон края о взаимодействии органов государственной власти края с некоммерческими, общественными организациями, обеспечив правовые гарантии участия указанных организаций в выработке и реализации решений, прежде всего социальной политики края.
6.3. Рекомендовать органам местного самоуправления создавать условия для развития институтов гражданского общества в муниципальных образованиях, развивать практику муниципальных социальных грантов и иных форм поддержки гражданских инициатив.

7. В области соблюдения законности, укрепления правопорядка и защиты прав граждан:
7.1. Рекомендовать Совету администрации и Законодательному Собранию края в целях осуществления на территории края системного правового просвещения населения и улучшения его информированности принять соответствующий нормативный акт.
7.2. Предложить Законодательному Собранию края внести изменение в Закон края «Об административных правонарушениях» в части расширения круга лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, из числа представителей территориального общественного самоуправления.
7.3. Рекомендовать представительным и исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления разработать и реализовать меры по неукоснительному соблюдению законодательства об обращениях граждан, организации их личного приема, оперативному реагированию на любые формы проявления коррупции, своевременному и открытому информированию населения о своей деятельности. Предложить в программы по аттестации государственных и муниципальных служащих включить требования по знанию законодательства о работе с обращениями граждан и навыкам общения с людьми.
7.4. Рекомендовать Совету администрации края с учетом анализа имеющей место криминогенной ситуации на территории края:
разработать краевые целевые программы:
— о мерах, направленных на социальную адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе создание учреждений по адаптации несовершеннолетних после отбывания срока в исправительных учреждениях;
— о мерах по профилактике правонарушений и преступности в сельских районах края;
— о мерах по поддержке службы участковых инспекторов милиции в целях укрепления правопорядка по месту жительства граждан;
— о мерах по подготовке допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о создании центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, утвердив Положение о нем.
7.5. Для снятия напряженности у большой части населения, связанной с размещением мест хранения ядерных отходов на территории края, а также размещением многих объектов без глубокой предварительной экологической проработки, предложить:
— Совету администрации края опубликовывать ежегодные отчеты об использовании средств, поступающих в бюджет края в качестве компенсации за хранение на территории края отходов ядерного топлива;
— руководству территориального управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю и другим государственным надзирающим органам усилить контроль и ответственность должностных лиц за принятием решений по размещению объектов без проведения экологических экспертиз последствий ухудшения экологической безопасности людей.
7.6. Рекомендовать органам местного самоуправления:
— усилить разъяснительную работу с гражданами, сделав акценты на вопросы защиты прав потребителей услуг;
— рассмотреть вопросы поддержки и развития территориального общественного самоуправления (ТОС) как массовой формы воспитания гражданского самосознания и самоорганизации граждан, развития конструктивного диалога с органами власти;
— оказывать содействие в создании гражданских палат и правозащитных центров;
— рассмотреть вопрос об организации работы по созданию независимого внешнего финансового контроля;
— при утверждении правил землепользования и застройки предусматривать обязательное проведение публичных обсуждений и процедур с участием общественности и средств массовой информации.
7.7. От имени Съезда обратиться в федеральные органы государственной власти с просьбой:
— ускорить принятие федеральных законов: «О муниципальной милиции», «О противодействии коррупции», «Об общественном контроле за деятельностью силовых министерств и ведомств»;
— внести изменения в статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части расширения прав муниципальных образований в вопросах создания добровольных формирований по охране общественного порядка;
— принять нормативный акт, регулирующий вопрос приема лома и отходов цветных металлов.

8. В области совершенствования межбюджетных отношений и финансовой политики:
8.1. Рекомендовать Совету администрации и Законодательному Собранию края принять меры по развитию законодательной базы и механизмов контроля за использованием краевой казны, рациональностью управленческих затрат, соответствием современным требованиям и подготовкой управленческих кадров.
8.2. Рекомендовать Совету администрации края:
— обеспечить своевременное оснащение необходимым оборудованием, программным и сервисным сопровождением внедрение экспериментального бюджетного проектирования на основе трехлетнего финансового плана;
— разработать перечень информации, представляемой органами статистики и налоговыми службами для составления местных бюджетов органами местного самоуправления;
— совместно с органами местного самоуправления разработать положение по проведению сверки фактического наличия налогоплательщиков и налогооблагаемой базы на территориях муниципальных образований;
— до принятия бюджета на 2007 год разработать предложения по повышению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании собственной доходной базы, оптимизации бюджетной сети и повышению эффективности работы бюджетной сферы, развитию малого и среднего бизнеса, обеспечению занятости населения на территориях муниципальных образований;
— в целях сохранения доходных источников бюджетов муниципальных образований в течение финансового года проводить своевременную корректировку по сбалансированности местных бюджетов при перерегистрации налогоплательщиков в других территориях края, обеспечить взаимодействие с налоговыми органами по краю в части установления фактов проведения переговоров крупных налогоплательщиков по вопросам перерегистрации в других субъектах Российской Федерации и принятия всесторонних мер по недопущению ухода налогоплательщиков с территории края.
8.3. Органам государственной власти края подготовить обращение в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой об увеличении численности работников налоговой службы на территории края для организации работы с налогоплательщиками в отдаленных и труднодоступных муниципальных образованиях края.

9. В области содействия развитию хозяйственной деятельности, рационального природопользования и охраны окружающей среды на территории края:
рекомендовать Совету администрации края:
— добиваться в соглашениях с финансово-промышленными группами более четко прогнозируемого роста налогооблагаемой базы и, соответственно, роста краевых доходов;
— более эффективно контролировать выполнение хозяйствующими субъектами принятых на себя обязательств социального характера и действующего законодательства в части предупреждения и профилактики предумышленного банкротства и иных действий хозяйствующих субъектов, создающих социальное напряжение;
— в полной мере использовать правовые рычаги, заставляющие работодателей всех форм собственности строго соблюдать трудовое законодательство в вопросах несвоевременной выплаты заработной платы и обеспечения безопасности труда. В этих целях рекомендуется органам местного самоуправления повысить эффективность работы межведомственных комиссий по рассмотрению споров, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы предприятиями и организациями, с участием представителей государственных надзорных органов: налоговой инспекции, пенсионного фонда, государственной инспекции труда, прокуратуры, профсоюзных объединений;
— учитывая, что в развитии экономики края, а также в решении задач обеспечения занятости населения немаловажную роль должно сыграть малое и среднее предпринимательство, совместно с органами местного самоуправления разработать меры, на деле устраняющие административные барьеры для развития этого сектора экономики. Рассмотреть перечень принимаемых мер на сессиях представительных органов местного самоуправления и Законодательного Собрания края. Разработать и представить в Законодательное Собрание края проект закона края об инновационной деятельности на территории края;
— с учетом реорганизаций, происходящих в авиационной отрасли в Российской Федерации, и с целью сохранения и развития региональной авиации (аэропортов и авиаперевозчиков) разработать и представить в Законодательное Собрание целевую программу «Развитие региональной авиации в Красноярском крае в 2007-2010 годах»;
— при формировании краевого бюджета на 2007 год, учитывая социальную значимость организации пассажирских перевозок в границах муниципальных образований, предусмотреть возможность выделения средств на содержание межпоселковых дорог либо в централизованном порядке, либо внести изменения в Методику формирования фонда финансовой поддержки территорий, утвержденную Законом края «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае»;
— с целью дальнейшего развития привлекательности края и качественного улучшения краеведческой деятельности принять необходимые меры по развитию туризма и сопровождающего его малого и среднего бизнеса. Рассмотреть возможность создания особой экономической рекреационно-туристской зоны на юге Красноярского края;
— разработать и внести в Законодательное Собрание края проект закона края о комплексном природопользовании в Красноярском крае;
— разработать концепцию региональной экологической политики и программу действий краевых органов власти по ее реализации;
— разработать законы края, обеспечивающие в полном объеме выполнение краевыми органами власти полномочий в сфере экологии, экономические и финансовые механизмы для стимулирования природоохранной деятельности действующих субъектов, краевые целевые программы в сфере экологии.

10. В области поддержки агропромышленного комплекса в сфере земельных отраслей:
рекомендовать Совету администрации края разработать комплекс краевых целевых программ, направленных на стабилизацию и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края на 2006-2010 годы, предусмотреть в нем реализацию основных задач, заложенных приоритетным национальным проектом Российской Федерации «Развитие агропромышленного комплекса на 2006-2007 годы»;
при разработке программы учесть систему надлежащих мер, в частности:
— обеспечение уровня государственной поддержки агропромышленного комплекса, в том числе производства продовольственных товаров, предусмотреть соответствующее увеличение расходной части краевого бюджета ежегодно;
— минимизацию ущерба сельхозтоваропроизводителей от диспаритета цен между сельскохозяйственной продукцией и ценами на сельскохозяйственные машины и механизмы, горюче-смазочные материалы, тарифами на теплоэнергоресурсы;
— разработку мер по государственной поддержке сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
— увеличение объемов государственного закупа зерна по интервенции для государственного регулирования цен на зерно;
— эффективные мероприятия по массовому привлечению специалистов на село.

11. В области земельных отношений:
11.1. Рекомендовать Совету администрации края:
— разработать план мероприятий по обеспечению своевременного оформления прав на земельные участки общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения и индивидуальных земельных участков в целях реализации прав граждан на владение, пользование и распоряжение землей, обеспечить реализацию плана необходимыми финансовыми и организационными ресурсами;
— принять необходимые меры по регистрации права краевой собственности на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей, а также в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Разработать механизм вовлечения указанных земельных участков в хозяйственный оборот;
— рассмотреть вопрос о централизованном выделении средств для проведения межевания земель, оформления документов на право собственности для отдельных категорий граждан;
— рассмотреть вопрос об образовании уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами и правовому регулированию комплекса вопросов, связанных с земельными имущественными отношениями.
11.2. Рекомендовать главам администраций, Советам депутатов муниципальных образований обеспечить надлежащее выполнение полномочий по распоряжению земельными участками в связи с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
11.3. Органам государственной власти края подготовить обращение к Правительству Российской Федерации о принятии нормативного правового акта, определяющего порядок отказа граждан от земельных участков, полученных в результате межевания коллективных земель сельскохозяйственного назначения.

12. В области социальной сферы:
12.1. Рекомендовать Совету администрации края:
— принять меры по приоритетности финансирования Программы государственных гарантий оказания населению края бесплатной медицинской помощи;
— продолжить работу по укреплению материально-технической базы краевых и муниципальных учреждений здравоохранения для получения всеми учреждениями лицензии на осуществление медицинской деятельности;
— обеспечить финансирование строительства Красноярского государственного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой онкологический центр» начиная с 2006 года;
— разработать и представить в 2006 году в Законодательное Собрание края программу развития сельских школ;
— разработать и представить в 2007 году в Законодательное Собрание края программу развития начального и среднего специального образования края;
— разработать и представить в 2006 году в Законодательное Собрание края программу развития детских садов в крае;
— обеспечить краевой национально-региональный компонент образовательного стандарта необходимым финансированием;
— обеспечить нормативное финансирование дополнительного образования;
— усилить поддержку творческой деятельности молодежи, способствовать реализации потенциала молодых ученых, развитию деятельности фонда науки;
— разработать концепцию государственной семейной политики, обратив в ней особое внимание на обеспечение жильем молодых семей, государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Предусмотреть государственный заказ на трансляцию теле- и радиопередач, посвященных пропаганде ценностей семьи, формированию здорового образа жизни;
— рассмотреть вопрос об открытии центра социальной адаптации несовершеннолетних;
— разработать государственный заказ учреждениям культуры по участию в формировании и воспитании современного человека на высоких ценностях достижений отечественной и мировой культуры, патриотической ориентации и осознания общественного долга;
— разработать мероприятия по взаимодействию учреждений культуры и образования в проведении соответствующей воспитательной работы с молодежью.
Во взаимодействии с высшими и средними специальными учебными заведениями профессионального образования разработать проект государственного и муниципального заказа по подготовке специалистов для работы в учреждениях социальной сферы в соответствии с Программой социально-экономического развития края и полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления.
12.2. Рекомендовать Законодательному Собранию края провести публичные слушания по реализации национального проекта «Здоровье» на территории Красноярского края; по состоянию и перспективам развития рынка труда и занятости населения.

13. В области жилищно-коммунальной политики:
13.1. Рекомендовать Совету администрации края:
— разработать комплексные мероприятия по внедрению положений жилищно-коммунальной реформы в жизнь, предусмотрев при этом меры по недопущению снижения уровня жизни населения и реального повышения качества жилищных услуг. Непременными условиями при осуществлении жилищно-коммунальной реформы должны быть: социальная защита и поддержка нуждающихся категорий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг; сосредоточение усилий и средств на сохранности жилищного фонда, повышение его благоустройства; обеспечение бесперебойной работы инженерно-технического оборудования; усиление государственного и муниципального контроля за деятельностью жилищно-коммунальных органов, а также проведение в первом полугодии 2006 года независимой и объективной экспертизы экономической обоснованности коммунальных тарифов в городах и районах края;
— оказать методическую, организационную и материальную помощь органам местного самоуправления, особенно сельских территорий, в становлении служб жилищно-коммунального хозяйства с учетом осуществления ими новых полномочий в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ;
— публично проинформировать население Красноярского края об основах тарифной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2006-2010 годы и мерах по снижению стоимости для населения жилищно-коммунальных услуг;
— осуществить меры, направленные на развитие рынка жилья на территории края, с целью разрешения жилищной проблемы для той части населения, которая имеет законодательно закрепленное право на государственную жилищную поддержку, ежегодное увеличение финансирования краевых программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, государственную поддержку индивидуального строительства жилья за счет широкого использования ипотеки и льготного жилищного кредитования, предоставления ссуд работникам бюджетной сферы. С 2007 года приступить к созданию муниципального фонда жилья для малоимущих граждан.
13.2. Законодательному Собранию Красноярского края обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в федеральные нормативные правовые акты в части:
— предоставления права нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам и участникам Великой Отечественной войны на обеспечение жилыми помещениями из средств федерального бюджета независимо от даты постановки на очередь на улучшение жилищных условий;
— внесения изменений в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (установление права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на 50-процентную скидку при оплате жилого помещения независимо от принадлежности жилищного фонда).

14. В области социальной защиты населения:
14.1. Рекомендовать Совету администрации края:
— рассмотреть предложения по качественному улучшению индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предусматривающие максимально возможную социальную интеграцию инвалидов в общество, повысить эффективность межведомственной координации и совершенствовать механизмы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в решении проблем ветеранов и инвалидов;
— принять меры к увеличению количества мест проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан престарелого возраста и инвалидов в условиях, отвечающих санитарным нормам;
— рассмотреть возможность предоставления льготного проезда на территории края гражданам, проживающим в отдаленных районах и направленным на лечение в краевой центр;
— от имени Съезда обратиться в федеральные органы государственной власти с предложением увеличения базовой части трудовой пенсии до прожиточного минимума, в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
14.2. Законодательному Собранию края обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в федеральные нормативные правовые акты в части:
— включения в набор социальных услуг бесплатного проезда на пригородном автомобильном или водном транспорте, при отсутствии пригородного железнодорожного транспорта;
— урегулирования порядка обеспечения инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения по состоянию на 31 декабря 2004 года, спецавтотранспортом (при наличии соответствующих медицинских показаний) и определения ответственных органов;
— определения порядка предоставления донорам, сдавшим в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам (или гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России»), льготных путевок для санаторно-курортного лечения, а также порядка учета и расходования средств на предоставление данной меры социальной поддержки;
— приведения в соответствие с федеральным законодательством постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в целях исключения из него федеральных льготников;
— увеличения размера базовой части трудовой пенсии до прожиточного минимума, в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— увеличения размера ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, в частности членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
— предоставления права лицам с ограниченными возможностями подавать в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявление об отказе от получения набора социальных услуг через социального работника, осуществляющего за ним уход, без нотариальной доверенности;
— увеличения базовой части трудовой пенсии на районный коэффициент;
— повышения пределов повышенных отношений заработков для исчисления пенсий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— внесения изменений в федеральные нормативные правовые акты в части упрощения процедуры назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам за счет средств государственного социального страхования в части исключения из перечня необходимых документов для назначения пособия обязательного представления трудовой книжки и справки с момента назначения пособия обязательного представления трудовой книжки и справки с места работы другого родителя;
— выделения средств из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности;
— внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 176 от 1 апреля 2005 года по восстановлению прав пенсионеров, выезжающих из районов Крайнего Севера к месту использования отрасли.

15. Поручить президиуму Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края обобщить предложения делегатов Съезда, высказанные в ходе обсуждения представленных документов на пленарном и секционных заседаниях IV Съезда депутатов Красноярского края, и выпустить их отдельным изданием для использования в практической работе органов государственной власти и местного самоуправления.