На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Предложения в резолюцию IV Съезда депутатов Красноярского края секции «Аграрная политика в крае: сотрудничество органов государственной власти и местного самоуправления»

19 апреля 2006 года


1. Предложения в области аграрной политики в крае
Агропромышленный комплекс края находится в глубоком кризисе и без принятия государством кардинальных и эффективных мер село уже не поднимется.
За истекший пятнадцатилетний период в сельскохозяйственных предприятиях и организациях коллективных форм собственности поголовье КРС уменьшилось практически в 3 раза, свиней — почти 5 раз, заброшено 1 млн. га пашни из 3 млн. га. За этот же период по данной группе сельхозтоваропроизводителей резко снизилось производство сельхозпродуктов, в том числе: мяса — почти в 2,5 раза; молока — 2,7 раза; зерна — 1,7 раза. Эти цифры красноречиво говорят о том, что обеспеченность населения Красноярского края относительно медицинских норм потребления основными продуктами питания за счет их производства в аграрном секторе края за 2005 год составит: по мясу всех видов — 40 %, по молоку — 51,5%.
В это же время продолжал систематически снижаться уровень технической оснащенности хозяйств, который в истекшем году колебался по различным видам техники в интервале 54-76%, и это при том, что до 90% тракторного и комбайнового парка уже выработали свой ресурс. Если в 1991 году сельскохозяйственным предприятиям и организациям было поставлено 2126 тракторов, то в 2005 — только 78 (снижение в 27 раз); зерноуборочных комбайнов 600 и 109 соответственно (5,5 раз), кормоуборочных комбайнов 249 и 6 (41,5 раза). Уровень рентабельности производства за этот же период снизился более, чем на 50%. Имеющиеся в крае мощности по переработке сельскохозяйственного сырья используются в лучшем случае наполовину, многие — еще меньше.
Период 1991-2005 годов сопровождался ухудшением демографической обстановки на селе и усилением социальной напряженности. Происходит снижение общей численности сельского населения. Если, по данным переписи 1989 года, она составляла 822 тыс. человек, то на 01.01.2006 года 696 тыс. человек. Среднегодовая численность работников в рассматриваемой группе сельхозпредприятий уменьшилась с 127,2 тыс. человек до 64,1 тыс. человек, практичес? ки в 2 раза, но при этом здесь образовалась 30-ти тысячная армия безработных, а уровень занятости селян в трудоспособном возрасте составляет 56% .
Начиная с 1993 года по настоящее время ежегодно уменьшается естественный прирост сельского населения края на 4-6 тыс. человек, причем наиболее интенсивно — начиная с 1999 года. В рассматриваемый период рождаемость на селе сократилась в 1,5 раза, а смертность стала значительно выше, чем в городе. Если в 1991-1992 годах на 1000 человек населения количество умерших на селе было на 16-20% больше, чем в городаx края, то в 2004 году эго соотношение составило почти 1,7 раза. При этом смертность трудоспособного сельского населения выше городской в 1,5 раза. Если в 1992 году коэффициент естественной убыли сельского населения Красноярского края на 1000 человек составлял 0,9, то в 2003 году — уже 7,3.
Среди проблем, присущих агропромышленному сектору, наиболее существенными являются:
— низкая эффективность сельскохозяйственного производства;
— низкая обеспеченность сельскохозяйственной техникой и ее высокий износ;
— большая текучесть кадров и низкая их квалификация;
— ухудшение плодородия почв, низкий уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
— диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией;
— сложное финансово-экономические состояние сельскохозяйственных предприятий.
Для решения указанных проблем в Резолюцию IV Съезда депутатов необходимо внести следующие предложения:
1.1. Предложить Совету администрации края разработать краевую программу «Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края на период 2006-2010 года».
В программе предусмотреть:
— минимизирование ущерба сельхозтоваропроизводителей от диспаритета цен между сельскохозяйственной продукцией и ценами на ГСМ, тарифами на теплоэнергоресурсы;
— увеличение заработной платы до уровня промышленности;
— создание условий для закрепления кадров;
— строительство жилья;
— восстановление технической оснащенности, приобретение техники и новых технологий;
— внесение минеральных удобрений и применение средств химической защиты растений;
— разработку мер по господдержке сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
— доступность кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
1.2. Осуществлять централизованный закуп зерна по фиксированным ценам.
1.3. В целях повышения результативности сельскохозяйственного производства, обеспечении эффективности функционирования его основных отраслей, особенно отрасли растениеводства, предлагается обратиться в Правительство Российской Федерации об увеличении объема ассигнования до размера компенсации не менее 30 процентов от суммы дополнительных расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, либо установить льготные (согласованные) цены на горюче-смазочные материалы сельскохозяйственным товаропроизводителям для проведения полевых работ.

2. Предложения в области земельных отношений
Реорганизация органов местного самоуправления, формирующееся земельное законодательство выявили комплекс проблем, связанных с земельно-имущественными отношениями на территории края.
Органами государственной власти края и органами местного самоуправления не в полной мере обеспечиваются управление и распоряжение земельными участками, не реализуются возложенные на них федеральным земельным законодательством полномочия, обеспечивающие реализацию прав граждан на получение земельных участков и оформления прав на них.
В настоящее время на территории края площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения составляет около 1 млн. га. Неиспользование земель в хозяйственном обороте приводит к их деградации, загрязнению, уничтожению плодородного слоя, зарастанию кустарниками и другим негативным процессам.
Такая ситуация связана с недостаточной работой по вовлечению таких земель в хозяйственный оборот, в том числе с отсутствием ряда нормативных актов, регулирующих порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также с отсутствием у граждан необходимых средств для надлежащего оформления прав на землю для дальнейшего распоряжения.
Необходима организация информационного и методического сопровождения вопросов, касающихся оборота земель сельскохозяйственного назначения для органов местного самоуправления, граждан и сельскохозяйственных организаций, проведение контроля за соблюдением законодательства в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения.

В Резолюцию IV Съезда депутатов необходимо внести следующие предложения:
— предложить Законодательному Собранию края и Совету администрации края реализовать возложенные на них федеральным земельным законодательством полномочия, обеспечивающие реализацию прав граждан на получение земельных участков и оформления прав на них;
— предложить Совету администрации края закончить работу по формированию механизма регулирования земельных отношений на территории края, обеспечивающего эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения;
— предложить Совету администрации края принять необходимые меры по регистрации права краевой собственности на земельные участки, сформированных в счет невостребованных земельных долей, а также в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Разработать механизм вовлечения указанных земельных участков в хозяйственный оборот;
— предложить Законодательному Собранию края и Совету администрации края обеспечить исполнение полномочий по формированию земельных участков в счет невостребованных земельных долей в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Принято на заседании секции
18 апреля 2006 года