На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Предложения в резолюцию IV Съезда депутатов Красноярского края секции «Социально-экономическое развития села: среднесрочные перспективы и задачи органов власти»

19 апреля 2006 года


Социальное положение сельских территорий
Развитие сельских территорий является отдельным направлением государственной политики и напрямую не связано с поддержкой агропромышленного производства. В то же время состояние инфраструктуры села является одной из причин оттока сельского населения, что в свою очередь приводит к закрытию малокомплектных школ, больниц и дальнейшей ликвидации бесперспективных деревень.
В крае на начало 2005 года насчитывалось 1579 сельских населённых пунктов. Прекращение сельскохозяйственного производства, зачастую выступающего безальтернативным видом деятельности и занятости в сельской местности, неминуемо влечёт за собой не только безработицу и бесперспективность жизни на селе, отток трудоспособного населения и деградацию отрасли, но и потерю экономической базы самоуправления в значительной части муниципальных образований, особенно на уровне сельских поселений.
По данным Красноярскстата в крае доля сельского населения на начало 2005 года составляла 24,1% (704,6 тыс. чел.). За 2004 год выбытие работников на 8,5% превысило показатель принятых на работу, всего за год село покинули 3,5 тыс. человек, за 10 лет — 107,9 тыс. человек. Служба занятости признала безработными в 2004 году 68,7 тыс. человек, из общего числа безработных в крае 40% приходится на сельское население. Среднемесячная начисленная заработная плата в расчёте на одного работника в сельском хозяйстве составляет треть от средней заработной платы по краю.
Последствия обнищания сельского населения и банкротства хозяйств не могут не сказаться на реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по решению вопросов местного значения (содержание жилищного фонда, очистных сооружений, канализации, теплотрасс и др.), обеспечиваемых за счёт собственных доходов.
По действующему федеральному и краевому законодательству в 2006 году предусмотрены нормативы отчислений в бюджеты поселений в размере 10% от налога на доходы с физических лиц, 30% единого сельскохозяйственного налога, а также земельный налог и налог на имущество физических лиц в полном-объеме. При отсутствие плательщиков-юридических лиц в ряде поселений основным источником поступлений налогов являются платежи населения.
О низкой платежеспособности организаций и населения свидетельствует наличие задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней. Так, по состоянию на 01.11.2005 недоимка по Емельяновскому району составляла 118,9 млн. руб., что превысило поступления налоговых доходов в бюджет района за 9 месяцев 2005 года.
Обострение демографической ситуации в сельской местности связано также со старением населения из-за оттока молодёжи и кадровой проблемой. Закреплению кадров на селе могло способствовать предоставление жилья на льготных условиях, но действующая в настоящее время краевая целевая программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярскою края на 2004-2008 годы» выплату единовременного пособия на обустройство молодых специалистов предусматривает только в размере 36 тыс. руб.

1. Предложения в области социального развития сельских территорий в 2006 году.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей населения, проживающего на их территории.

Совету администрации края и органам местного самоуправления необходимо:
— выполнить Резолюцию III Съезда депутатов края в части разработки краевой целевой программы «Социальное развитие села Красноярского края», предусматривающей жилищное строительство в сельской местности, реконструкцию и техническое перевооружение систем энергоснабжения села, водотеплоснабжение сельских населенных пунктов, развитие сети автомобильных дорог в сельской местности;
— закончить работу по формированию механизма регулирования земельных отношений на территории края;
— решить проблему сбытовой кооперации для личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей;
— создать условия для закрепления квалифицированных кадров на селе;
— выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу по разработке порядка отказа от права на земельные доли в муниципальную собственность без оформления земельного участка;
— рекомендовать Совету администрации края разработать программу о подсобном хозяйстве;
— поддержать программу Совета администрации края по содержанию межпоселенческих автодорог, проходящих по территории муниципальных образований Красноярского края на 2006-2008 годы;
— рекомендовать депутатам всех уровней способствовать улучшению состояния сельского образования за счет личного участия в школьных управляющих советах.

2. Предложения в области занятости и самозанятости сельского населения районов края
Сокращение объемов сельскохозяйственного производства, сокращение числа сельскохозяйственных предприятий, разрушение производственного потенциала села, ухудшение социально-бытовых условий проживания привели к уменьшению числа рабочих мест в сельской местности, увеличению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, вызвали снижение жизненного уровня селян, ускорили процесс сокращения численности сельского населения и особенно малочисленных сельских населенных пунктов.
Одним из факторов, влияющих на рост уровня жизни сельского населения, его самозанятости, является развитие личных подсобных хозяйств населения с многоотраслевой системой производства и создание сети по заготовке и переработке дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, дичи, рыбы и др.

В Резолюцию Съезда депутатов необходимо внести следующие предложения:
— оказание государственной поддержки субъектам агропромышленного комплекса края;
— обеспечить осуществление организационных мер по государственной поддержке личных подсобных хозяйств органами государственной власти и местного самоуправления;
— определить направления развития личных подсобных хозяйств и меры их финансовой поддержки;
— создать систему закупки и сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных хозяйствах;

3. Предложения по развитию садоводческих объединений граждан края
Спад производства плодоовощной продукции в общественном секторе приведет к тому, что в обеспечении свежими овощами, плодами и ягодами, как составляющее части продовольственной программы края, существенная роль отводится садоводческим объединениям граждан городов и промышленных центров края, Более 386 тысяч садоводов и огородников, объединенных в 1320. товариществ, находящихся в землепользовании 41,6 тысячи га производят почти 61,4 тыс. т. плодово-ягодной, 93,5 тысячи тонн — овощной продукции.
Созданные в свое время как коллективные садоводства предприятий организаций, они обустраивались при постоянной финансовой и технической помощи. В настоящее время после реформы они остались без какой-либо поддержки без надлежащей правовой базы. Это ведет к резкому сокращению использования садовых участков, часто вызывает фитоэкологическую угрозу землепользования.
Решение проблем садоводства требует своего рассмотрения на всех уровнях власти.

В Резолюцию Съезда депутатов внести следующие предложения:
— считать садоводческие объединения граждан составной частью аграрного сектора края;
— разработать Программу развития садоводческих объединений, определения для них государственной поддержки.

4. Предложения по развитию отрасли пчеловодства края.
Годы реформ в России тяжело отразились на состоянии отрасли пчеловодства края. Численность пчелосемей в общественном секторе за период с 1990 по 2006 год сократилась более чем в 10 раз и составила около 3,0 тыс. ульев.
На сегодняшний день пчеловодство края представлено, в основном, личными пасеками, где насчитывается более 85,0 тыс. пчелосемей. При средней нагрузке 50 ульев на работника, около 2,0 тыс. человек со своими семьями занимаются производством меда, создавая для себя рабочие места, тем самым, способствуя решению социальной проблемы.

В связи с прекращением финансирования, краевая пчелоконтора прекратила свою деятельность по управлению отраслью и на сегодняшний день пчеловоды края разобщены, им некуда обратиться за помощью в организации и ведении производства. В крае отсутствует должная нормативно-правовая база.
Решение проблем отрасли пчеловодства невозможно без их рассмотрения на уровнях законодательной и исполнительной власти.

В резолюцию IV Съезда депутатов необходимо внести следующие предложения:
— разработать краевой Закон о пчеловодстве;
— разработать и принять краевую целевую программу «Развитие пчеловодства края»;
— создание организационной структуры по управлению отраслью пчеловодства.

5. Предложения по решению вопросов в области здравоохранения.
В Красноярском крае сохраняется напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, ВИЧ-инфекция), учитывая ситуацию, связанную с заболеваемостью и смертностью сердечно-сосудистых заболеваний. Необходимо проведение модернизации медицинских учреждений, оказывающих первую медико-санитарную помощь на селе.

В резолюцию IV Съезда депутатов необходимо внести следующие предложения:
— доработать программу «Поддержка развития первичной медико-санитарной помощи в сельской местности Красноярского края» на 2006-2007г.
— внести поправку по выделению средств на подготовку к лицензированию медицинских учреждений.

6. Предложения по решению вопросов местного значения в области культуры на основе Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и действующего федерального законодательства.
Субъективное толкование на местах некоторых норм закона, повлекло за собой ликвидацию ряда организаций культуры (музеи, киноустановки, учреждения клубного типа, методические центры). Разрушается единая система методического и информационного обеспечения культурного процесса в связи с передачей на уровень поселения содержания районных Домов и Центров культуры, центральных районных библиотек. На муниципальном уровне происходит ликвидация территориальных органов управления культуры, что ведет к утрате рычагов управления учреждениями культуры.

В резолюцию IV Съезда депутатов необходимо внести следующие предложения:
— разработать и принять краевую целевую программу «Развитие культуры села» и «Развитие культуры Красноярского края».

Принято на заседании секции
18 апреля 2006 года