На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Предложения в резолюцию IV Съезда депутатов Красноярского края секции «Защита прав детей: действия органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края»

19 апреля 2006 года


Участники секции отмечают, что демографическая ситуация в крае в 2005 году по-прежнему остается сложной. Общее число родившихся детей уменьшилось по сравнению с 2004г. на 1000 человек.
Численность детей в возрасте до 18 лет составила 625 000 чел., что на 1,06% меньше, чем в 2004 г. (662095 чел.)
В третьем квартале 2005 года величина прожиточного минимума на одного ребенка составила 3146 рублей (в 2004 году — 2802 руб.), на душу населения -3236 рублей (в 2004 году — 2865 рублей). Около 43% семей имеют доходы на одного человека в семье ниже прожиточного минимума. Соотношение семей с высокими доходами и минимальными доходами составляет 1:14, что свидетельствует о глубокой социальной дифференциации.
По состоянию на 1 января 2006 года, в крае около 300 тысяч детей, на которых назначено ежемесячное пособие. Из средств краевого бюджета в 2005 году пособия выплачены на сумму 554505,3 тыс. рублей. Но их размер не может компенсировать отсутствие заработка женщины в бюджете семьи и выполнять в полной мере функции смягчения уровня бедности семей с детьми.
В 2005 году в Красноярском крае функционировало 57 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитывалось 3737 детей.
В течение года численность воспитанников в краевых государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилась с 2942 до 2756 детей. Это связанно, прежде всего, с развитием семейных форм устройства воспитанников, а так же с усилением работы органов опеки и попечительства с кровной семьей по профилактике социального сиротства.
В крае продолжает функционировать институт приемной семьи и опеки. В 136 приемных семьи воспитываются 352 ребенка, (в 2004 года — в 108 семьях — 277 детей).
Удельный вес абсолютно здоровых детей в крае составляет всего 24,2%. Показатель общей заболеваемости детей увеличился за год на 1,0%. 35,8% детей и подростков имеют различные виды патологии.
Охват детей системой дошкольного образования в 2005 году составил 62,4%. 28 тыс. детей края состоят на учете для определения в детские сады, (в 2004 году — 17 295чел), что вызвано отсутствием необходимого количества мест в дошкольных учреждениях.
Анализ состояния преступности среди несовершеннолетних показывает, что в 2005 году на территории Красноярского края отмечено снижение на 3,6% (с 5151 до 4964) числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, их удельный вес сократился на 1,7% и составил 11,4%. Вместе с тем, растет количество несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и наркотики, и как следствие, преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Для дальнейшего решения проблем детства и семьи необходимо в условиях разграничения полномочий и бюджетных обязательств, отработать способы взаимодействия с муниципалитетами, институтами гражданского общества, действующими в интересах семьи и детей, внедрить современные эффективные социально-реабилитационные, профилактические, развивающие технологии работы с семьей и детьми, мониторинг положения детей в крае, совершенствовать систему сбора и анализа статистических данных в отношении семьи и детей.

Участники секции РЕКОМЕНДУЮТ:

Законодательному Собранию края:

— продолжить работу по совершенствованию законодательства в части реализации государственной семейной политики, обеспечения доступного ипотечного кредитования на улучшение жилищных условий молодых семей и строительства социального жилья, развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, защиты прав детей;
— обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с целью проверки действующей редакции п.2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ и статьи 31 Жилищного кодекса РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и нормам Европейской Конвенции об основных правах и свободах (1959г.);
— обратиться к Президенту Российской Федерации В. В. Путину о создании национального проекта «Семья и дети»;
— рассмотреть вопрос о финансировании краевых целевых программ и законов края, принятых в интересах детей, в сентябре 2007 года.

Совету администрации края:

— разработать концепцию краевой государственной семейной политики с перечнем краевых целевых программ, разработанных в интересах детей;
— принять меры по усилению контроля за соблюдением прав детей, устранению разобщенности в работе по проблемам детства и семьи, обеспечению координации действий различных ведомств и служб. Повысить ответственность специалистов за результаты конкретной работы по проблемам детства, семьи, профилактике беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних;
— обратить внимание на организацию работы по выявлению, учету, индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении;
— обратить внимание на необходимость усиления координирующей, контролирующей и правозащитной функции краевой комиссии по делам несовершеннолетних в работе всех субъектов системы профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;
— для формирования общественного мнения по профилактике негативных явлений в семье и нарушению прав детей, требующих незамедлительного решения, предусмотреть государственный заказ на трансляцию теле- и радиопередач, посвященных пропаганде ценностей семьи, формированию здорового образа жизни, опыту развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— рассмотреть вопросы об открытии центра социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы;
— рассмотреть вопрос о принятии мер по увеличению сети дошкольных учреждений;
— на условиях софинансирования с органами местного самоуправления предусмотреть увеличение средств на социальные грантовые программы;
— при формировании краевого бюджета предусмотреть увеличение средств на содержание воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних и домов ребенка, согласно установленным нормам;
— предусмотреть на 2007 год разработку и финансирование краевых целевых программ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «О системе дополнительного образования в Красноярском крае»; «Социальная поддержка инвалидов на 2007-2009 годы»;

Органам местного самоуправления:

— создать необходимые условия для повышения эффективности работы органов опеки и попечительства, повысить ответственность специалистов всех уровней за результаты конкретной работы;
— совместно с депутатами всех уровней создать систему общественного контроля за исполнением законов, направленных на защиту детей от преступных посягательств через развитие сети общественных приемных, попечительских управляющих советов и других общественных организаций;
— совместно с Управлением внутренних дел рассмотреть вопрос по усилению контроля за исполнением законов о запрете продажи алкогольной продукции несовершеннолетним;
— провести анализ работы учреждений образования, культуры, спорта, работающих с детьми. Принять меры по их сохранению и развитию, обеспечить доступность для занятий в них детям и подросткам из малообеспеченных семей;
— разработать мероприятия по организации занятости детей во внеучебное время, досуга школьников и молодежи, в том числе: систему трудового воспитания в дни летних каникул через организацию ученических и студенческих отрядов в сфере строительства и социально-бытового обслуживания населения; мероприятия по обустройству пришкольных территорий, восстановлению на них спортивных площадок для детей и жителей прилегающих территорий, для чего ввести должности специалистов-организаторов по физической культуре и спорту по месту жительства;
— принять организационные меры по обеспечению получения несовершеннолетними основного общего образования;
— организовать обучение специалистов учреждений и ведомств, работающих с детьми, в том числе с детьми-сиротами, методам и технологиям раннего вмешательства с целью сохранения кровных семей;
— рассмотреть вопрос об увеличении количества дошкольных учреждений;
— совместно с органами государственной власти края предусмотреть меры по укреплению материально-технической базы загородных оздоровительных лагерей.

Руководитель секции Н. И. Дроздов