На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Доклад председателя Законодательного Собрания Красноярского края А. В. УССА "Красноярский край на пороге объединения: задачи государственной власти и органов местного самоуправления"

19 апреля 2006 года


Уважаемые делегаты Cъезда!
Уважаемые гости!

Наш Съезд проходит в знаменательные для Красноярского края дни. 17 апреля 2005 года на всенародном референдуме мы, жители огромного региона, богатой и прекрасной Енисейской земли, приняли очень важное, во многом судьбоносное и для себя и для страны решение.
Решение вновь жить вместе.
Жить в доме, который построен нашими отцами и дедами.

Событие это стало отражением глубинной народной мудрости сибиряков-красноярцев. Примером совместных усилий разных политических сил. Подтверждением того, что сообща мы можем многое. Можем своими конкретными делами укреплять российское государство и направлять реку нашей жизни в ее естественное историческое русло.

Освежающий ветер весны 2005-го еще долгие годы будет влиять на политический климат на енисейских берегах.
Во многом он должен определить и характер работы нынешнего Съезда.

Главная задача нашего форума — разработать комплекс необходимых законодательных, экономических и организационно-политических решений для реального объединения края во всех его проявлениях.

Надо отчетливо сознавать, что в апреле прошлого года мы прошли лишь первый стартовый этап объединительного процесса.
Новый субъект Федерации — объединенный Красноярский край — будет образован с 1 января следующего года. К этому нужно готовиться и уже сегодня немало для этого сделать.

В рамках нынешнего второго, переходного этапа началась своего рода «настройка», «притирка» всех звеньев и составных частей сложного управленческого механизма.
Принципиальное значение имеет работа над новым Уставом края, которая уже сейчас активно ведется. В нем, в частности, должен найти адекватное закрепление особый статус округов — Таймыра и Эвенкии, что затронет и межбюджетные отношения, и культурно-национальные, и те, что обусловлены природно-климатическими условиями Севера.

Требуют своего разрешения правовые основы деятельности государственных органов края в переходный период.
Так, созданные у нас Счетные палаты и институт Уполномоченного по правам человека необходимо будет трансформировать в единые органы. Предстоит сформировать краевую избирательную комиссию.
Обсуждению подлежат и более значимые вопросы организации государственной власти в крае, а именно целесообразность создания таких органов, как Правительство Красноярского края и Уставной суд.

Необходима объемная аналитическая оценка всего массива краевого законодательства. С тем, чтобы гармонизировать его во всех трех ранее самостоятельных субъектах, не упустить ни одной важной для населения нормы, взвесить финансово-экономические возможности их реализации в новых условиях.

С задачами такого плана, возможно, не без проблем и трудностей, мы скорее всего справимся.

Сложнее другое — успешно пройти третий, основной, этап объединения, который наступит в 2007 году. Добиться в обозримой перспективе значимых, действительно прорывных сдвигов в социально-экономическом положении края.
Как известно, через три года финансовая помощь, которая в настоящее время оказывается федеральным центром Таймыру и Эвенкии, будет прекращена.
Нам предстоит перекрыть ее за счет собственных доходов и таким образом сохранить существующий уровень жизни людей. Это программа минимум.
Но красноярцы, как, впрочем, и жители других регионов страны, федеральная власть связывают с тем, что происходит у нас, особые надежды. Эти ожидания оправдать мы просто обязаны!
И ориентироваться на максимальный, весомый, по-настоящему лидерский результат. Ведь в этом как раз и состоит главная цель объединительного процесса.

Для того чтобы цель эта осуществилась, валовый региональный продукт должен увеличиться в 1,5-2 раза и достичь 600-800 млрд. рублей. Доходы края необходимо довести до отметки в 100 млрд. рублей, практически удвоив налоговые поступления в бюджет.

Как выглядит социально-экономическая ситуация сейчас? Какие задачи нам предстоит решить? Что для этого необходимо сделать?

Красноярский край во все времена был локомотивом российской экономики. Основой тому служили богатства, которыми наделила нас природа, мощный производственный потенциал — его создавала вся страна и, конечно, трудолюбие и талант сибиряков-красноярцев. Всех тех, кто здесь родился, кто приехал осваивать эту землю, кто считает ее своей Родиной.

Жизнь не стоит на месте.
Какие-то позиции мы удержали, по каким-то направлениям вырвались вперед, а кое-где возникли и серьезные осложнения.

Начну с того, что радует.
В последние годы в крае в целом сохранялся рост промышленного производства. Индекс его физического объема в сравнении с прошлым годом составил 102,8 процента.
Высокие темпы роста характерны прежде всего для таких отраслей как строительство, топливно-энергетический комплекс, производство продуктов питания. По данным статистики, рост здесь — от 10 до 22 процентов.

Увеличилась прибыльность экономики. В 2005 году она достигла более 106 млрд. рублей. Сальдированный финансовый результат от экономической деятельности в крае вырос на 89 процентов. Растут инвестиции в основной капитал предприятий — в истекшем году они увеличились более чем на треть и в абсолютном выражении составили 75 млрд. рублей.
Произошли существенные положительные сдвиги в финансовой системе края. За три года ежегодные собственные доходы в бюджете увеличились с 40 до 58 млрд., а поступления из федерального бюджета — с 2,5 до 8,6 млрд. рублей, т. е. более чем в 3,5 раза.
Это очень значительный результат!

Не могу не отметить тот факт, что в конкурсе на получение средств на реформирование региональных и муниципальных финансов наш край занял первое место по параметрам бюджета. Это означает, что мы имеем не только солидный бюджет, но и качественную его нормативную базу.

За последние годы заметно возросла заработная плата: номинальная — на 39 процентов и реальная — на 15. Средний показатель начисленной зарплаты составил 10377 рублей.
Рост доходов населения повлек за собой увеличение оборота розничной торговли (на 18 процентов), общего объема оказываемых населению услуг, а также, что надо отметить особо — жилищного строительства.
За три года по этому показателю мы приросли на 28%. Только в 2005 году построено свыше 700 тыс. кв. м. жилья.
Безусловным лидером в этом отношении является краевая столица — город Красноярск.

Перечень наших достижений можно продолжить.
Они пришли к нам не сами по себе и не вдруг, а являются результатом большой и разноплановой работы.
Работы, в которой свое посильное участие приняли все — от Губернатора до оленевода и сельской учительницы.
Работы, в которой были острые споры и разногласия, трудный поиск оптимальных решений.
Работы, в которой есть немало того, чем мы можем по праву гордиться!

Одним словом, край сегодня на подъеме.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что Президент России Владимир Владимирович Путин, руководство страны в целом видят в нашем регионе большие перспективы.

Уважаемые делегаты!

Наш Съезд устремлен в будущее.
Созидательная направленность, конкретный деловой настрой его участников, с одной стороны, диктуют необходимость, с другой — дают возможность говорить не столько о достигнутом, сколько предметно разобраться в наших проблемах.
Их, к сожалению, тоже немало. Общих и частных, сложившихся объективно и созданных искусственно — по недомыслию или чьей-то воле.

Вначале несколько цифр, которые заставляют задуматься.
Если верить статистике, по итогам 2005 года такой показатель, как темпы роста промышленного производства, ставит нас в Сибирском федеральном округе на девятое место. Первое у Омской области.
Динамика объема платных услуг населению — мы одиннадцатые. В лидерах томичи.
Краевые показатели роста реальных среднедушевых доходов населения оказались у нас тоже достаточно скромными.
Что касается бюджета, то другие, как говорится, тоже не лыком шиты — увеличился он у многих, и тоже в разы.

Таким образом, наш край, накачав внушительную финансово- экономическую мускулатуру, вперед бежит трудновато.
Конечно, у нас нет оснований «посыпать голову пеплом». Имея высокие абсолютные показатели, наращивать их дальше гораздо сложнее, чем в тех случаях, когда ты стартуешь с «нуля». Но и почивать на лаврах тоже нельзя.
В конкурентной борьбе, как известно, часто побеждают не столько сильные, сколько быстрые.

В чем здесь дело, что нам мешает?
Болезнь, увы, старая и трудноизлечимая.
Основным уязвимым местом краевой экономики остается сохранение ее моноотраслевого характера.
Говорилось об этом много. Качественных изменений пока не произошло.

Определяющим фактором относительного финансового благополучия в крае по-прежнему служит рост цен на продукцию предприятий цветной металлургии. Поэтому увеличение доходов бюджета по большому счету не связано с результатами хозяйственной деятельности других секторов экономики.
Более того, сохранение удовлетворительного бюджетного баланса по краю в целом служит неким компенсатором, который сглаживает острые проблемы предприятий и даже целых отраслей, продукция которых ориентирована на внутренний рынок.
Примеров, к сожалению, хватает — остановленный шинный завод, сложности на комбайновом, десятки не столь заметных предприятий и населенных пунктов, где полностью прекращена хозяйственная деятельность.

За каждым из них — люди. Сотни людей, а иногда и тысячи! И их не могут успокоить рассказы о том, что в среднем по краю, как по больничной палате, пока все сходится, все хорошо.
Да ведь и «сходится» уже с трудом!

В этом году для выполнения своих обязательств на социально приемлемом уровне нам пришлось принимать краевой бюджет с дефицитом в 4 млрд. рублей. А потратить хотелось бы еще больше — и на детские пособия, и на село, и на многие другие действительно неотложные нужды.

А если мировые цены на металл упадут? Ведь это вполне реально.
Для таких случаев Правительство создает стабилизационный фонд и даже обсуждает идею бюджета с отсечением нефтяных сверх доходов.
Мы с вами таких возможностей не имеем.

Направления работы, которую ведет в этой связи краевая власть, известны.
И в целом они правильны.

Так, на федеральном уровне убедительно и с реальными шансами на поддержку заявлена наша позиция о пересмотре методики расчета бюджетной обеспеченности.
Негоже, когда регионы-доноры живут, что называется, «впритык», а другие за счет помощи из центра не особенно ограничивают себя в расходах.

В Министерство экономического развития и торговли России представлена соответствующая краевая программа, рассчитанная до 2010 года. Она до сих пор не приобрела силу закона, поскольку была разработана до проведения референдума, не учитывает факта объединения с Таймыром и Эвенкией и поэтому нуждается в доработке.
В то же время документ этот позволил четко выделить приоритеты в формировании новых точек экономической активности.

Ванкор, Богучаны, привязка нового ЦБК, алюминиевого завода в Нижнем Приангарье и многое другое — это живые, рабочие проекты, которые дадут реальный результат.
Важно только, чтобы он пошел на пользу краю в виде значимых, весомых поступлений в краевую казну и ощутимого количества рабочих мест.
Скорее всего, для этого потребуются немалые усилия наших депутатов в Государственной Думе — без поправок в налоговом законодательстве эту задачу не решить.

Одной из отраслей, где сегодня возможно прорывное увеличение объемов производства, занятости населения, производительности труда, является лесопромышленный комплекс.
Ряд регионов страны (Ленинградская, Новгородская, Иркутская области, Хабаровский край и другие) на своем примере продемонстрировали, что это вполне реально.
Концепция развития лесопромышленного комплекса края тоже предполагает рост объемов производства к 2010 году более чем в 6 раз.
Но по старым рельсам к этой «станции» не доехать.
Нужна консолидация существующих предприятий, повышение прозрачности в их работе, крупные институциональные преобразования.
И с этим следовало бы поторопиться.

Лесная отрасль — это и особая тема наших взаимоотношений с федеральным центром. Некоторые из присутствующих сегодня в зале были участниками совещания, которое проводил прошлым летом в Красноярске Министр экономического развития и торговли России Герман Греф.
Две ключевые проблемы поднимали тогда красноярцы. Одна уже решена — приняты поправки в Лесной кодекс, возвращающие ряд полномочий региональному уровню власти. Вторая — пока нет. Речь идет о специальных пошлинах на вывоз круглого леса.
И не случайно совсем недавно Президент страны прямо указал Правительству на необходимость ускорить решение этого вопроса.

В последние годы налицо активный приток инвестиций в пищевую и перерабатывающую отрасль.
«Дымов», «Ярск», «Велес» — названия эти приобретают красноярское звучание.
Динамика производства продуктов питания в крае по-прежнему отстает от роста их потребления. Инвестиционный предел здесь наступит не скоро. И ниша эта вполне может заполняться местными производителями.

Край всегда имел мощный строительный комплекс. В связи с поставленной сегодня в стране задачей — строительством доступного жилья — он должен обрести «второе дыхание».
Цель на ближайшее будущее — довести объемы жилищного строительства до 1 млн. квадратных метров в год. И при этом сделать жилье действительно доступным — не столь дорогим, как сейчас. Ведь на наших плечах и переселение людей из ветхих и аварийных домов и переезд из районов Крайнего Севера.
Для достижения этого результата многое предстоит изменить.
В частности, прозвучавшее на федеральном уровне требование навести должный порядок в практике выделения земли под строительство имеет к нам прямое отношение.

Важной составляющей диверсификации экономики края может стать развитие среднего и малого бизнеса.
В крае принят закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Это позволило усовершенствовать ее механизмы — появились дополнительные льготы, расширена практика субсидирования процентных ставок по кредитам и т. д.
Оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности возрос в 2005 году почти на 20 процентов.
Но мы понимаем, что основные «враги» малого бизнеса — высокая налоговая нагрузка, нестабильное законодательство, произвол чиновников — пока не побеждены.

Как известно, до 1 января 2009 года должен быть завершен процесс перепрофилирования или приватизации государственной и муниципальной собственности, которая не требуется соответствующим органам для выполнения их функций.
В целом это правильное решение, и попытки заблокировать его успеха иметь не будут.
Не хочу конкретными примерами добавлять дегтя в праздничную атмосферу Съезда. А мог бы. К сожалению, и в крае есть подтверждения тому, что в рыночных условиях собственность эта иногда работает не на народ, а на чиновников, имеющих к ней отношение. Порождая коррупцию, которая, как ржавчина, «разъедает» управленческий аппарат.
Другое дело, что, проводя так называемую «малую приватизацию», мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы те, кто арендует эти объекты сейчас, вложил в них свой труд и финансовые средства, получили на их выкуп преимущественное право. Чтобы при этом были защищены интересы работающих там коллективов.

Говоря о развитии экономики, не могу не упомянуть здесь об отдельных, что называется, непроизводственных объектах.
В Красноярске планируется в рекордные сроки (за полтора года!) построить в рамках президентского национального проекта крупный межрегиональный кардиоцентр.
Представьте себе: здесь будут проводить до девяти тысяч самых сложных и жизненно важных операций!
Через полгода у нас намечен ввод в эксплуатацию горнолыжный комплекс мирового уровня.
В городе недавно открылся современный фитнес-центр.

Конечно, все это делается прежде всего для того, чтобы красноярцы и наши соседи получили дополнительные возможности для лечения, отдыха и занятия спортом.
Но нельзя забывать и другой аспект. Сюда приедут гости из других регионов. Возрастет загрузка гостиниц, транспорта, всей сферы обслуживания. И в основании нашей самодостаточности появится еще одна точка опоры.

Особое место в этом ряду занимает проект размещения в Красноярске национального университета. Он должен выполнить особую миссию — стать основной площадкой кадрового и научного обеспечения в новом освоении Сибири.
Если эта идея будет воплощена так, как задумывается, край получит мощнейший импульс развития по самым разным направлениям со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими перспективами.

Наряду с общими проблемами экономического развития считаю необходимым поставить на обсуждение ряд конкретных вопросов, которые приобретают сегодня особую остроту.
От того, как мы их разрешим, во многом зависит не только финансовая самодостаточность региона, но и политическая обстановка, социальное самочувствие жителей края.

Так, основания для серьезной озабоченности дает положение дел на селе. Учитывая, что здесь проживает сегодня более трети населения, считаю необходимым остановиться на этом более подробно.

В последние годы статистика фиксировала некоторые обнадеживающие подвижки: рекордная урожайность зерновых в 2004 году, рост производства мяса птицы, повышение средних показателей по надою молока и т. д.
В общероссийском клубе «АГРО — 300» вновь наши передовики — «Назаровское» «Краснополянское», «Сибирская губерния», «Искра», «Красный Маяк» и ряд других, — всего 11 хозяйств.
Однако их успехи общей картины, к сожалению, не меняют. Главными ее составляющими остаются: большие площади брошеных пахотных земель, износ техники и производственной инфраструктуры, деградация образа жизни в селах и деревнях.

Прошлогоднее не очень благоприятное, но и не самое плохое лето на фоне очередного скачка цен на ГСМ наглядно показало, что ростки изменений к лучшему на сельской ниве имеют очень хрупкие корни.
По базовым производственным показателям мы вновь отошли назад. При этом индекс закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию упал на 5 процентов. Поэтому предстоящая посевная для многих хозяйств будет нелегкой.

Конечно, ситуацию на селе на уровне отдельного региона радикально не поправить.
Будем надеяться, что реализация объявленного национального проекта по поддержке агропромышленного комплекса даст ощутимые результаты.
Как известно, этот проект направлен прежде всего на ускоренное развитие животноводства и стимулирование малых форм хозяйствования, что в сегодняшних условиях нужно делать в первую очередь.

Однако и на краевом уровне у нас есть, как говорилось в прежние времена, собственные неиспользованные резервы.
Возьмем Резолюцию предыдущего Съезда.
Ее положения продуманы и реальны: формирование вертикально-интегрированных холдингов, организация сбытовой кооперации, содействие закреплению на селе квалифицированных кадров, регулирование земельных отношений и многое другое.

Прошло два года. Работа идет, но идет ни шатко ни валко!
Те же земельные отношения.
Люди давно получили земельные паи. Но ни продать, ни купить их по-человечески невозможно — до сих пор не оформлены. Кто-то хочет от пая избавиться — говорят, что нельзя, начисляют на него налоги и отказывают в предоставлении социальных субсидий.
Неужели мы все вместе здесь сидящие не можем развязать этот узел!?

Особое отношение к земле во всех его проявлениях — вопрос не только экономический, но и нравственный, вопрос нашей человеческой состоятельности!

Необходимо активизировать работу по продвижению на рынки других регионов, да и свои собственные, красноярской продукции. В тот же Норильский промышленный район. И наоборот — продукции с севера (рыбы, оленины, изделий народных промыслов) в краевой центр.
Даст это и экономический эффект, и сделает нас всех ближе друг к другу. Почему бы для этого, например, не возродить в краевом центре существовавшие раньше фирменные магазины «Таймыр», «Эвенкия»?
Кстати, поддержка традиционных форм хозяйствования коренных народов Севера — отдельная и важная тема. В ее рамках рабочей группой под руководством опытного оленевода, первого заместителя Председателя Думы Таймыра Семена Яковлевича Пальчина сейчас готовится проект закона «О развитии северного оленеводства».

На поддержку села в крае выделяются средства. Не такие, как хотелось бы. Но более значительные, чем в среднем по стране.
Только прямые расходы краевого бюджета на эти цели в 2006 году составили порядка 1.200 млн. рублей.
Важно отработать принципы их эффективного использования. Нынешней весной по этому поводу в стенах Законодательного Собрания было много дебатов.
Участвовали в них и депутаты, и сами селяне. Какие-то подходы нашли. Но считать их оптимальными пока рано.
Председатель аграрной комиссии Петр Григорьевич Миков может подтвердить: поддерживают селян депутаты разных политических взглядов и с разной, что называется, пропиской — в том числе и горожане. Немалую роль здесь играет и живое общение — вспомните специальную выездную сессию по аграрным проблемам в Балахте.

Власть может многое.
Главное — повернуться к селу лицом. Понять, что руководить им надо во многом пока еще по-старому — в «ручном режиме». Ходить по земле ногами, а не парить над ней. Предметно вникая, если требуется, в дела каждого отдельного хозяйства.

Точкой серьезного социального напряжения стало жилищно-коммунальное хозяйство.
Можно с сожалением констатировать, что в сознании большей части населения вся его реформа свелась к повышению платы за жилье и хождению за справками для получения субсидий.

Главная идея реформы — повышение качества жилищно-коммунальных услуг за счет формирования конкурентного рынка.
В целом денег сюда уходит немало. Только через субсидии в этом году поступит порядка 4 млрд. рублей, что на 45 процентов больше в сравнении с годом предыдущим.

Где же конкуренция? Где радующие чистотой подъезды и вежливые сантехники, наперебой предлагающие свои услуги?
Встретишь это нечасто. Такие примеры сегодня — скорее исключение, чем правило.
По большому счету им и неоткуда взяться. Работа с клиентом — конкретным квартиросъемщиком не очень прибыльна, поэтому сюда никто особенно не рвется.
Собранные с населения деньги идут в основном не на домовое хозяйство, а на ремонт теплотрасс, котельных, удовлетворение все более высоких запросов энергетиков.
Что ж, нужное дело! Но тогда надо честно сказать людям, что мы не реформу проводим, а пытаемся за их счет, в складчину залатать прорехи в «болевых точках» системы жизнеобеспечения.

Подходы здесь необходимо срочно корректировать. И, в частности, менять прежде всего приоритеты финансирования. Результаты того, что жильцы стали платить больше, должны быть видны каждому на примере его дома, подъезда, квартиры.

Надо, наконец, внятно ответить еще на один принципиальный вопрос — где гарантии того, что частная монополия, которая сейчас закрепляется на узловых звеньях ЖКХ, в долговременной перспективе будет лучше якобы ущербной монополии государственной?

Максимальная открытость и взвешенность принимаемых решений, прозрачность финансовых потоков должны стать непременными атрибутами действий власти в жилищно-коммунальной сфере. Вот, на мой взгляд, главные задачи, которые призвана решить недавно созданная чрезвычайная комиссия под руководством первого заместителя Губернатора края Льва Кузнецова.
Всесилие монополистов, вольности отдельных руководителей коммунальных служб — со всем этим дальше мириться нельзя.

Позвольте остановиться на некоторых вопросах социального плана.

Как во время сильного половодья река меняет окружающий ландшафт, так и бурные политические потрясения недавнего прошлого поменяли облик социальной сферы.
Сказались они и на образовании как на одной из наиболее чувствительных к изменениям систем.

У нас большое «образовательное хозяйство». Только в дневных общеобразовательных школах обучается более 300 тыс. учеников. На балансе стоит почти 2500 зданий и сооружений. В них трудится около 50 тыс. педагогов. Многие из них — гордость нашего края.
Екатерина Ивановна Евменова — учитель истории Новоселовской средней школы № 16, Наталья Николаевна Захаржевская — учитель русского языка и литературы Красноярского кадетского корпуса, Лидия Андреевна Тарабрина — директор детского дома из Лесосибирска.

Я назвал лишь некоторые имена. Давайте в их лице поблагодарим всех педагогов края за их самоотверженный и честный труд. За то душевное тепло, которое они отдают нашим детям!

В переходный период образовательная система изрядно пострадала.
Длительное недофинансирование привело к износу основных фондов, ухудшению социального статуса педагогов, другим отрицательным последствиям.

Основным документом, который определяет стратегию наших действий по оздоровлению системы образования, является комплексная среднесрочная программа, рассчитанная на 2005-2007 годы.
В ее подготовке приняли участие многие из вас. Сегодня можно сказать о первых результатах.

Прежде всего, это рост объема финансирования в расчете на одного учащегося.
Улучшена обеспеченность учебниками, подписными периодическими изданиями, компьютерами, специальным техническим оборудованием и спортивным инвентарем, школьными автобусами.
В 2006 году на 22 процента повысится заработная плата педагогических работников, появятся стимулирующие надбавки.
78 школ получат по 1 млн. рублей за качество работы, 200 учителям будут присуждены президентские гранты.
В соответствующих отборах активное участие принимают сами педагоги, общественность, родители, журналисты.

Сознательно не затрагиваю здесь проблемы содержания образования. Считаю, что они должны быть предметно обсуждены профессиональным сообществом. Обсуждены трезво и критично.
Скажу лишь об одном — необходимости ответственно подойти к реализации Закона о национально-региональном компоненте образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае.
В нем заложен глубокий смысл. Любить место, где ты родился, свой край, свою Родину. Общаться с теми, кто живет в разных уголках нашего необъятного края. Брать пример с выдающихся земляков, гордиться их трудовыми достижениями, спортивными рекордами, произведениями искусства, которые они создали, стремиться их превзойти.
Здесь наши истоки и фундамент нашего будущего!

В крае четко обозначились приоритеты и в области здравоохранения.
Они в принципе совпадают с федеральными, в частности, с теми, которые планируется реализовать в рамках национального проекта «Здоровье».
Так, в ближайшей перспективе необходимо улучшить качество медицинской помощи в целом, увеличив для этого объемы финансирования. Поднять оплату труда врачей, обслуживающего персонала, укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений, «расшив» в первую очередь наиболее тяжелые застаревшие проблемы.

Осенью прошлого года удалось закончить долгострой и ввести в действие приемное отделение городской больницы № 6 — так называемой «тысячекоечной».
Надеемся, что 1 июня этого года состоится открытие детской краевой больницы.
Давно назрел вопрос об улучшении условий работы и размещения пациентов в краевом онкологическом центре.

Особую тревогу у нас вызывает качество и доступность медицинских услуг в муниципальном звене здравоохранения, где ресурсное обеспечение было и остается явно недостаточным.
Износ медико-технической аппаратуры здесь достигает нередко 70 процентов, транспорта — 90 процентов. Катастрофически не хватает квалифицированных кадров.

Реализация ряда целевых программ позволила в последние годы несколько снизить остроту ситуации.
Муниципальным образованиям выделены субсидии на приобретение медицинского инвентаря для фельдшерско-акушерских пунктов, санитарных автомобилей «УАЗ» для врачебных амбулаторий и участковых больниц, комплектов оборудования кабинетов телеметрического консультирования и учета объемов оказанной медико-санитарной помощи.
Уверен, что значимое, весомое включение федерального ресурса, намеченное на ближайшие два года, позволит совместными усилиями в этой сфере достичь существенных позитивных результатов.

Мы считаем необходимым одновременно наращивать поддержку специализированных клиник и даже отдельных специалистов, работающих с передовыми медицинскими технологиями.
Так, сегодня в краевой больнице № 1 под руководством доктора медицинских наук Алексея Владимировича Протопопова создан коллектив, ставший лидером инвазивной кардиохирургии в стране.
Краевым бюджетом этого года предусмотрено более 1 млн. долларов США на приобретение ангиографа, использование которого позволит закрепить достигнутое и пойти дальше.
Это не единичный пример, это наша политика.

Несколько слов о культуре и спорте.
Красноярский край — край поистине талантливых людей. Здесь есть достойные театральные труппы, великолепные танцевальные коллективы, одна из лучших в стране вокальная школа, мощные традиции живописи и многое другое.
Все это многоцветье творческих дарований ярко и убедительно было представлено на сотнях площадок и сцен в период подготовки и проведения референдума.
Живет это движение и сейчас в рамках объединяющего проекта, получившего название «кочующей культурной столицы».
Зимняя Олимпиада в Турине в очередной раз подарила нам радость победы наших земляков — Павла Ростовцева и Алены Ситько.

Называя эти, вызывающие чувство законной гордости факты, хочу обратить внимание на одно прозаическое обстоятельство.
В истекшем году городским округам и муниципальным районам выделены субвенции, в частности на обеспечение образовательного процесса. Из общей суммы потрачено на физкультурно-массовую работу в среднем по краю, прямо скажем, немного — менее 2 процентов.

Не всем суждено стать Ярыгиным или Хворостовским. Но вложения в массовый спорт, приобщение к искусству по большому счету всегда оправданны и необходимы.
Забывать эти истины не следует.

Важной составляющей деятельности краевых органов власти является социальная поддержка нуждающихся в этом категорий населения.
Этот механизм за истекшие два года прошел серьезное испытание.
Как известно, реализация мер социальной поддержки различных категорий граждан была передана с федерального уровня на региональный с обязательным соблюдением принципа — «не хуже, чем было».
Когда мы проанализировали ситуацию, рекомендованная «монетизация» льгот по факту означала для нас отмену многих из них — в бюджете средств для их компенсации просто не хватало. Именно поэтому в крае было принято решение сохранить на время в натуральном виде ряд основополагающих мер социальной поддержки.
Жизнь подтвердила нашу правоту.

Еще один социально и нравственно важный вопрос — детские пособия.
Ранее предусматривавшийся его федеральный базовый размер в 70 рублей законом края был увеличен до 100, на что потребовалось дополнительно 174 млн. рублей. В целом же на выплату детских в 2006 году в краевом бюджете предусмотрено 607 млн. рублей.

Среди немногих субъектов Российской Федерации в крае действует закон о школьном питании для детей из малообеспеченных семей. Расходы на его финансирование в этом году тоже увеличены и составляют 140 млн. рублей.

Не буду дальше перечислять разного рода льготы и выплаты, инициативно предусмотренные краевыми законами.
Все они опубликованы и при желании с ними можно ознакомиться, в том числе на сайте Законодательного Собрания.

В целом в соответствии с законами края меры социальной поддержки получают сегодня более шестидесяти категорий граждан, на что расходуется почти 8 млрд. рублей.
Факт этот можно оценивать по-разному. С одной стороны — как безусловное подтверждение социальной ориентированности краевой политики, с другой — как отражение перекосов в экономике.

Иметь самому всегда лучше, чем просить у других.
Мы будем сильны тогда, когда станем обществом, где основная часть граждан может достойно жить, опираясь на собственные силы.
Думаю, это бесспорно.

Уважаемые делегаты!

Поступательное социально-экономическое развитие и улучшение качества жизни людей сегодня невозможны без существенного изменения организации государственной власти и местного самоуправления края.

Перспективы выполнения этой задачи были обсуждены на предыдущем Съезде два года назад.
При этом мы исходили из того, что все составляющие реформирования (административная, местного самоуправления, бюджетная, разграничение расходных обязательств) тесно связаны между собой и направлены на создание условий, в которых каждый уровень власти занимался бы своим делом.
Это правильный подход. Англичане выразили его суть мудрой поговоркой: «Чтобы в городе было чисто, каждый должен мести улицу у своего порога».

Сегодня в этом зале практически весь управленческий корпус края, вся краевая власть.
И мы можем спросить с себя, как с этой задачей справились?

Прежде всего, об объеме законодательной работы, которую для этого пришлось проделать. Он очень велик.

За период между съездами принято 478 законов. Для сравнения: за предыдущие два года — 237.
Одновременно пришлось ревизовать ранее принятые законодательные акты — около 50 из них были признаны утратившими силу.
Подготовлено и принято более 2 тысяч постановлений.
Внесено в Государственную Думу 19 законодательных инициатив.

Для того чтобы выдержать сроки, в отдельные периоды Законодательное Собрание было вынуждено переходить на несвойственный ему режим работы — еженедельное проведение заседаний сессии.
Такая практика породила и свои негативные последствия: неоправданное разрастание нормативного массива, внесение большого числа поправок в только что принятые акты, слабое информирование о них, причем, и тех, кого они прямо касаются.

Теперь в основном все это позади.
Система правовых актов края содержит все отрасли, характерные для регионального законодательства и необходимые для работы его управленческой «машины» в требуемом режиме, — о государственном строительстве, муниципальное, финансовое, налоговое, социальное и т. д.

Коротко остановлюсь на наиболее важном.

Так, существенно изменились основы работы краевых органов власти.
К настоящему времени по-иному выглядит структура краевой администрации — вместо управлений и комитетов с бессистемным разграничением полномочий она организована по правилам, установленным краевым законом, — с разграничением компетенции в зависимости от статуса: департамент, служба, агентство.
В связи с учреждением государственной гражданской службы, изменением условий оплаты труда гражданских служащих вводится конкурсный отбор кадров.

Поделюсь своим впечатлением от внедрения этого подхода. Нынешней зимой в аппарате Законодательного Собрания был объявлен конкурс на ряд должностей. Поданных заявлений только на должность консультанта организационного управления оказалось более 40.
Так что сегодня есть возможность комплектовать органы власти достойными грамотными специалистами.

Насколько актуальна эта задача — показывает недавнее исследование Восточно-Сибирского экономико-статистического института.
Была опрошена 1800 жителей Красноярского края в 11 городах и 15 районах. Отвечая на вопрос: «Какую оценку Вы бы поставили администрации Вашего города (района) за результаты ее работы в последний год», жители края выставили такие «отметки»:
«отлично» — 0,4 процентов,
«хорошо» — 11,7 процента,
«удовлетворительно» — 56 процентов,
«плохо» — 19,3 процента,
«очень плохо» — 3,6 процента,
«затрудняюсь ответить» — 9 процентов.

Вдумайтесь: каждый пятый житель края оценивает деятельность местных органов власти как неудовлетворительную!

Наиболее значительные изменения коснулись органов местного самоуправления. Их реформирование дало и очевидные позитивные результаты, и породило немало вопросов.

Как известно, реформирование местного самоуправления основывается на положениях Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С 1 января 2006 года на территории края он применяется в полном объеме.
Реализация нового закона осложняется не только новизной и некоторыми противоречиями отдельных его положений, но и частым внесением в него изменений. Достаточно сказать, что с момента принятия он изменялся уже 15 раз.

Новый закон существенно сократил круг вопросов, которые могут быть решены на уровне края. Поэтому с 1 января 2006 года действие целого ряда краевых законов о местном самоуправлении было прекращено.
В их числе и те, которые предусматривали социальные гарантии для глав муниципальных образований и депутатов, работавших на штатной основе.
В связи с тем, что по этому поводу к нам поступает много обращений, подчеркну еще раз: вопросы эти, к сожалению, теперь не в нашей компетенции.

В то же время в краевом законодательстве появился крупный блок, который привнес необходимую определенность в закрепление финансовых основ местного самоуправления.
Имеются в виду законы о регулировании межбюджетных отношений, наделении местных органов государственными полномочиями, изменении перечня расходных статей, финансируемых из их бюджетов.

Другим стал сам принцип предоставления финансовой помощи территориям.
Теперь это делается в рамках четырех специально созданных фондов:
— софинансирования социальных расходов,
— компенсаций,
— финансовой поддержки городских округов и муниципальных районов,
— финансовой поддержки поселений.

Прошло время, когда деньги распределялись в зависимости от пробивных возможностей и симпатий.
На линии «край — муниципальные образования» реально начинает преобладать нормативный подход.

Конечно, далеко не все здесь идет гладко. Есть объективные трудности.
Так, сегодня налоговые и статистические органы не ведут учет в разрезе поселений, поэтому прогнозировать их доходы довольно сложно. Не завершено разграничение государственной и муниципальной собственности. Отсутствует адекватная кадастровая оценка земли.

Перечень проблем такого плана можно продолжить. Они нам известны.
Но известно и другое. А именно то, что успех определяется прежде всего на местах.

Главы ряда муниципальных образований вместо совместных дел увлеклись старой забавой — борьбой с местным депутатским корпусом. И среди коллег-депутатов по-прежнему есть такие, кто полагает: главное громко потребовать, а выполняют пусть другие. Либо, что еще хуже, считают своей основной и единственной задачей по команде поднимать руку «за».

Практика централизованного руководства породила у многих иждивенческие настроения, неумение, а порой и нежелание заниматься развитием территории.
Основное объяснение — нет денег. Все! Дальше мысль не работает.
Современная экономика расставляет приоритеты иначе: «идеи-люди-деньги».

Кстати, о деньгах. В год проведения предыдущего съезда краевой бюджет был объявлен бюджетом развития. На эти цели предусматривался 1 млрд. рублей.
И что, каков результат?
Освоили лишь пятую часть! И прежде всего потому, что достаточного количества продуманных предложений с мест просто не поступило.
Смог же, например, отдаленный Ермаковский район практически за год организовать 11 новых предприятий, обеспечив рост инвестиций в 3 раза. Хорошим примером в этом отношении могут служить Балахтинский и Дзержинский районы.
Почему не сделать это другим?

Необходимо в кратчайшие сроки:
— повсеместно определить порядок взаимоотношений с поселениями (во многих районах их финансируют по-прежнему, руководствуясь известным принципом — «дам, сколько выпросишь»);
— разработать мероприятия по укреплению производственной базы, росту объема платных услуг и налоговых доходов (они должны лечь в основу реальных, а не для отчета «наверх» планов социально-экономического развития территорий).

Для того чтобы увязать все это с отраслевыми и целевыми программами, нам следует ускорить принятие закона о процедуре социально-экономического планирования в крае.

Реформирование местного самоуправления — забота государственной власти. Но дело — прежде всего, самих органов местного самоуправления.
И символично, что именно в рамках нашего Съезда сегодня пройдет учредительный съезд Совета муниципальных образований края, который объединит все городские округа, районы и поселения для совместного решения назревших вопросов.

Уважаемые делегаты и гости съезда!

Нынешний, 2006 год станет для нас годом подготовки к формированию власти объединенного края.
В соответствии с федеральным конституционным законом в марте 2007 года пройдут выборы депутатов краевого Законодательного Собрания, которое по представлению Президента страны будет наделять полномочиями Губернатора объединенного края.

Предвыборные процессы уже начинают разворачиваться. Хотелось, чтобы они стали важной составляющей формирования гражданского общества, укрепления демократии и доверия к институтам власти.

Для этого мы имеем достаточные предпосылки.
В крае создана гражданская ассамблея, работают общественные консультативные советы разного уровня, принят Закон «О краевых социальных грантах», позволяющий реально поддерживать социальные инициативы.
У всех свежа в памяти объединяющая созидательная кампания, которая предшествовала проведению референдума.
Ее оптимистический дух, ее убеждающая практика, разбудившая активность людей, должны стать формирующим стержнем будущих политических событий в крае.
Пусть останутся в прошлом критиканство и попытки использования административного ресурса, разного рода сомнительные приемы и технологии.
Открытый диалог, умение слышать друг друга, конкуренция идей и предложений, соревнование в делах, — вот составляющие идеологической платформы нашей главной партии — партии сибиряков-красноярцев, которая во все времена была и будет надежной опорой России.

Нам здесь жить!
Слова эти уже не в первый раз являются лозунгом наших съездов. Пусть они, как и прежде, зададут тон съезда нынешнего и станут мерилом ответственности во всех наших начинаниях и делах.

Спасибо за внимание.