На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Предложения в резолюцию IV Съезда депутатов Красноярского края секции «Планирование социально-экономического развития территорий края: взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления»

20 апреля 2006 года


Заслушав и обсудив доклады, сообщения, замечания и предложения делегатов IУ Съезда депутатов Красноярского края и других участников заседания, секция отмечает, что решения секции «Планирование социально-экономического развития территорий края. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления» III съезда депутатов Красноярского края от 30 марта 2004 года в основном выполнены.
В настоящее время реальное положение местного самоуправления зависит, прежде всего, от общей государственной вертикали власти и во многом находится на дотации краевого бюджета.
В период после III съезда депутатов края значительно расширены полномочия органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В крае осуществляются меры по созданию предпосылок к обеспечению комплексного развития экономики и социальной сферы. Вместе с тем права представительных органов муниципальных образований используются ими не в полной мере. В частности, это объясняется отсутствием кадров необходимой квалификации, опыта бюджетного проектирования, необходимых технических средств и программного обеспечения.
Органы местного самоуправления недостаточно активно работают над повышением собственных доходов муниципальных бюджетов. В то же время органы исполнительной власти края не в полной мере учитывают потребности муниципальных образований.
Не оптимизирован механизм взаимодействия органов местного самоуправления с департаментами, агентствами и службами администрации края. Краевые органы управления слабо взаимодействуют с местными звеньями управления.
Сохраняется приверженность к административным методам руководства, сложившимся в условиях кризисного состояния экономики. В организации управления в муниципальных образованиях не всегда учитывается возрастающая роль социальных факторов, что не позволяет связать воедино процессы экономического и социального развития. Серьезной проблемой является нарушение комплексности развития края и входящих в него территорий, приводящее к серьезным перекосам в решении экономических и социальных задач, отставанию в развитии материальной базы социальной сферы, негативным явлениям на рынке труда.
По направлениям работы секции необходимо отметить недостаточное участие департаментов в подготовке законодательных инициатив: основная законотворческая работа проводится агентствами и службами администрации края, в чью компетенцию законотворческая деятельность не входит. Кроме того, требует дальнейшего совершенствования взаимодействие департаментов и агентств администрации края при разработке принципов системной организации в процессе планирования мероприятий программ социально-экономического развития.
Разработка мероприятий программ производится в отрыве от проектирования и использования других экономических механизмов. Так, заемный инвестиционный ресурс, запланированный в бюджете 2004 года в объеме 1 млрд. руб., в бюджете 2005 года — в объеме 500 млн. руб., практически не был использован.
Отдельные инвестиционные проекты, субсидируемые бюджетом по процентным ставкам кредитов, никак не связываются с планами развития муниципальных образований.
Применяемые программно-целевые методы планирования социально-экономического развития края и муниципальных образований недостаточно используют инновационные подходы.
Секция обращает внимание на то, что введенный в правовой оборот еще в 1995 году термин «государственный минимальный социальный стандарт» не был включен в реальный процесс межбюджетных отношений, без чего нельзя говорить о том, что в крае завершился первый, предварительный этап формирования бюджетной системы.
Реальным выходом из сложившейся ситуации является скорейшее введение краевых минимальных государственных социальных стандартов. Их введение усилит прозрачность, технологичность и логическую завершенность бюджетной системы края. Стандарты при этом становятся реальным социально-экономическим инструментом развития муниципальных образований и объединенного края и позволят перейти к планированию комплексного социально-экономического развития территорий края с использованием индикативного метода.
Отличительной особенностью современных планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований от территориальных планов и программ дореформенного периода является то, что расчет плановых показателей идет не в виде директив, а в форме рассчитанных и согласованных индикаторов, определяющих основные количественные и качественные показатели территориального развития на плановый период и опирающихся на разрабатываемый механизм муниципальной статистики, обеспечивающей сквозной мониторинг социально-экономического развития муниципального образования одновременно и как отдельной административно-территориальной единицы в виде суммы входящих в него поселений, и как структурной части края.
Важную роль в финансовом обеспечении социально-экономического развития являются земли муниципальных образований как источник доходной части бюджета и как фактор стимулирования хозяйственной деятельности.
Однако земельные отношения на ближайшие годы будут оставаться сложной проблемой в деятельности органов местного самоуправления. Практика показывает, что кадастровая оценка земельных участков, принадлежащих гражданам, оформление участков в собственность стало для многих неподъемным делом и по сложности бюрократической процедуры, и по финансовым средствам, которые на это нужно затратить.
Еще сложнее ситуация с земельными долями, полученными при приватизации сельскохозяйственных угодий, являющимися долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, фактически — с долевой собственностью крестьян в сельскохозяйственно-производственных кооперативах. Оформить эти доли в конкретные земельные участки, зарегистрировать их в личную собственность чрезвычайно трудно, а земельный налог платить обязаны все. Начинающиеся судебные процессы, принятые судебные решения, понуждающие к выплате земельного налога, лишь усиливают социальную напряженность.
Существующие проблемы во многом определяются несовершенством законодательной и нормативной базы в сфере земельных отношений, излишней бюрократизацией исполнительных механизмов, отсутствием необходимого технического и кадрового обеспечения.

Участники секции считают необходимым:
1. Принять закон края о государственном прогнозировании и планировании социально-экономического развития края и завершить в 2006 году доработку Программы социально-экономического развития края до 2010 года как основополагающего документа для достижения поставленной задачи и организации текущего экономического, социального и бюджетного планирования.
2. При доработке Программы учесть высказанные на Съезде замечания, предложения и предусмотреть:
— согласование целей и задач основных направлений социально-экономического развития объединенного Красноярского края до 2010 года с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2009 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.06 № 38-р, и со сценарными условиями развития производительных сил на территории Красноярского края, сформулированных в проектах развития Нижнего Приангарья и других территорий края;
— раскрытие экономических механизмов, обеспечивающих реализацию программы, их практическую увязку с компетенцией и объемами полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;
— усиление позиций по защите интересов населения путем проектирования соответствующих показателей реальных доходов населения, дифференцировав их по различным социальным группам, в области прожиточного минимума, уровня бедности, продолжительности жизни;
— координацию работы с деятельностью органов местного самоуправления по формированию программ и планов социально-экономического развития муниципальных образований как элементов механизма реализации Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года;
— согласование целей, разделов и мероприятий программы с имеющимися проектами развития Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов и с учетом положений Федерального конституционного закона от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»;
— рациональное применение в социально-экономическом планировании перехода бюджетного проектирования на трехлетний финансовый план и возможности повышения эффективности межбюджетных отношений в связи с организацией работы по внедрению статистических показателей деятельности муниципальных образований;
— разработку специальных подпрограмм развития занятости населения, учитывающих возможные масштабные сокращения работающих в условиях реструктуризации экономики и обеспечивающих снижение общего уровня безработицы в крае.
3. Предложить Совету администрации края с целью совершенствования процессов бюджетного проектирования и разработки муниципальных программ социально-экономического развития:
— разработать региональные минимальные социальные стандарты и внести их в виде нормативного правового акта на рассмотрение в Законодательное Собрание края;
— в течение 2006 года в соответствии с разграничением полномочий провести расчет минимальных социальных стандартов по всем муниципальным образованиям края и доработать систему оказания им финансовой помощи с тем, чтобы уже с 2007 года перевести межбюджетные отношения на объективную основу — гарантированное полное (при отсутствии средств — гарантированное частичное) обеспечение минимальных социальных стандартов;
— разработать методические указания по применению минимальных социальных стандартов при формировании программ социально-экономического развития муниципального образования.
4. Предложить Совету администрации края разработать единую систему индикаторов, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, а также интегрированный показатель (уровень жизни), включающий в себя ограниченное число основных индикаторов. При формировании проекта консолидированного бюджета края на очередной финансовый год предусматривать соответствующие расходы на обработку информации и формирование систем индикаторов для нужд управления, которые производятся органами государственной статистики в соответствии с действующим законодательством за счет средств соответствующих бюджетов.
При территориальном индикативном планировании применять единую систему показателей «муниципальной статистики», обеспечивающую сквозной мониторинг социально-экономического развития муниципального образования одновременно как отдельной административно-территориальной единицы, состоящей из суммы входящих в него поселений, и как структурной части края.
5. Предложить Совету администрации края при формировании проекта капитальных расходов консолидированного бюджета края, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной адресной инвестиционной программой, и включающих средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, учитывать мероприятия программ социально-экономического развития края и муниципальных образований.
6. Предложить Законодательному Собранию края и Совету администрации края:
— усилить влияние государственной власти края на повышение эффективности использования краевой государственной и муниципальной собственности;
— оказывать содействие органам местного самоуправления в разграничении собственности, используемой для выполнения закрепленных законодательством полномочий, в необходимых случаях на согласованной основе обеспечивать защиту интересов органов местного самоуправления в вопросах собственности и муниципальной казны;
— принять меры к обеспечению интересов края при реформировании электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, проведении в стране других реформ, усиливая влияние края на установление федеральными регулирующими органами предельных уровней тарифов на регулируемые виды деятельности:
— при формировании и реализации краевой тарифной политики в большей степени учитывать интересы населения края и других потребителей услуг организаций жилищно-коммунального комплекса, предприятий энергетики, транспорта и др.
7. Принять меры по усилению координации между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти края и органами местного самоуправления в организации и проведении работы по осуществлению кадастровой оценки стоимости земельных участков.
8. Рекомендовать Совету администрации края:
— разработать план мероприятий по обеспечению возможности своевременного оформления прав на земельные участки общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения и индивидуальных земельных участков в целях реализации прав граждан на владение, пользование и распоряжение землей, обеспечить реализацию плана необходимыми финансовыми и организационными ресурсами;
— принять необходимые меры по регистрации права краевой собственности на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей, а также в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение 3 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
— рассмотреть вопрос о централизованном выделении средств для проведения межевания земель, оформления документов на право собственности для отдельных категорий граждан;
— рассмотреть вопрос о создании специального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами и правовому регулированию комплекса вопросов, связанных с земельными имущественными отношениями;
— обобщить положительный опыт по распоряжению долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставления земельных участков, оформления прав на них в других субъектах Российской Федерации и довести его до сведения глав муниципальных образований края.
9. Органам государственной власти края подготовить обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации о принятии нормативно-правового акта, упрощающего порядок распоряжения долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
10. Направить решение секции Губернатору края А. Г. Хлопонину и председателю Законодательного Собрания края А. В. Уссу.
11. Доложить об итогах работы секции, основных выводах и предложениях на пленарном заседании IУ Съезда депутатов Красноярского края.

Руководитель секции В. Н. Севастьянов