На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Доклад председателя Законодательного Собрания (Суглана) Эвенкийского АО А. Е. Амосова

19 апреля 2006 года


Уважаемый Президиум! Уважаемые делегаты Съезда!

Прежде всего, примите сердечные поздравления Эвенкийской делегации с началом работы Съезда и пожелания найти верные и благодатные решения, направленные на экономические и социальные преобразования во имя живущих в Красноярье людей. Нас разъединяют расстояния, но объединяет общая идея решить: Как жить дальше? В каком направлении? По каким ориентирам двигаться?
Нам предстоит сформулировать предложения по самым важным и характерным для территории края проблемам. С 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Эвенкии наряду с органами государственной власти начала действовать двухуровневая система муниципальной власти, в которую вошли 24 сельских поселения Эвенкийского муниципального района.

Вступил в силу Устав муниципального образования, принят бюджет Эвенкийского муниципального района на 2006 год, утверждена структура районной администрации.

На сегодняшний день решены задачи по организации деятельности исполнительных органов местного самоуправления, укомплектованию кадрами муниципальных учреждений, определению экономических и финансовых основ деятельности. Вместе с тем, сформирован районный Совет депутатов, в который вошли 24 депутата по одному от каждого поселения.

Законами округа мы передали на местный уровень ряд государственных полномочий, делегированных округу на договорных основах органами госвласти Красноярского края. Передача полномочий происходила одновременно с передачей финансовых ресурсов. В окружном бюджете на 2006 год на эти цели Эвенкийскому муниципальному району определены субсидии на 2 млрд. 200 млн. рублей. И эта работа будет продолжена.

Полномочия передаются на срок, определённый Договором об основах отношений между органами государственной власти Красноярского края и Эвенкийского автономного округа, который истекает 1 января 2007 года.

Считаю необходимым внести в Резолюцию Съезда предложение о рассмотрении возможности установления переходного периода действия Договора или внесения в него изменений, гарантирующих сохранение переданных государственных полномочий органам местного самоуправления на территории Эвенкийского автономного округа. А значит — и сохранения складывающейся в Эвенкийском муниципальном районе системы муниципальных отношений в будущем новом субъекте Российской Федерации — объединённом Красноярском крае. Вероятно, такая же проблема волнует и таймырчан.

Коль я уж коснулся объединительного процесса наших субъектов Федерации, то не могу не заострить внимание на необходимости присутствия в Эвенкии и на Таймыре, как на территориях с особым статусом, территориальных органов государственной власти. Они нужны, прежде всего, для координации действий, оперативного решения проблем, связанных с реализацией Федерального закона № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», который был принят совсем недавно — 31 декабря 2005 года, и в который уже вносятся изменения.
Нам предстоит выработать единую позицию в том, какими мы хотим видеть Эвенкийский и Таймырские административные округа, как территории с особым статусом. Например, какие и в каком виде здесь будут присутствовать органы государственной власти объединённого Красноярского края (департаменты или управления администрации Красноярского края)?

Конечно, нам хотелось бы, чтобы был заместитель Губернатора края по Таймыру и заместитель Губернатора края по Эвенкии. А Губернатор края был бы Председателем Правительства большого объединённого края. Всё это помогло бы слаженно функционировать и взаимодействовать всем ведомствам и структурам наших регионов в переходном 2007 году. Ведь до тех пор, пока не будет создан новый законодательный орган, в крае будет действовать законодательство всех трёх объединяющихся субъектов.

Чтобы сделать переходный период для нашего населения менее болезненным, одной из основных задач считаем адаптацию законодательной базы округа к законодательству края, работу над бюджетом 2007 года. Прошлый год и начало нынешнего показывает, что курс, взятый на объединение наших субъектов, верен. Он даёт жителям Эвенкии стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Свидетельство тому — выполнение всех обязательств перед Эвенкийским автономным округом как со стороны федерального центра, так и со стороны Красноярского края.
Хочется также выразить признательность за понимание Губернатору края и всему депутатскому корпусу края.

При формировании бюджета и в дальнейшем наша позиция остаётся неизменной. Бюджеты бывших округов должны быть выделены в объединённом бюджете объединённого субъекта отдельной строкой при защите в Правительстве Российской Федерации.

Сегодня нужно признать, что Правительство, по сути, отказалось от принципа протекционизма северов, сокращают федеральные обязательства жизнеобеспечения северных территорий, снижают уровень социальных гарантий для живущего здесь населения, нам надо безотлагательно начать работу по созданию региональных законов, учитывающих специфику функционирования экономики и социальной сферы в условиях Севера, особенности хозяйственной деятельности аборигенного населения.

Назову некоторые из них:
— «Об экономических условиях хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения северных территорий»;
— «О региональном прожиточном минимуме и социальных стандартах жизни населения северных территорий»;
— «О государственной поддержке и условиях, обеспечивающих традиционный образ жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера» и, конечно, «О северном оленеводстве».

Параллельно можно и должно через наших депутатов выходить в Государственную Думу, Совет Федерации с законодательной инициативой по этим вопросам.

Считаю, что мы правильно поступили, не ожидая федерального закона, в рамках работы по формированию единого законодательства на объединённой территории, начав совместно с законодателями Красноярского края и Таймыра готовить Закон «О развитии северного оленеводства в Красноярском крае». Да, в настоящее время закона, регулирующего развитие северного оленеводства на федеральном уровне, не существует. Однако, и на Таймыре, и у нас в Эвенкии законодательные акты по поддержке этой отрасли традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, они хорошо себя зарекомендовали.

Например, три года назад в округе мы создали два государственных предприятия, ставших сейчас уже муниципальными, традиционное хозяйство Севера и оленеводческое племенное хозяйство «Сурендинский». Их задача привлечь аборигенное население к веками сложившимся видам деятельности и обеспечить занятость коренного населения Эвенкии.

Финансирование мероприятий производилось из окружного бюджета в рамках окружной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера на 2001-2005 годы», утверждённую Законом округа, значит, обязательную для исполнения. Только в 2005 году на обеспечение занятости коренного населения северян, развитие традиционных отраслей хозяйствования и народных промыслов, на медицинское, санитарно-эпидемиологическое обслуживание, на повышение уровня образования, сохранение самобытной культуры, духовное возрождение затрачено 58 287 тыс. рублей. Действие этой программы мы продлили до 2008 года, передав государственные полномочия вместе с финансированием на трёхлетний период в сумме 157 млн. рублей на уровни муниципального района.

Полагаю, что подобная форма поддержки коренного населения должна практиковаться и в объединённом крае.

Используя трибуну этого Съезда, я за принципы комплексного планирования, социально-экономического развития как нового большого Красноярского края, так и муниципальных районов, каждого поселения.

На мой взгляд, только это поможет избежать выпадения наших малых городов и посёлков из сферы активного действия, положит конец хаотичному развитию, вымиранию небольших поселений, деградации безработного населения, кризису поколений, даст начало социальному заказу на подготовку специалистов того или иного профиля.

Нам действительно надо в течение текущего года по каждому району, посёлку, селу сформировать предложения, в каком направлении двигаться в реализации программы промышленного или сельскохозяйственного назначения, региональный целевых программ и проектов. Давайте в Резолюции Съезда зафиксируем необходимость долгосрочного, среднесрочного и годового планирования развития. Лишь так можно сохранить существующие поселения, определиться с отраслевыми направлениями экономики, которые давали бы рабочие места, в которых можно было бы иметь готовый продукт, получать от него добавленную стоимость и, в конечном счёте, необходимые средства для обеспечения жизнедеятельности и нормального функционирования инфраструктуры поселения.

Применительно к нашей Эвенкии, это может означать следующее: понятно, что Байкитский и Тунгусско-Чункский районы будут вовлечены в региональную программу по освоению Нижнего Приангарья будущего объединенного Красноярского края. Предполагается строительство нефтегазопровода, прокачка Газособинского месторождения. Наряду с добычей нефти и газа, здесь получит жизнь развитие лесопромышленного комплекса.

А что делать жителям северной части территорий округа, а особенно Илимпийского района? Здесь крупные инвестиционные проекты государственного или даже регионального масштаба не просматриваются. Тут предметом развития может стать традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов Севера, допустим, пушной промысел, переработка на промышленной основе северного мяса оленя, рыбы.

Если в советском прошлом на добычу одного килограмма мяса выплачивалась дотация, да, за счёт переработки оленины можно уменьшить издержки, однако выйти на рентабельность производства сразу сомнительно.

Хотелось бы сказать, что не надо забывать, что здесь цена вопроса лежит не только и не столько в экономической плоскости, а сколько относится к национальной политике в отношении аборигенного населения. Значит, надо думать, как сегодня подтянуть сюда перерабатывающее производство, чтобы можно было хранить, транспортировать и реализовывать круглогодично продукцию, тем самым обеспечивая занятость коренного населения.

В заключении повторю слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «Для России развитие её обширных северных территорий — это крайне значимый фактор. И своей миссией мы считаем формирование сбалансированного подхода к решению задач устойчивого развития северных регионов». Давайте исходить из этого!

Спасибо за внимание.

Мыслей было больше, конечно.