На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Доклад председателя Красноярского городского Совета В. Ф. Чащина

19 апреля 2006 года


Уважаемые делегаты!

Процесс объединения Красноярского края проходит в условиях проведения важнейших реформ, в том числе и в системе местного самоуправления.

С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон, и мы находимся в условиях его реализации. Но прежде, чем реформа местной власти на деле докажет свою эффективность, нам предстоит ещё преодолеть переходный период. На начальном этапе у города Красноярска вроде бы неплохие стартовые возможности, имеются положительные результаты по многим показателям.

В 2005 году Красноярский городской Совет утвердил Программу социально-экономического развития города Красноярска до 2010 года, главной целью которой является создание благоприятных условий для жизни населения, деятельности хозяйствующих субъектов и устойчивого развития города.

Однако заявленные цели могут быть поставлены под сомнение. Новый Закон о местном самоуправлении не обеспечивает в полной мере финансовую самостоятельность муниципалитетов, налоговые доходы в бюджет города Красноярска в 2006 году, по прогнозам, составят 5 млрд. 89 млн. рублей — это всего 44 процента от общего объёма доходов бюджета города Красноярска.
Когда в 2003 году принимался Федеральный закон, и Президент Российской Федерации, и депутаты Государственной Думы, и Совет Федерации заявляли и поддерживали, что местные бюджеты будут формироваться самостоятельно, доходные источники будут стабильными. Пока к этому мы ещё не приблизились, определённости в этом вопросе пока ещё нет.

Непременным условием социально-экономического развития муниципальных образований является обеспечение социальной стабильности.

Тревожная ситуация сохраняется в системе жилищно-коммунального хозяйства. Принятые федеральные законы, касающиеся формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ценообразования, в конце 2005 года взбудоражили население. Напряжённость сохраняется до сегодняшнего дня.

Установлением предельных индексов на тарифы жилищно-коммунальных услуг не решается основной вопрос повышения качества предоставляемых услуг в системе жилищно-коммунального хозяйства. Остаётся слабым местом экономическая обоснованность тарифов, особенно на тепловую и электрическую энергию.

Следует отметить, что 70 процентов тарифов формируется на уровне края. И мы обращаемся ещё раз к депутатам Законодательного Собрания, лично к Губернатору Александру Геннадиевичу Хлопонину с тем, чтобы остановить рост тарифов в системе энергетики. Это сегодня просто катастрофа для муниципальных образований!

Новый Закон ставит задачу перераспределения имущества.

Также была поставлена задача до 1 января 2006 года всё имущество перераспределить между федеральным уровнем, государственным, краевым и муниципальным. До 1 января 2005 года Правительство Российской Федерации должно было издать постановление, которое урегулирует передачу имущества из государственной собственности в муниципальную и из муниципальной в государственную. До сих пор данное постановление не принято. Сегодня ожидать, что муниципальные образования будут иметь устойчивые доходы от использования, управления муниципальной собственностью, не приходится.

Только в первом чтении был принят краевой закон, который устанавливает перечень видов имущества, необходимого для осуществления полномочий органов государственной власти, а также установления критериев разграничения публичной собственности. Это касается муниципальных образований. Он был принят в первом чтении, хотя мы его должны были увидеть ещё в прошлом году.

Особая тема в отношении имущества, которое по новому Закону подлежит перепрофилированию или отчуждению в порядке приватизации. До 2009 года более 5 тысяч объектов в краевом центре, которые находятся в муниципальной собственности, должны быть проданы или перепрофилированы. Это вопрос сложный и требует взвешенного и разумного подхода. Мы будем к этому стремиться.

Не менее важными представляются вопросы, связанные с определением состава муниципального имущества. Статья 50 Федерального закона определяет закрытый перечень имущества. Мы считаем, что это неправильно, манёвров никаких у муниципалитетов нет. Здесь просьба к депутатам Государственной Думы расширить перечень муниципального имущества, которое будет пополнять или городскую, или районную, или сельскую казну.

Уважаемые делегаты!

Город Красноярск, несомненно, будет являться административно-политическим центром объединённого Красноярского края. Мы считаем, что в этом году необходимо и должно принять закон края о статусе столицы объединённого края. Данный проект находится в Законодательном Собрании, и мы готовы вместе эту проблему решить в этом году.

Нас беспокоит состояние транспортного обслуживания в городе Красноярске. Те, кто часто бывает в городе, видят, что по городу очень трудно проехать, большая загазованность… Думаю, года через три мы все вместе будем задыхаться от паров и всяки негативных воздействий, которые витают в воздухе.

Проблему пассажирских перевозок в городе возможно решить только вводом в эксплуатацию метрополитена. Эта тема как-то не звучит ни на краевом уровне, но эта тема, безусловно, волнует сегодня жителей города Красноярска. С 1994 года в городе Красноярске ведётся строительство метрополитена. Стоимость первой линии красноярского метро 20 млрд. рублей, освоено всего 2 млрд. рублей. Комиссия Росстроя буквально несколько дней назад утвердила бюджетные ассигнования на строительство метро. Предусмотрено порядка 230 миллионов в этом году на строительство метро из федерального бюджета и на 2007 год защищена цифра 1 млрд. 100 миллионов.

Следует отметить, что за последние пять лет из краевого бюджета на строительство красноярского метрополитена не поступило ни одного рубля. Это положение, как я считаю, нетерпимое. Необходимо разработать и утвердить программу строительства красноярского метрополитена на 2006-2009 годы.

Мы можем обратиться к опыту соседей. В декабре 2005 года Законом Омской области утверждена программа строительства Омского метрополитена. По этой программе в 2006-2009 годах предусматривается выделить 10 млрд. 500 млн. рублей. При этом Омская область не является самодостаточной территорией, донорской территорией. Красноярский край, который объявлен локомотивом Сибири, а в целом, может быть, и России, должен эту проблему решить.

И мы обращаемся к делегатам Съезда с предложением включить данный пункт в Резолюцию Съезда депутатов Красноярского края.

Я полагаю, что если мы эту задачу вместе решим, то уже делегаты IV Съезда в 2010 году поедут на первом электропоезде по первым станциям города Красноярска. Я думаю, что это произойдёт!

Есть ещё одна очень важная тема. Это также просьба к депутатам Государственной Думы решить проблему по наведению порядка в сфере обращения с ломом и отходами цветных металлов. В 2005 году такой федеральный закон был принят и одобрен Советом Федерации, но Президент Российской Федерации наложил на него вето. Сейчас работает специальная комиссия из депутатов Государственной Думы и Совета федерации, там, кстати, есть наш земляк Пётр Васильевич Романов, мы за этим делом следим. Хотелось бы, чтобы всё-таки Государственная Дума проявила волю, и этот закон Президент подписал, поскольку проблемы в сфере приёма лома цветных и чёрных металлов волнует сегодня горожан.

Я думаю, что и для сельских населённых пунктов эта проблема тоже является очевидной. Я приведу только один пример…

У нас в Красноярске 150 лифтов разграблено стоит, пожилые люди поднимаются на 10 этаж или спускаются и вспоминают и депутатов, и мэра, и Губернатора, и Президента. Здесь просьба этот процесс ускорить.

Уважаемые депутаты!

Съезд депутатов Красноярского края должен придать новый импульс социально-экономическому развитию Красноярского края. Только объединив усилия, можно достигнуть положительных результатов.

Успехов депутатам, участвующим в работе Съезда!

Спасибо!