На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Доклад председателя городского Совета муниципального образования города Норильска С. А. Шмакова

19 апреля 2006 года


Добрый вечер, участники Съезда!

Я думаю, что я выступлю в двух ипостасях. Первая — буду представлять секцию, а вторая — выступлю от Норильска. Поэтому, если не будет возражений, я начну.
Итак, вчера состоялась секция по местному самоуправлению, в работе которой приняло участие 220 человек.

На секции были уважаемые люди во главе с Леонидом Юлиановичем Ракельским (он представлял Совет Федерации), заместителем Губернатора края Василием Юрьевичем Кузубовым, а также были представлены практически все регионы края.
Было очень жарко, были дискуссии по 131 закону, Резолюция у вас на руках, но я бы хотел ещё добавить в эту Резолюцию два пункта, к которым пришла наша секция.
Первый — чтобы был поднят вопрос о совершенствовании подготовки именно депутатского корпуса вместе с муниципальными служащими.
И второй — Резолюцию необходимо дополнить предложением в адрес Государственной Думы: «Внести изменения в 131 Закон, снизить предельную численность жителей, имеющих право организации территориального общественного самоуправления до 25 процентов».
Я думаю, что это достаточно серьёзные предложения, и они будут внесены в Резолюцию Съезда.
А теперь я хочу высказаться от северных территорий.
Уважаемые участники Съезда!
Я передаю горячий привет от делегации, которая сидит здесь, в зале, и от тех 220 тысяч жителей Норильска, которые в настоящее время находятся от нас на расстоянии 1800 километров и температура у нас 22 градуса. Но всё-таки привет горячий, потому что все ждут от участников Съезда конкретных решений. А тому есть примеры.
Ровно 2 года назад я здесь, с этой трибуны просил у вас поддержки, просил, чтобы вы поддержали, чтобы единое муниципальное образование «город Норильск» — было единым, т. е. город Норильск в связи с введением 131 Закона не разрушился, не распался на три отдельных города. Тогда вы учли нашу просьбу, мы включили это в Резолюцию Съезда.
К большому сожалению, федеральные власти не прислушались, но всё-таки эта Резолюция легла в основу Закона Красноярского края «О городе Норильске», а затем в основу Конституционного закона об объединённом Красноярском крае. За это вам огромное спасибо, огромное спасибо Александру Геннадиевичу Хлопонину, Александру Викторовичу Уссу.
Что касается 131 Закона, то я думаю, это Закон, который вызывает очень много нареканий, потому что 6 тысяч поправок, которые были предложены, не были учтены.
Но, наверное, законодатели не учли хорошую русскую пословицу: «Семь раз отмерить, один раз отрезать». Вот отрезали, а теперь мы начинаем грубо, крупными стежками пришивать к этому Закону! Я имею в виду поправки!

31 декабря 2005 года принимается несколько поправок к этому Закону. Я думаю, что эти поправки абсолютно не были реальные и не были направлены в Государственную Думу, потому что одним росчерком пера преградили дорогу в депутаты таким уважаемым людям, как директорам школ и главврачам больниц. Я не знаю, чем руководствовались они, благо её отменили ровно через 2 месяца!
Я думаю, что вызывает нарекания и то, что количество освобождённых депутатов для крупных городов составляет 10 процентов. Вот можете представить: на 220 тысяч населения — это всего 3 освобождённых депутата! Потому что сейчас сложная нормативная база, я не могу представить, как могут 3 депутата на постоянной основе справиться с этим.
Но ведь пошли и ещё дальше. Сейчас фактически 131 Закон отмени права депутатов. Если депутат избирается с определённого места работы, то по окончании срока полномочий, он уже не имеет права вернуться на ту же работу! Но не это страшно. Страшно то, что сейчас практически депутаты не защищены, как и главы городов, кстати, то же самое. Ведь и сессии, и заседания комиссий проводятся не вечером, не после 8-ми, когда люди освобождены от работы, а именно в рабочее время. А тебя работодатель может отпустить или не отпустить! Это отдано на его усмотрение, что абсолютно неправильно!
Но я не буду задерживать внимание на перекосах, я думаю, что в Резолюции нашей секции всё очень хорошо отражено. Если что-то не учли, мы поправим.
Теперь я хочу перейти к северным проблемам, потому что они тоже важны. А их четыре по моему мнению.
Первая — до сих пор не решён вопрос о коэффициенте базовой части пенсии на материке. Суть проблемы в следующем. Если человек живёт в Норильске, к примеру, является пенсионером, то он получает коэффициент 1,8 к базовой пенсии. Это порядка 600 рублей, и эти деньги серьёзно держат пенсионера там, на Севере, не давая ему уехать.
Президент трижды говорил об этой проблеме, но я не могу понять, как нужно любить северян-пенсионеров, для того чтобы после трёхкратного напоминания Президента этот вопрос так и не сдвинулся с места! Мы просто-напросто этим заставляем людей жить там, держаться за Север, а это неправильно! Там не очень-то подходящие условия.
Правительство идёт чуть-чуть дальше. Теперь ограничен выезд пенсионеров к месту отдыха и обратно раз в 2 года! Теперь они могут воспользоваться этим, только когда имеют путёвку.
А я спрашиваю, как быть? Ведь есть люди, которые болеют, и им противопоказаны путёвки, они никогда в жизни их не получат!

А на пенсию в 4700 рублей, когда билет стоит туда и обратно 20 тысяч, он практически никогда не выедет!
Ещё одна неувязка — Закон о переселении № 125. Лет 20 назад государство заманило туда людей (я другого слова не могу сказать), пообещав «золотые горы», но 1991 год всё разрушил, и теперь люди стали заложниками Севера, они просто не имеют средств, чтобы выехать. Государство слабо интересуется этим вопросом, это если мягко сказать.
Приведу пример. В 2005 году по этой программе из Норильска выехало 189 семей, количество желающих — 12 тысяч! Лет 40 нужно для того, чтобы переселять людей.
Но это не всё. Ведь каждый год количество пенсионеров растёт. Мы просто закрепляем пенсионеров на Севере!
Но идём ещё дальше, теперь уже ударили по молодёжи! С 1 января 2005 года молодёжь должна зарабатывать «полярки». Но ведь в принципе они начинают их зарабатывать, когда пошли в детский сад и в школу, потому что в тех условиях здоровье изнашивается гораздо быстрее! А теперь наравне с приезжими, они должны зарабатывать «полярки». Это — неправильно! Мы этим самым подвигаем молодёжь к тому, чтобы она уезжала в другие условия.
Но я тогда спрашиваю: а кто Север будет осваивать через 10, 15, 20 лет?! Пенсионеры, которые живут там? Это — абсолютно неправильно.
Теперь Закон о Северах. Вы извините меня, за непарламентское выражение, но 122 Законом мы просто его «кастрировали»! Он вроде бы есть, но он не функционирует абсолютно! Все оттуда «выхолощено»!
И спасибо ещё фракции «Единая Россия», Вам, в частности, Раиса Васильевна, что они оставили часть положений в этом Законе, его бы вообще просто не было!
Когда мы объединялись, норильчане это горячо поддержали и думали, что будет в кратчайшие сроки принят закон об арктической зоне. Его нет, он сейчас пылится где-то!
Как нет и закона о районировании, который Дума разрабатывает лет 10 уже на моей памяти! Нет его, и нет закона о Северах!
У меня есть конкретное предложение, я не знаю, как вы посмотрите на это. У нас единый Красноярский край, куда входят Норильск, Таймыр, Эвенкия. Давайте мы создадим Закон о Северах Красноярского края! Нормальный закон, который мог бы оценивать и формировать бюджеты по-другому для северных территорий. Может быть, прислушается Федерация, и другие пойдут за нами.

Уважаемые депутаты!
Вообще, мы — норильчане, хорошие люди, не сепаратисты, и мы всегда помогали и помогаем Югу! Я думаю, что Юг тоже должен поддержать Север, потому что только тогда край наш будет могучим и будет являться примером для всей России!
Спасибо.