На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Доклад председателя Шушенского поселкового Совета Н. М. Черногубовой

19 апреля 2006 года


Уважаемые делегаты Съезда, приглашённые, присутствующие!
Позвольте всех вас поприветствовать от Шушенского района, исторически значимого района в жизнедеятельности Красноярского края.
А особо мне хочется передать привет делегации Таймырского автономного округа, от жителей которого я была избрана депутатом в первый созыв Законодательного Собрания.
Вчера прошло заседание секции по межбюджетным отношениям в Красноярском крае, новым подходам и правилам. В работе секции участвовало более 130 участников заседания, с нами плодотворно работал Новак Александр Валентинович, и, по сути, все позиции выступлений, которые были, отражены в решении секции.
И должна сказать, что нет предела совершенству, при подготовке к 1У Съезду депутатов края была введена такая форма работы, когда во главе с председателем бюджетной комиссии Семёновым Валерием Владимировичем прошли кустовые совещания, что позволило проектные документы, выносимые на обсуждение делегатов Съезда, сделать более конкретизированными, с учётом тех замечаний, которые высказывались.

А теперь по сути рекомендаций, которые на сессии по межбюджетным отношениям предлагается включить в Резолюцию Съезда. И поскольку два раз уже не дадут выступить, учитывая, что всё-таки я представляю поселенческий уровень органов местного самоуправления, хотелось бы остановиться особо на этих проблемах. Я постараюсь сделать это коротко.
Введение в действие 131 Федерального закона о внесении поправок в Бюджетный кодекс, совершенствование законодательства на уровне Красноярского края внесли свои проблемные вопросы, которые по сути дела надо решать.
Остановлюсь на некоторых базовых позициях. Прежде всего:
1. Доходы;
2. Формирование межбюджетных отношений;
3. Расходы с целью их оптимизации.
Что касается доходов, то наиболее проблемным, с нашей точки зрения, является определение базы формирования бюджетов на очередной финансовый год. Ранее мы формировали базу, так сказать, на год, т. е. формировали бюджет на год. Теперь в соответствии с законодательством идёт среднесрочная перспектива, и мы будем его формировать на 3 года. К сожалению, как бы статистических данных, данных о собираемости налогов, недоимки не присутствует, поэтому очень трудно определиться по тому, какие объёмы бюджетов будут.
Вопросы, связанные с земельным законодательством. По сути дела земли много, но особенно это касается тех поселений, где люди работали ранее на предприятиях сельскохозяйственного производства, были наделены паями, но сегодня оформить право, потому что не было межевания и тому подобного, практически невозможно.
Ценовая политика при формировании взаимоотношений с земельными органами, присутствующими в крае, достаточно высока, и она не позволяет малоимущим гражданам решить эти проблемы.
Министерство финансов Российской Федерации, считая, что край наш богатый, по сути дела ряд полномочий передаёт на уровень края, не подкрепленных обязательствами из Федерации. И как бы те льготы, которые устанавливаются по налогам, формирующим доходную базу краевого бюджета, уменьшают эту доходную базу.
Поэтому не буду останавливаться на проблемах, я очень коротко, с учётом того, что решение секции есть, ещё только одну проблему затрону и прочитаю позиции рекомендаций.

Проблема по сути дела точно такая же и с территориями, находящимися в рамках границ Красноярского края. Нет стимула зарабатывать деньги, поскольку законодательство построено таким образом, что, если территория хорошо работает, получает дополнительные доходы, то в следующем финансовом году, всё, что хорошо заработали, уйдёт на перераспределение. Поэтому как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Красноярского края необходимо предусмотреть механизмы, которые увеличивают заинтересованность территорий по развитию различных инвестиционных программ, по получению дополнительных доходных источников и для использования их на территории.
Все говорят, что, как бы: «Стимулируйте, стимулируйте своих налогоплательщиков», — но, к сожалению, законодательство не позволяет установить контроль за регистрацией налогоплательщиков, которые могут на сегодняшний день в случае невыстраивания отношений, удобных для них, перерегистрироваться на другой территории.
В совокупности тех проблем, которые существуют, секция обсудила всё и предлагает включить в Резолюцию 1У Съезда следующие предложения, сформировав их поадресно:
1. Органам государственной власти края подготовить обращения:
— в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой об увеличении численности работников налоговой службы на территории для организации работы с налогоплательщиками в отдалённых, труднодоступных муниципальных образованиях края;
(С моей точки зрения не только в отдалённых, а во всех муниципальных образованиях нужно, потому что бюджеты формируются по единым принципам.)
— Председателю Правительства Российской Федерации — о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации по восстановлению прав пенсионеров, выезжающих из районов Крайнего Севера, к месту использования отпусков;
— в Правительство Российской Федерации
— о принятии нормативно-правового акта, определяющего порядок
отказа гражданами от земельных участков (паев), полученных в результате
межевания коллективных земель сельскохозяйственного назначения;
— о разработке нормативно-правового документа до принятия бюджета
на 2007 год, содержащего положения по повышению заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) в наращивании собственной доходной базы;
б) повышении эффективности работы бюджетной сферы;
в) развитии малого и среднего бизнеса;
г) обеспечении занятости населения на территориях субъектов Российской Федерации;
— о принятии нормативно-правового документа, определяющего
состав информации, необходимой органам местного самоуправления для
прогнозирования и планирования социально-экономического развития территорий, составления местных бюджетов, а также порядок предоставления налоговыми и статистическими органами этой информации;
(Мы вчера очень хорошо прослушали ту информацию из управления статистики, что имеется, но не все, наверное, ещё знают, что за информацию платить надо.)
— о разработке федеральной целевой программы по повышению
устойчивости инженерной инфраструктуры объектов жилищно-коммунального хозяйства и принятии мер по централизованному погашению кредиторской задолженности прошлых лет по налогам и льготам, предоставленным федеральными законами по уплате коммунальных платежей;
— о рассмотрении введения на территории Российской Федерации единого уровня финансового обеспечения социальных расходных полномочий для всех субъектов Российской Федерации в целях создания равных условий;
— о сохранении районного коэффициента к пенсии лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера более 15 лет;
— о предоставлении мер социальной поддержки, обеспечении социальных гарантий сельскому населению, работающему на личных крестьянских подворьях в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
2. Рекомендовать Совету администрации края при формировании краевого бюджета на 2007 год:
— учитывая социальную значимость организации пассажирских перевозок в границах муниципальных образований, предусмотреть возможность выделения средств на содержание не только межпоселковых дорог (но я могу добавить от себя, т. к. я сейчас с главами поселений переговорила и надеюсь, что редакционная комиссия это учтёт), но и дорог поселенческих образований, поскольку есть ряд центральных поселений, иных поселений, которые по своему уровню развития достаточно высоки, поэтому дороги содержать надо и внутри них;
— внести изменения в методику формирования фонда
финансовой поддержки территорий, утвержденную Законом края «О
межбюджетных отношениях в Красноярском крае»;
— до принятия бюджета на 2007 год предусмотреть стимулирующие факторы по повышению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании собственной доходной базы, повышению эффективности работы бюджетной сферы, развитию малого и среднего бизнеса, обеспечению занятости населения на территориях муниципальных образований;
— рассмотреть принципы организации межбюджетных отношений
органов государственной власти края с муниципальными образованиями всех
уровней;
Мы в настоящее время работаем по методике, когда край, район и дальнейшая компетенция — на район, а я полагаю, что надо переходить к следующей позиции. Всё-таки с поселениями было бы правильнее работать из центра в том числе.
— рассмотреть вопрос оформления права собственности муниципального имущества для дальнейшей его передачи органам государственной власти или на поселенческий уровень (в рамках исполнения обязательств, которые закрепляются по компетенции органов поселений);
— рассмотреть вопрос о централизованном выделении средств для
проведения межевания земель сельскохозяйственного назначения,
оформления документов на право собственности на доли (паи) для отдельных
категорий граждан;
— рассмотреть вопрос по дотированию социально-значимых маршрутов
пассажирских перевозок в муниципальных образованиях края.
3. И короткое предложение Совету администрации края:
— совместно с Законодательным Собранием края выйти с законодательной инициативой об отмене федеральных льгот по региональным и местным налогам либо компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов;
— подготовить предложения по развитию потребительской кооперации
на территории края;
— разработать перечень информации, предоставляемой органами
статистики и налоговыми службами для составления местных бюджетов
органами местного самоуправления, о чём я уже говорила;
— в целях сохранения доходных источников бюджетов муниципальных
образований в течение финансового года Совету администрации края проводить своевременную корректировку по сбалансированности местных бюджетов при перерегистрации налогоплательщиков в других территориях края;
— обеспечить взаимодействие с налоговыми органами по краю в части установления фактов проведения переговоров крупных налогоплательщиков по вопросам перерегистрации в других субъектах Российской Федерации и принятия всесторонних мер по недопущению ухода налогоплательщиков с территории края;
— разработать комплекс мероприятий в части решения вопросов
бесперспективных, малонаселенных, труднодоступных поселений на
территории края;
— внести изменения в Закон края «О Реестре муниципальных
должностей муниципальной службы» в части лиц, замещающих выборные
должности муниципальной службы;
— разработать и направить методические рекомендации о передаче муниципального имущества с районного уровня на краевой и поселенческий;
— рассмотреть вопрос по использованию средств, перечисленных на
персонифицированные счета гражданам в качестве помощи для оплаты
жилья и коммунальных услуг, и эффективности применения данного
механизма.
Очень болезненный вопрос, поскольку задолженностей населения за коммунальные услуги растёт, а полученные деньги на персонифицированные счета зачастую используются не по назначению.
Вот это то, что предлагается в качестве решения секции.
В качестве остальных рекомендаций постоянной комиссии по финансам и бюджету, которые изложены, я не буду говорить, поскольку они не особо претерпели изменения и присутствуют у вас в проекте Резолюции, который имеется на руках.
Понимая, что время ограничено, я хотела бы остановиться на проблемах поселений.
131 Закон очень общо коснулся организации деятельности поселенческих управлений, а ведь поселения — это самая приближённая к населению власть, которая в первую очередь отвечает за всё: и за тепло, и за свет, и за культуру, и за физкультуру — и за всё на свете. И первые претензии, конечно, ложатся на головы глав поселений.
Вчера на Съезде и на секциях были выступления по поводу того, что надо поселениям более активно работать, надо поселениям участвовать в законотворческих инициативах.
Но я должна сказать, что информационное пространство у поселений равно «нулю». Почему?
Край работает на уровне районов, районы эту информацию, к сожалению, до поселений не доводят, и поэтому законотворческой инициативы ждать, как бы, не приходится.

Поэтому в качестве предложения мы вышли в свой районный Совет и на последней встрече с главой района Шороховым Леонидом Николаевичем приняли некоторые решения. Я полагаю, что это предложение может быть использовано и в других территориях, поэтому говорю — это организация внутри районов неких общественных Советов или Советов муниципальных образований, которые станут координирующим органом и позволят районному Совету делиться полученной информацией и вырабатывать совместные действия от уровня районной представительной и исполнительной власти, но и с учётом, как бы, интересов поселений.

Следующая позиция — всё-таки не могу не остановиться на компетенции. При формировании межбюджетных отношений вся позиция, связанная с исполнением компетенции, которая ранее существовала на районном уровне и только с 2001 года перешла на поселения, заложена ведь в общей базе фонда финансовой поддержки районов.
С точки зрения 83 статьи Бюджетного кодекса районам надо всё-таки выстроить таким образом, что часть финансовых ресурсов, которые ранее шли в фонд финансовой поддержки, должны были быть переданы на поселения. Не говорю, что 100-процентно обязательно, пусть с дефицитом, но как-то поделиться надо, поскольку это всё было.
И следующая позиция. Всё-таки формирование налоговой базы, с моей точки зрения, на уровне взаимоотношений с территориями требует некоей корректировки.
Да, налог на прибыль достаточно проблемный, он не стабильный, но возможно пересмотреть другие стабильные налоговые источники, определившись с органами представительной власти на каком-то совещании.
Но нельзя же всё время наращивать фонд финансовой поддержки территорий, субвенции и субсидии, лишая территории, как бы, элементов управления и, как бы, перспектив развития. Потому что инвестиционные программы при дефиците бюджета не могут быть выполнены на территориях, и задание края в этой части исполнено не может быть.

И последнее. Не первый раз говорю о том, что, когда мы формируем краевые целевые программы, то да, край закладывает деньги в определённые фонды на формирование целевых программ, а дальше начинается работа департаментов. И говорят: «Деньги на целевое выполнение программы добавьте». А откуда их добавлять, если территории изначально с каким-то дефицитом с учётом несовершенства налогового законодательства сформированы?!
Поэтому предлагаю вернуться к рассмотрению этого вопроса, учесть эту позицию и дать возможность территориям быть самостоятельными и равноправными участниками.

Хотелось бы, чтобы Законодательное Собрание края, как, впрочем, и все структуры администрации края, рассматривала поселения не как «халявщиков», а как равноценных партнёров.

И хотелось бы предложить при формировании делегаций на следующий Съезд определяться так: уж если от 15 человек надо 3 делегата, то три направлять и от поселений; если 5 — то так же и от поселений. Мне непонятна дистанция, как бы, которая выразилась в формировании делегаций, когда от районов: от 15 — 5, а от поселений: от 15 — 3.
Давайте зал поменьше выберем или побольше, но чтобы все были в равных правах.
Спасибо.