На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Доклад депутата Саянского районного Совета, учителя муниципального общеобразовательного учреждения Агинской средней общеобразовательной школы Л. К. Миллер

19 апреля 2006 года


Уважаемые делегаты Съезда, уважаемые гости, уважаемый президиум!

Работа в нашей секции была очень напряжённой, потому что не было ни одного человека, кто бы ни болел за образование. И так получилось, что у нас записались в работу секции в основном сельские территории.
И хочу привести вам выражение ректора Сибирского государственного технологического университета Эдуарда Сергеевича Буки. Он говорил так:
«Давайте говорить сегодня на секции так, как оно есть».
И поэтому мы и говорили так, как оно есть: вносили предложения, подводили итоги прошлого Съезда и вносили предложения по реализации направлений образования вот на этом Съезде.
Мы вынуждены были всё-таки отметить (критика это или не критика, но тем не менее мы должны всё-таки сказать огромное спасибо департаменту образования и огромное спасибо агентству образования за то, что они в течение последних 10 лет очень много времени уделили вопросам обучения кадров, управленческих кадров на селе.
Может быть, это одна из причин, почему на селе школы устояли и удержались. Именно это одна из причин, мы так посчитали.
Второе — мы всё-таки посмотрели сейчас на секции, что у нас есть ещё одна уникальнейшая возможность именно на селе все три национальных приоритета — агропромышленный комплекс, образование, здравоохранение и культуру — чтобы объединить вместе, а не работать каждому по отдельности.

Я вот слышала, что выступающие здесь говорили о том, что если есть школа на селе, то есть село. Я с вами полностью согласна, но при этом всё-таки считаю, что если есть на селе организация — колхоз, совхоз, акционерное общество, т. е. тот, кто занимается сельским хозяйством, тогда будет и школа, тогда будет и здравоохранение, и культура.
Не потому что мы собираемся выяснять, кто сегодня самый первый, кто сегодня самый главный — нет, мы уже в этих «лодках» побыли, каждый — в своей, давайте мы всё-таки объединимся.
В результате целенаправленной творческой и организационной работы были приняты Законы края, обеспечивающие установление краевого (национально-регионального) компонента образовательного стандарта общего и среднего образования, «Об образовании», разработана концепция развития начального и среднего профессионального образования.
И вчера на секции мы видели, как думает начальное профессиональное образование удержать свои учреждения в территориях края.
Это позволило всё-таки обеспечить равенство доступа к образованию, приняты краевые целевые программы, обеспечивающие улучшение жилищных условий педагогических работников, оснащение учреждений образования инвентарем, оборудованием, школьными автобусами, создать безопасность жизнедеятельности образовательных учреждений.
Вместе с тем за эти годы в системе образования проявились новые проблемы, обострились ситуации, связанные с реформированием всех сфер жизни российского общества.
Наиболее важными из них делегаты считают:
— низкий уровень заработной платы педагогических работников;
— устаревшую материально-техническую базу образования;
— необоснованный отказ государства от содержания дошкольного образования и воспитания (оно как-то выпало у нас из государственной поддержки);
— отсутствие государственной политики в области дополнительного образования подрастающего поколения;
— слабую помощь государства в обеспечении детей полноценным школьным питанием;
— амбициозность заявленных целей национального проекта «Образование», не обеспеченных эффективными механизмами и ресурсами для их достижения;
— рост числа контролирующих органов, бюрократизацию разрешающих процессов деятельности образовательных учреждений и связанные с этим непредусмотренные финансовые расходы, в результате чего получилось, что необоснованно сокращаются расходы на образовательный процесс.
Вчера так получилось, что почти все в один голос говорили, что сейчас Ростехнадзор, Эпиднадзор и так далее активизировали свою деятельность. Это правильно, так и должно быть, нельзя, чтобы создавалась угроза детям там, где они учатся и где они воспитываются. Но так случилось, что теперь они смогли организоваться и всей этой «массой» они бывают в школах и просто «давят» наше образование. Несмотря ни на что мы платим большие, пребольшие, очень большие деньги за всевозможные разрешающие документы, платим и за лицензии очень большие средства, но эти средства не предусмотрены в программах. Эти средства идут за счёт общих расходов на образование и воспитание в школе.
Я вчера на секции предъявила, показала, что по 12 параметрам мы теперь отчитываемся перед городом Заозёрным, где у нас теперь санэпидемстанция, так как мы свои территориальные эпидстанции сократили на местах. И теперь очень «оживилась жизнь», «закипела» между территориями и городом Заозёрный, потому что там находится санэпидемстанция, и мы почти ежедневно, особенно в морозы (каждый директор школы), звоним туда и сообщаем: какое же количество детей прибыло в школу и сколько не прибыло. Сообщаем об этом по телефону для того, чтобы было на контроле состояние здоровья детей.
При этом дозвониться внутри района практически сложно, уж мы не говорим о том, чтобы выйти на город!
Кроме того, даже пройти анализы медицинские, чтобы иметь возможность работать, у нас практически невозможно. А сейчас в 3 месяца раз учителя начальных классов и все, работающие с ними, должны сдавать анализы. И вот эти анализы в 3 месяца раз со всего района собирают и возят в г. Заозёрный. И если вдруг в списке кто-то там пропущен, не сдал по каким-то причинам, всё это возвращается вновь. При этом мы платим очень большие деньги!
Небольшой детский сад в деревне Гладкое Саянского района, где находится всего 14 детей. Но только за один анализ они платят по 800 рублей, а таких анализов предъявлено 12!

То есть надо всё-таки посмотреть, как это отражается на образовании, т. к. в образовании забираются именно те деньги для оплаты, которые идут на процесс образования.
Критически оценивая состояние и проблемы в системе дошкольного, общего среднего и профессионального образования, участники секции осознают свою роль и ответственность в их решении и предлагают сосредоточить усилия всех уровней и ветвей власти края на следующих ключевых направлениях:
1. Довести оплату труда работников образования до средней по краю.
2. Разработать и принять программу развития сельских школ в крае (хотя она и есть, мы с ней соприкасаемся постоянно, но я всё-таки поддерживаю выступление и предыдущей выступающей, и Микова, и говорю), так как мы считаем, что в целях обеспечения достойного уровня жизни и повышения престижа профессии педагога на селе, необходимо осуществить разработку и принятие программы развития школы на селе, для чего предусмотреть возвращение педагогическим работникам оплаты за выслугу лет и предоставление коммунальных льгот в полном объёме.
3. Обеспечить нормативное финансирование дополнительного образования.
4. Увеличение средств на финансирование питания детей в школах из средств краевого бюджета.
5. Увеличение финансирования на оплату стоимости путевок для летнего отдыха детей.
6. Продолжить финансирование программы «Мой спортивный школьный двор».
7. Продолжить финансирование программы «Школьный автобус».
8. Разработать и принять программу строительства детских садов в крае.
9. Введение в штатное расписание образовательных учреждений
ставки директоров спортивных клубов.
10. Увеличение, начиная с 2007 года, компенсаций за книгоиздательскую продукцию до 500 рублей.
11. Обеспечение краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования соответствующим текущим финансированием.
12. Разработку и принятие комплексной целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в крае.
13. Сохранение краевого фонда науки и расширение его функциональных возможностей.
14. Разработку законов края «Об инновационной деятельности» и
«Об экспериментальной деятельности в общем, среднем и начальном
профессиональном образовании».
Я работаю в школе, которая ведёт многие инновационные проекты, мы работаем, выходя на гранты, получаем эти гранты, но я могу сказать, что это всего лишь одна, две школы нашего района, а их 14. Вот в каком состоянии находятся остальные школы можно только предполагать. Хотя система образования делает всё, чтобы их сохранить, чтобы они функционировали и даже дальше смогли развиваться.
Кроме того, мы вчера говорили на секции о том, быть или не быть Съездам депутатов. Вопрос однозначно воспринят — только быть! Потому что больше нет другого форума, где бы можно было обменяться всеми своими проблемами, высказать их и обсудить в виде депутатского форума — форума власти. Это — первое.
Второе — для будущего V Съезда мы бы хотели внести предложение, чтобы секционная работа всё-таки сохранилась и, примерно. В том плане, в каком она была сейчас.
Спасибо.