На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Доклад депутата Законодательного Собрания, ректора педагогического университета имени В. П. Астафьева Н. И. Дроздова

19 апреля 2006 года


Уважаемые депутаты!
Дети — это наше богатство и гордость, в то же время это наши проблемы. Причём, детская проблема — это национальная проблема № 1 — проблема катастрофического истощения основного ресурса нации.
В нашей секции, представительной секции, работали представители из 26 районов и городов. Доклады были сделаны Уполномоченным по правам детей, а также был сделан доклад от прокуратуры Красноярского края, агентств по образованию и здравоохранению и, естественно, выступления участников секции.
Участники секции отмечают, что демографическая ситуация в крае в 2005 году по-прежнему остаётся сложной, общее число родившихся детей уменьшилось по сравнению с 2004 годом на одну тысячу человек. Численность детей в возрасте до 18 лет составила 625 тысяч человек, что меньше чем в 2004 году на 1,6 процента.
В Ш квартале 2005 года величина прожиточного минимума на одного ребёнка составила 3146 рублей, в 2004 году — 2802 рубля. Около 43 процентов семей имеют доходы на одного человека в семье ниже прожиточного минимума.

Отношения семей с высокими доходами и минимальными доходами составляет 1/14, что свидетельствует о глубокой социальной дифференциации.
По состоянию на 1 января 2006 года в крае около 300 тысяч человек детей, на которых назначены ежемесячные пособия. 300 тысяч детей!
Из средств краевого бюджета в 2005 году пособия выплачены на сумму 554 млн. 505 тыс. рублей. Но их размер не может компенсировать отсутствие заработка у женщин в бюджете семьи и выполнить в полной мере функции смягчения уровня бедности семей с детьми.
В 2005 году в Красноярском крае функционировало 57 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитывалось 3737 детей.
В течение года численность воспитанников в краевых государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось с 2942 человек до 2576 детей. Это связано прежде всего с развитием семейных форм устройства воспитанников и также с усилением работы органов опеки и попечительства с кровной семьёй по профилактике социального сиротства.
В крае продолжает функционировать институт приёмной семьи и опеки, в 136 приёмных семьях воспитывается 352 ребёнка. В 2004 году было 108 семей и 277 детей.
Удельный вес абсолютного здоровья детей в крае составляет только 24 процента. Показатель общей заболеваемости детей увеличился за год на один процент и 35 процентов детей и подростков имеют различные виды патологии.
Охват детей системой дошкольного образования в 2005 году составил 62 процента, 28 тыс. детей в крае состоят на учёте для определения в детские сады.
Анализ состояния преступности среди несовершеннолетних показывает, что в 2005 году на территории края отмечается снижение на 3,6 процента числа преступлений, совершённых несовершеннолетними, их удельный вес сократился на 1,6 процента. Для дальнейшего решения проблем детства и семьи необходимо в условиях разграничения полномочий и бюджетных обязательств отработать способы взаимодействия с муниципальными институтами гражданского общества, действующими в интересах семьи и детей, внедрить современные эффективные социально-реабилитационные, профилактические, развивающие технологии работы с семьёй и детьми, мониторинг положения детей в крае, совершенствовать систему сбора и анализа статистических данных по отношению к семье и детям.

Участники секции рекомендуют Законодательному Собранию Красноярского края:
— продолжить работу по совершенствованию законодательства в части реализации государственной семейной политики;
— обеспечения доступного ипотечного кредитования на улучшение жилищных условий молодым семьям и строительства социального жилья;
— развития форм семейственного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— профилактике беспризорности, безнадзорности среди несовершеннолетних, защите прав детей;
— обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с целью проверки действующей редакции пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и нормам Европейской конвенции об основных правах и свободах 1959 года (это, в основном, о жилье речь идёт);
— обратиться к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с просьбой о создании национального проекта «Семья и дети»;
— рассмотреть вопрос финансирования краевых целевых программ и законов края, принятых в интересах детей, в сентябре 2007 года;
— Совету администрации разработать концепцию краевой государственной семейной политики с перечнем краевых целевых программ, разработанных в интересах детей;
— принимать меры по усилению контроля за соблюдением прав детей, устранению разобщённости в работе по проблемам детства и семьи;
— обеспечению координации действий в различных ведомств и служб;
— повысить ответственность специалистов за результаты конкретной работы по проблемам детства, семьи, профилактике беспризорности, безнадзорности среди несовершеннолетних;
— обратить внимание на организационную работу по выявлению и учёту индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении;
— обратить внимание на необходимость усиления координирующей и контролирующей правозащитной функции краевой комиссии по делам несовершеннолетних в работе всех субъектов системы профилактики беспризорности, безнадзорности среди несовершеннолетних;
— рассмотреть вопрос о принятии мер по увеличению сети дошкольных учреждений;
— предусмотреть на условиях софинансирования с органами местного самоуправления увеличения средств на социальные грантовые программы;
— при формировании краевого бюджета предусмотреть увеличение средств на содержание воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних и домов ребёнка, согласно установленным нормам;
— предусмотреть в 2007 году разработку и финансирование краевых целевых программ профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
— о системе дополнительного образования в Красноярском крае и социальной поддержке инвалидов в 2007-2009 годах.
Фактически эти же вопросы мы адресуем и органам местного самоуправления, всё это есть в нашем решении, я снова повторяться не буду, не буду зачитывать.
Только хочу сказать, уважаемые депутаты! Если мы не обратим серьёзного внимания на детство, то в будущем у нас не будет ни Богучанской ГЭС, ни Ванкора! Потому что человеческий ресурс — это самый основной ресурс, о котором мы должны беспокоиться уже сегодня.
Спасибо.