На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Доклад А. А. Менщикова

19 апреля 2006 года


Уважаемые коллеги, уважаемые делегаты Съезда, гости!
Мне поручено секцией по законности и правопорядку, защите прав граждан сформулировать основные предложения в Резолюцию. Конечно, я сформулирую самые главные и, на наш взгляд, требующие немедленного решения, понимая, что все иные предложения так же, как и предыдущие, вошли в ту Резолюцию, которая находится у вас на руках.

Работой нашей секции руководил председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания Юрий Константинович Абакумов, а базовый доклад делал Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Иннокентий Егорович Жмаков.
Я остановлюсь только на главных моментах, поскольку 73 человека, которые участвовали в работе секции, безусловно говорили о многом, о наболевшем и актуальном.
В части охраны правопорядка, какой вопрос по сей день, к сожалению, не решён, который необходимо, на наш взгляд, срочно решать?
Вопрос об участии общественных формирований в охране общественного порядка. У нас сегодня в крае 4,5 тысячи добровольных людей, которые называют себя дружинниками, но вопрос их статуса не отрегулирован на федеральном уровне законодательства.
Мы в городе Красноярске, Красноярский городской Совет ещё 6 лет назад, в 2000 году по инициативе главы города Петра Ивановича Пимашкова приняли решение и создали добровольную народную дружину. И сегодня только один молодёжный отряд студентов в Студгородке решает те задачи, которые имеются. Причём лучше решают, чем органы внутренних дел. Это крайне важный, крайне актуальный момент.
И сегодня, если мы возьмём решения III Съезда, то там было написано то же самое, а вопрос не решён. Поэтому мы считаем, что нужно внести изменения в соответствующие статьи Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» в 131 Закон, в части наделения и расширения прав муниципальных образований в вопросах создания добровольных формирований по охране общественного порядка. Это — первое.
Второе. Вчера об этом говорил председатель городского Совета Владимир Фёдорович Чащин — надо решать вопросы принятия нормативного акта, регулирующего вопрос приёма лома отходов цветных металлов.
Проблема архиактуальная, неоднократно ставили этот вопрос! Сегодня 350 субъектов, только тех, кто принимает лом на территории края! Полторы тысячи преступлений было совершено по кражам, 50 процентов только раскрыто. Это неправильно!
Необходимо этот вопрос решать и принимать соответствующий Федеральный закон. Мы на местном уровне, на региональном сделать этого не можем.

Третий момент, на наш взгляд тоже адресован Федерации. Необходимо увеличить максимальное наказание Законом за изготовление и сбыт алкогольных напитков либо спиртосодержащей продукции. Об этом говорили представители с мест. На сегодняшний день санкция там минимальная!
Что делает тот, кто продаёт спиртосодержащую продукцию? Он её фактически может вернуть! На сегодняшний день мы считаем, что санкция низкая, можно ввести и конфискацию этой продукции, и увеличить санкцию!
Чётвертый момент. Я говорю только о самом главном, учитывая дефицит времени. Мы считаем, что ранее предусмотренную меру статьи 97 Уголовного кодекса о применении мер медицинского характера в отношении совершивших преступления и признанных нуждающимися в отвлечении от алкоголизма и наркомании нужно вернуть. Это — важный момент.
Вот это ещё один момент, относящийся сюда же, связанный с административными правонарушениями, и это предложение всё-таки, наверное, адресовано Законодательному Собранию.
Дело в том, что у нас сегодня существует Закон Красноярского края «Об административных правонарушениях», который, мы считаем, необходимо расширить в части расширения круга лиц, уполномоченных составлять протокол об административных правонарушениях.
Что имеется в виду?
На глазах у граждан происходят вопиющие факты по загрязнению города, везде мусор, всё это вы знаете. Кто имеет право оставлять протокол? Милиционер. Но мы не всегда его найдём, и граждане не всегда могут его найти, чтобы привлечь к составлению протокола.
Депутат может составить протокол, но ведь депутатов не так много, как милиционеров. Могут представители администрации составить, и всё.
Мы считаем, что необходимо наделить этими полномочиями соответствующих представителей территориального общественного самоуправления на местах. То есть тех, кто непосредственно живёт на этой территории, находится в этих домах, в этих дворах, и в этой части они гораздо оперативнее могут составить протокол и передать его в мировой суд.
Всё, что касается восстановления деятельности административных комиссий, признано секцией несвоевременным, потому что всё-таки судьи более актуальны. А рудименты прошлого, в данном случае административные комиссии, были признаны неактуальными.

Теперь по части местного самоуправления. В общем, это в принципе перекликается, но всё же есть предложение им: администрации и соответствующим органам местного самоуправления — усилить разъяснительную работу с гражданами, сделав акценты на вопросах защиты прав потребителей услуг. Здесь и вопросы поддержки и развития общественного самоуправления граждан организаций, самоорганизации, здесь и такой очень важный момент, на наш взгляд, при утверждении правил застройки и землепользования предусмотреть обязательное проведение публичных обсуждений процедур с участием общественных средств массовой информации. Чтобы это не было келейно, для того чтобы мы здесь максимально открыто и транспорентно эти вопросы решали.
Я хочу, пользуясь случаем, выразить, конечно, колоссальную благодарность региональным властям, Законодательному Собранию и Губернатору по поводу принятия Закона «Об игровом бизнесе». Это очень правильно было сделано, т. к. сегодня есть возможность начать работу по ликвидации. Сегодня, так называемых «игровых» столбиков«в городе Красноярске уже нет, а буквально в ближайшие дни, я думаю, мы начнём работу и по сносу павильонов. Я могу только за себя говорить, я инициирую в своём округе этот вопрос. Постараемся, чтобы не было в Студгородке ни одного игрового павильона. И здесь есть нормативная база, которую создал региональный законодатель, поэтому не всё у нас плохо, нужно эти вопросы обсуждать и решать.
Обсуждался также вопрос, о котором говорили сегодня в самом начале, это всё же об отсутствии закона о статусе депутата представительного органа местного самоуправления. Это важный момент, потому что вы все прекрасно знаете, что этот закон утратил силу и возникает ряд вопросов, которые нуждаются в неотложном разрешении.
Мы договорились на заседании нашей секции, и председатель комиссии по законности и правопорядку Юрий Константинович Абакумов предложил, обсудить эти вопросы непосредственно в комиссии Законодательного Собрания. Я думаю, что эти вопросы также будут обсуждены и актуализированы.
И последнее, наверное, что я хотел сказать, об ответственности.
Вы знаете, на мой взгляд, граждане не делят власть на законодательную и исполнительную, они считают так, что мы — власть, и все вопросы должны решать вместе, поэтому ответственность общая.
Юристы знают, что в древнеитальянском городе Фурия был обычай: каждый, кто хотел внести какой-нибудь закон, выходил на центральную площадь с верёвкой на шее.
Для чего? Чтобы быть немедленно удавленным в случае того, если этот закон не находил поддержки общества!
Спасибо.