На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Доклад председателя Иланского городского Совета О. А. Ольхименко

19 апреля 2006 года


Уважаемые делегаты, гости, уважаемый президиум!

Я представляю здесь, на Съезде городские поселения и, пользуясь возможностью, хотела бы сказать о тех проблемах, с которыми мы столкнулись, внедряя в жизнь 131 Закон.
Одна мудрость гласит: «Не дай бог жить в эпоху перемен». При этом нам «повезло», перемены нам принес 131 Закон. Но как говорится: «не так страшен черт, как его малюют», поэтому мы активно взялись за его внедрение и исполнение. Долго разбирались с полномочиями, пока наконец 199 Закон всё не расставил по своим местам.
С одной стороны, мы получили, согласно Закону, некоторую самостоятельность в решении вопросов местного значения, а с другой — ответственность за исполнение полномочий, частично подкрепленную финансами.
Сегодня в большинстве своем муниципальные образования являются дотационными. Таким образом, нам приходится пробиваться сквозь «цепочку» финансирования: край — муниципальный район — городское поселение.
Не секрет, что наш бюджет формируется, в основном, за счет имущественных налогов, все остальные переданы на уровень Федерации и субъекта. На сегодняшний день муниципальные образования поселений получают собственных доходов в количестве 10 процентов от доходов физических лиц. Налоги на прибыль и имущество предприятий уходят в муниципальные районы, местные налоги составляют мизер. И как бы мы ни старались, они ни в коей мере не решают всех проблем поселения, происходит снижение доли собственных доходов местных бюджетов.
Например, чтобы в полной мере зачислить в бюджет земельный налог требуются большие финансовые и организационные вложения: кадастровая оценка земли, оформление реестра, опубликование, отработка с налоговой инспекцией процедуры взимания и так далее. В общем, теоретически все просто, а практически — увы!
Хотя и существует система межбюджетных отношений, где четко определены собственные доходы муниципалитетов от местных и региональных налогов, а также определена доля федеральных налогов, которые поступают в местный бюджет муниципального образования, но норматив отчисления федеральных налогов мог бы быть и выше. Это дало бы возможность муниципалитетам продуктивнее решать вопросы местного значения.
Далее — определение собственника муниципального имущества в законодательстве расплывчатое.
Если это орган местного самоуправления, то: в каких пределах определяются его права как собственника, и на какое конкретно имущество? Возникают некоторые правовые трудности, связанные с его приватизацией и отчуждением.
Таким образом, самостоятельное и ответственное решение муниципалитетом каких-либо вопросов местного значения возможно только при наличии достаточного количества собственных средств. Их недостаточно, а ответ перед избирателями нам держать нужно.
Несколько слов о кадровой проблеме. Предложенная краем структура и численность работников городского поселения (таких как города Иланский, Уяр, Ужур) совершенно не отвечает требованиям ст. 14 Закона «Вопросы местного значения» 131 ФЗ. Мы не раз обращались со своими предложениями в адрес администрации края, в Законодательное Собрание.
Ведь дело не только в количестве чиновников, а в объеме работы по определенным нам Законом полномочиям. И КУМИ, и служба заказчика, и архитектура — это именно те важные подразделения, которые обеспечивают жизнедеятельность территории.
Позволю себе небольшой пример.
На протяжении ряда лет администрация края ориентировала муниципалитеты всех уровней на необходимость разработки и корректировки градостроительной планировочной документации. Мы изыскали часть собственных средств (500 тыс. руб.), активно включились в работу, при этом рассчитывая на помощь и поддержку края, надеясь, что наш город войдет в целевую программу «О территориальном планировании градостроительного развития Красноярского края», тем более он был в проекте. Но нас благополучно оттуда исключили.
И чем дальше мы, городские поселения, углубляемся в реализацию Закона, тем больше понимаем: одной, «законной» рукой он дает нам самостоятельность, а другой, «административной» отбирает и передает на уровень «муниципальный район».
Необходим стимул для развития, а для этого очень важно, чтобы исполнители Федерального Закона обратили внимание на городские поселения и построили с нами взаимодействие.
В заключение хотела сказать: никто нас во власть не тянул, мы пришли сюда сами, поэтому давайте все вместе работать так, как сказал один литературный герой: «Надо работать так и жить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», — те, которые нам отводит наш депутатский срок.
Благодарю за внимание, надеюсь на тесное сотрудничество