На главную | IV съезд

IV съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2006 года)

Резолюция IV Cъезда депутатов Красноярского края

29 июня 2006 года


18—19 апреля 2006 года

За период, прошедший со времени III Съезда депутатов Красноярского края, произошли серьезные изменения как в политической, так и социально-экономической сфере, способствующие раскрытию новых возможностей и более эффективному использованию огромного потенциала края.
Наиболее значимым событием является объединение Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, создающее благоприятные условия для дальнейшего развития производительных сил края, роста благосостояния его жителей и знаменующее начало интеграционных и мобилизационных процессов в Российской Федерации.
Законодательная и исполнительная власть края сумела повысить эффективность своего взаимодействия в защите интересов края как в отношениях с федеральными органами власти, так и с финансово-промышленными группами.
Федеральным Правительством приняты предложения края по содержанию среднесрочной Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года, одобрены проекты формирования крупных производственных объектов в Нижнем Приангарье и в других территориях края.
Возросла эффективность работы с крупными хозяйствующими субъектами, следствием чего является рост налогооблагаемой базы и, соответственно, краевого бюджета, который вырос к 2006 году со времени III Съезда более чем в два раза. Это, в свою очередь, позволило своевременно выплачивать заработную плату бюджетникам, обеспечивать рост доходов населения, компенсировать субсидиями тяжелую нагрузку, выпавшую на долю населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики.
Имел место рост объемов промышленного производства — значение индекса промышленного производства в 2005 году по отношению к 2003 году оценивается на уровне 106,9 процента. Высокие темпы роста инвестиционных вложений (на 47,8 процента в 2005 году по сравнению с 2003 годом) в перспективе позволят значительно увеличить объемы и темпы экономического роста в крае. В последние годы в крае отмечается устойчивая динамика интенсивного роста объемов жилищного строительства. В 2005 году введено в действие 734,6 тысячи кв. метров общей площади квартир и жилых помещений, что на 27,6 процента больше, чем в 2003 году.
Положительная динамика деятельности организаций подтверждается ростом числа прибыльных организаций — на 11 процентных пунктов по сравнению с 2003 годом.
Снизился уровень безработицы: по данным Красноярсккрайстата, реальный уровень безработицы в крае в 2005 году составил 9,0 процента, а в 2003 году — 9,7 процента.
Развитие экономики способствовало росту среднедушевого денежного дохода населения, который по сравнению с 2003 годом вырос на 12,6 процента в реальном исчислении и составил 7558,2 рубля. На протяжении ряда лет по величине среднедушевого дохода Красноярский край опережает соседние регионы и занимает первое место среди регионов Сибирского федерального округа.
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника за 2005 год составила 10377,2 рубля и увеличилась реально на 15,8 процента по сравнению с 2003 годом. По величине заработной платы край занимает первое место среди субъектов Сибирского федерального округа и двадцатое место среди регионов России.
Рост доходов населения обеспечил устойчивый рост розничной торговли, общественного питания, платных услуг населению.
Значимая и трудоемкая работа проведена по реализации федеральных законов № 131-ФЗ и № 122-ФЗ, направленных на коренную перестройку местного самоуправления и регулирование полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Проведена реконструкция структуры исполнительной власти.
Эти организационные меры позволили Совету администрации края, Законодательному Собранию совершенствовать и укреплять систему управления социально-экономическим развитием края, обеспечить в основном смягчение негативных последствий, вызванных резкими изменениями в Бюджетном и Налоговом кодексах и законодательстве Российской Федерации в области использования природных ресурсов.
Заметные изменения произошли в публичности действий краевых властей, что способствует развитию взаимодействия власти и общества.
Вместе с тем в социально-экономическом развитии края не полностью преодолены негативные явления, порожденные общероссийскими проблемами переходного периода, реализацией непопулярных среди населения реформ, недостаточно обоснованными решениями руководства края и органов местного самоуправления. В крае не удалось в полной мере обеспечить запланированные темпы развития, которые являются экономической основой проектируемых показателей роста благосостояния населения.
Не сформирована целостная система социально-экономического планирования в составе среднесрочной краевой программы социально-экономического развития, комплекса краевых целевых и отраслевых программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований, что может негативным образом повлиять на реализацию реформы местного самоуправления, динамику социально-экономических процессов, а, следовательно, и качество жизни населения.
Не улучшается должным образом качество жизни населения. Несмотря на рост средних показателей заработной платы и доходов населения в последние годы, более чем у 23 процентов населения эти доходы ниже прожиточного минимума, 1,2 миллиона красноярцев имеют среднедушевой доход не более 5000 рублей в месяц.
Серьезную озабоченность вызывает реализация в крае мероприятий, связанных с жилищно-коммунальной и земельной реформами.
Существенный рост платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, когда в некоторых муниципальных образованиях за последние пять лет плата за пользование холодной водой выросла в 12 раз, горячей водой — в 10 раз, отоплением — в 8 раз, не сопровождается ни соответствующим ростом доходов большей части населения, ни заметным повышением качества оказываемых услуг.
Перенос сроков повышения заработной платы работникам бюджетной сферы края (с 1 марта на 1 января 2006 года) и выплата им единовременной помощи не компенсировали возросших расходов на жилищно-коммунальные услуги основной части населения края. В результате в 2006 году объем средств бюджета края, выделяемых на предоставление субсидий на жилищно-коммунальные услуги, увеличился по сравнению с 2005 годом на 45 процентов и составил 3,8 млрд. рублей.
Трудное положение складывается с осуществлением земельной реформы как в части несоответствия масштабов реформы срокам и организационно-техническим возможностям соответствующих служб, так и в части финансовой нагрузки на население. Серьезные сложности возникают при организации налогообложения долей паевой собственности в сельскохозяйственных кооперативах.
Все это усиливает социальную напряженность, создает условия для выступлений населения с протестами и дестабилизации финансовых механизмов управления в территориях края.
Важнейшей проблемой для органов власти всех уровней остается состояние сел Красноярского края.
Сельские территории края по уровню экономического развития и уровню жизни населения неоднородны. Основой трудовых отношений в сельской местности являются сельскохозяйственные предприятия. Неэффективно работающие сельхозпредприятия не могут создать условия для обеспечения занятости населения и повышения благосостояния жителей села.
Средняя заработная плата работников организаций сельского хозяйства практически в четыре раза ниже среднекраевого значения.
Именно в населенных пунктах, расположенных в зоне действия неэффективных сельхозпредприятий, наихудшее положение организации гарантированной Конституцией медицинской помощи, состояния школьного образования. Именно в этих селах отсутствует возможность организации культурного досуга, занятий физической культурой, наблюдается постоянное и неумеренное употребление спиртных напитков населением. В крае имеется более 460 населенных пунктов с численностью населения ниже 100 человек, где все проблемы, присущие селу, выражены наиболее ярко.
Очевидно, что развитие местного самоуправления в таких муниципальных образованиях будет иметь особые проблемы и создаст дополнительные трудности в работе представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
По-прежнему не решаются кардинальным образом проблемы социальной сферы.
Несмотря на внедрение новых технологий и современных подходов в сферах образования и здравоохранения, разрыв между городскими и сельскими учреждениями образования и здравоохранения и качество предоставляемых ими услуг все еще остаются значительными. Обостряет ситуацию и дифференциация городского и сельского населения по доходам.
Достаточно сложную ситуацию создает изъятие из муниципальных районов полномочий в области культуры. И с методической, и с организационной стороны это резко ухудшает систему управления развитием на селе культуры, основанной на традиционных русских ценностях.
Краевыми органами власти были подготовлены поправки в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и разработаны методические пособия для органов управления культуры муниципальных образований края. В результате в 40 из 42 муниципальных районов Красноярского края обеспечены полномочия органов местного самоуправления в области культуры, как на уровне поселений, так и на уровне муниципального района.
Во всех отраслевых направлениях социальной сферы в сельской местности неудовлетворительным остается положение дел с кадрами.
Следствием недостаточного внимания к развитию и финансированию социальной сферы, в том числе из-за развала хозяйственной деятельности, во многих административно-территориальных образованиях является то, что за последние 10 лет количество школ в крае в связи с изменением количества учащихся и реорганизацией начальных школ сократилось на 283 единицы, общедоступных библиотек — на 24 единицы, учреждений культурно-досугового типа — на 122 единицы. Наряду с вводом уникального оборудования на объектах здравоохранения края за три года произошло сокращение 1743 коек в больницах, хотя край по числу коек на 10 тысяч населения занимает 7 место в Сибирском федеральном округе. При этом открыто 1400 мест дневного стационара. В 2005 году введены 3 общеобразовательных учреждения на 430 мест, помимо этого на трех объектах, ранее принятых к эксплуатации, проводилось завершение строительных работ, с учетом этих объектов общее количество введенных школьных мест составляет 2066 единиц. В то же время в 2005 году не введено ни одного дошкольного учреждения, а в реестре незавершенного строительства числится 42 объекта здравоохранения.
Продолжают оставаться тревожными вопросы воспитания подрастающего поколения. Количество детей (от 0 до 18 лет), проживающих в крае, ежегодно сокращается: если в 2004 году детское население составляло 650 тысяч, то в 2005 году — 582 тысячи. По состоянию на 1 января 2006 года в крае проживает 11 831 ребенок-инвалид. В 2005 году согласно государственным статистическим данным не обучалось в общеобразовательных учреждениях 744 ребенка в возрасте от 7 до 15 лет. Одновременно отмечен рост преступности среди молодежи в возрасте 14—17 лет.
Все это говорит о том, что в социальной сфере Красноярского края решены далеко не все проблемы. Сосредоточенные в ней сегодня материальные, финансовые и кадровые ресурсы недостаточны для создания соответствующей требованиям времени социальной системы, обеспечивающей здоровое и гармоничное развитие человека.
Серьезного внимания требует и продолжающаяся реорганизация системы социальной защиты. Огромная армия ветеранов в Красноярском крае (более 740 тысяч) в ходе реформы социальной сферы, а также жилищно-коммунальной реформы, электроэнергетики, монетизации льгот подвержена сегодня серьезным нагрузкам. Формирование эффективных механизмов поддержки, преодоление бюрократических препонов и реализация идеи «одного окна», организация обслуживания отдельных населенных пунктов — все это требует времени, большого внимания и высокой ответственности должностных лиц.
На сегодня ощущается нехватка мест в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. При коечной сети более 5000 мест для полного удовлетворения потребности в стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов требуется дополнительно 900 мест. В связи с передачей полномочий на уровень Российской Федерации по обеспечению федеральных категорий льготников жильем и спецавтотранспортом решение этих вопросов осуществляется недостаточными темпами.
Существенное количество претензий поступает в связи с имеющейся бюрократической волокитой при обслуживании ветеранов структурами жилищно-коммунального комплекса. В целом следует отметить, что, для того чтобы социальная политика была более эффективной, она должна быть в большей степени ориентирована на опережение, создавая возможности роста благосостояния людей за счет эффективного использования экономических возможностей края, а не на решение возникающих проблем и поиск механизмов защиты от их негативных последствий.
И исполнительной, и законодательной власти следует проявлять больше организованности и целеустремленности в использовании для удовлетворения интересов населения уникальных возможностей, возникших в связи с исторически важным событием — объединением края. В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» на территории края реализуются крупные инвестиционные проекты с привлечением государственных инвестиций: освоение Ванкорского нефтегазового месторождения, подготовка зоны затопления водохранилища Богучанской ГЭС, строительство 1-й очереди обхода города Красноярска автомобильной дорогой М-53 «Байкал» с мостом через реку Енисей, строительство 1-й очереди автомобильной дороги Канск-Абан-Богучаны, реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Красноярск. Из средств инвестиционного фонда планируется осуществлять финансирование инфраструктурных проектов, входящих в программу развития Нижнего Приангарья.
Учитывая внимание к региону на правительственном уровне, необходимо еще более усилить взаимодействие с федеральным центром, обеспечить необходимую финансовую поддержку социально-экономического развития края из средств федерального бюджета, расширить участие края в федеральных программах.
Еще недостаточно используются собственные возможности: в течение двух лет практически не были реализованы финансовые ресурсы, выделенные в рамках решений инвестиционных форумов, проходивших в крае в 2004—2005 годах.
Не используются должным образом соглашения о взаимодействии с финансово-промышленными группами. Слабо развивается имеющийся в этой сфере позитивный опыт.
Взаимодействие исполнительной и законодательной власти далеко от совершенства. Несмотря на значительное число принятых законодательных актов, их использование в сфере организации работы местного самоуправления, в сфере управления государственной собственностью, в развитии инвестиционной деятельности, малого предпринимательства, использовании природных ресурсов, социального партнерства требует качественного улучшения.
Необходимо совершенствование законодательной базы в сфере межбюджетных отношений, земельной реформы, трудовых отношений. В 2006—2010 годах для органов государственной власти и местного самоуправления в число важнейших задач будет входить развитие реформы местного самоуправления, земельной реформы, совершенствование тарифной политики, прежде всего в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве, и механизмов социально-экономического развития территорий.

ДЕЛЕГАТЫ IV СЪЕЗДА СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ

1. Подтвердить Резолюцию III Съезда депутатов Красноярского края: главной задачей органов государственной власти края является повышение благосостояния жителей края, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.

2. Принять закон края о государственном прогнозировании и планировании социально-экономического развития края и завершить в 2006 году доработку Программы социально-экономического развития края до 2010 года как основополагающего документа для достижения поставленной задачи и организации текущего экономического, социального и бюджетного планирования.

3. В сфере планирования социально-экономического развития края и муниципальных образований:
3.1. Рекомендовать Совету администрации края при доработке Программы учесть высказанные на Съезде замечания, предложения и предусмотреть:
— согласование целей и задач основных направлений социально-экономического развития объединенного Красноярского края на среднесрочную перспективу до 2010 года с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2009 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 38-р от 19 января 2006 года, и условиями развития производительных сил на территории Красноярского края, сформулированными в проектах развития Нижнего Приангарья и других территорий края;
— раскрытие экономических механизмов, обеспечивающих организацию Программы, их практическую увязку с компетенцией и объемами полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;
— усиление позиций по защите интересов населения за счет проектирования соответствующих показателей в сфере реальных доходов населения, дифференцировав их по различным социальным группам, в области прожиточного минимума, уровня бедности, продолжительности жизни;
— координацию работы с деятельностью органов местного самоуправления по формированию программ и планов социально-экономического развития муниципальных образований как территориальных подпрограмм Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года;
— согласование Программы с имеющимися проектами развития Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов и положениями Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»;
— рациональное применение в социально-экономическом планировании перехода бюджетного проектирования на трехлетний финансовый план и возможность повышения эффективности межбюджетных отношений в связи с организацией работы по внедрению статистических показателей деятельности муниципальных образований;
— разработку специальных подпрограмм развития занятости населения, учитывающих возможные масштабные сокращения работающих за счет продолжающейся практики банкротства предприятий, а также высвобождение людей в связи с внедрением новых технологий, повышением производительности труда, ликвидации непрофильных активов.
3.2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать программы социально-экономического развития муниципальных образований как подпрограммы Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года. В программах развития муниципальных районов предусмотреть комплекс мероприятий по решению вопросов бесперспективных, малонаселенных, труднодоступных поселений на территории края.
Рекомендовать Совету администрации разработать краевые нормативы минимальных социальных стандартов в отраслях социальной сферы и оказать консультационную и методическую помощь органам местного самоуправления при разработке ими программ социально-экономического развития муниципальных образований.

4. В сфере государственного строительства, совершенствования деятельности органов государственной власти Красноярского края:
4.1. Рекомендовать высшим органам государственной власти края:
— завершить административную реформу органов власти, принять меры по широкому информированию населения о новой структуре органов исполнительной власти, полномочиях каждого департамента, агентства, службы;
— принять все необходимые меры для неукоснительного исполнения Закона края от 30 июня 2003 года № 7—1171 «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке представления информации органами государственной власти Красноярского края»;
— разработать пакет нормативных актов, направленных на предотвращение коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления;
— предусмотреть регламентные нормы обеспечения взаимодействия органов государственной власти края с общественными организациями (в том числе с профессиональными и бизнес-сообществами) при разработке и принятии решений, затрагивающих интересы сообществ.
4.2. Рекомендовать Законодательному Собранию Красноярского края, Думе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Суглану Эвенкийского автономного округа:
— активизировать работу по подготовке проекта устава объединенного Красноярского края; проект устава в 2006 году опубликовать для общественного обсуждения;
— сформулировать согласованную публичную позицию по принципам организации Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации — Красноярского края;
— продолжить работу в рамках рабочих групп, созданных Советом губернаторов края и автономных округов, по приведению в соответствие законодательства края и автономных округов.
4.3. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации с предложением провести оптимизацию деятельности территориальных органов министерств, служб и агентств с целью исключения дублирования, максимального учета интересов регионов Российской Федерации и местного самоуправления, в частности:
— исключить практику многочисленных запросов одной и той же информации различными ведомствами;
— сократить сроки согласования и принятия решений до приемлемых;
— внести изменение в федеральное законодательство по расширению перечня информации, представляемой органами статистики и налоговыми службами органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;
— бесплатно обеспечить органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации статистической и иной информацией (имеющейся у федеральных органов власти и их территориальных подразделений), необходимой для принятия управленческих решений и мониторинга социально-экономической ситуации;
— ввести полный запрет финансирования федеральных органов власти и их территориальных органов из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации (в частности налоговых органов, учреждений исполнения наказаний и пр.);
— существенно сократить объемы платных услуг, оказываемых федеральными структурами, поскольку на практике это превращается в дополнительные поборы как для граждан, так и для органов власти.

5. В сфере организации местного самоуправления:
5.1. Рекомендовать высшим органам государственной власти края:
— завершить в 2006 году определение границ муниципальных образований, организовав «переговорные площадки» для достижения компромисса позиций органов местного самоуправления города Красноярска и Емельяновского района, города Игарки и Туруханского района;
— обеспечить необходимое финансирование работ по подготовке описаний границ муниципальных образований в соответствии с требованиями федерального законодательства;
— рассмотреть возможность принятия и реализации краевой программы подготовки и переподготовки муниципальных служащих с внедрением механизмов стимулирования повышения качества муниципальной службы (в том числе обеспечения эффективной деятельности представительных органов местного самоуправления);
— разработать и принять нормативный акт, обеспечивающий выявление и учет мнения органов местного самоуправления при принятии решений органами государственной власти края;
— подготовить законопроект по внесению изменений в Закон края «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы» (о лицах, замещающих выборные должности муниципальной службы).
5.2. Рекомендовать Совету администрации края:
— в I полугодии 2006 года провести совместно с депутатами Законодательного Собрания края и главами муниципальных образований работу по определению лимита численности муниципальных служащих с учетом требований федерального законодательства;
— организовать мониторинг хода реформы местного самоуправления, а также мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях края;
— рассмотреть вопрос оформления права собственности на муниципальное имущество для дальнейшей его передачи органам государственной власти или на поселенческий уровень;
— разработать и направить методические рекомендации о передаче муниципального имущества с районного уровня на краевой и поселенческий.
5.3. Рекомендовать Счетной палате Красноярского края организовать информационно-методическое обеспечение деятельности контрольных органов муниципальных образований края с целью внедрения единых подходов и стандартов контрольно-аналитической деятельности.
5.4. Рекомендовать органам местного самоуправления:
— разработать и осуществить комплексные мероприятия по реформированию органов местного самоуправления с целью повышения качества и эффективности деятельности, реализации требований краевого и федерального законодательства в сфере местного самоуправления;
— принять меры по повышению качества муниципальной службы, провести оптимизацию управления муниципальным образованием;
— активно внедрять формы взаимодействия с местными сообществами (организация публичных слушаний, общественных комитетов, территориального общественного самоуправления и т.п.).
5.5. Обратиться в Государственную Думу, Правительство, Администрацию Президента Российской Федерации с предложениями:
— максимально ускорить принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих разграничение имущества (между муниципальными образованиями, между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации);
— обеспечить правовое регулирование основ муниципальной службы, соответствующее требованиям Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— внести изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях регулирования статуса депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления;
— обеспечить правовое регулирование вопросов дополнительного пенсионного обеспечения (для выборных лиц местного самоуправления, для муниципальных служащих и для гражданских служащих субъекта Российской Федерации).

6. В сфере развития институтов гражданского общества:
6.1. Рекомендовать высшим органам государственной власти края:
— разработать правовые механизмы закрепления сложившихся форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления (Гражданская ассамблея и др.) с институтами гражданского общества;
— рассмотреть возможность увеличения расходов на реализацию Закона края «О краевых социальных грантах», предусмотрев в качестве приоритета увеличение грантовых средств на реализацию проектов местных сообществ и общественных объединений;
— разработать и внедрить механизмы размещения социального заказа на оказание услуг гражданам среди некоммерческих организаций;
— рассмотреть возможность принятия и реализации краевой целевой программы гражданского просвещения в Красноярском крае на 2006—2008 годы.
6.2. Рекомендовать Законодательному Собранию края принять в 2006 году закон края о взаимодействии органов государственной власти края с некоммерческими, общественными организациями, обеспечив правовые гарантии участия указанных организаций в выработке и реализации решений, прежде всего социальной политики края.
6.3. Рекомендовать органам местного самоуправления создавать условия для развития институтов гражданского общества в муниципальных образованиях, развивать практику муниципальных социальных грантов и иных форм поддержки гражданских инициатив.

7. В области соблюдения законности, укрепления правопорядка и защиты прав граждан:
7.1. Рекомендовать Совету администрации и Законодательному Собранию края в целях осуществления на территории края системного правового просвещения населения и улучшения его информированности принять соответствующий нормативный акт.
7.2. Рекомендовать представительным и исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления разработать и реализовать меры по неукоснительному соблюдению законодательства об обращениях граждан, организации их личного приема, оперативному реагированию на любые формы проявления коррупции, своевременному и открытому информированию населения о своей деятельности. Предложить в программы по аттестации государственных и муниципальных служащих включить требования по знанию законодательства о работе с обращениями граждан.
7.3. Рекомендовать Совету администрации края с учетом анализа имеющей место криминогенной ситуации на территории края:
рассмотреть возможность выделения средств на меры по профилактике правонарушений и преступности в муниципальных образованиях края, в том числе:
— на социальную адаптацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
— на поддержку службы участковых инспекторов милиции в целях укрепления правопорядка по месту жительства граждан;
рассмотреть вопрос о создании центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства;
рассмотреть вопрос о финансировании медицинских вытрезвителей в районах края за счет средств краевого бюджета.
7.4. Для снятия напряженности у большой части населения, связанной с размещением мест хранения ядерных отходов на территории края, а также размещением многих объектов без глубокой предварительной экологической проработки, предложить:
— Совету администрации края опубликовывать ежегодные отчеты об использовании средств, поступающих в бюджет края в качестве компенсации за хранение на территории края отходов ядерного топлива;
— руководству территориального управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю и другим государственным надзирающим органам усилить контроль и ответственность должностных лиц за принятием решений по размещению объектов без проведения экологических экспертиз последствий ухудшения экологической безопасности людей.
7.5. Рекомендовать органам местного самоуправления:
— усилить разъяснительную работу с гражданами, сделав акценты на вопросы защиты прав потребителей услуг;
— рассмотреть вопросы поддержки и развития территориального общественного самоуправления (ТОС) как массовой формы воспитания гражданского самосознания и самоорганизации граждан, развития конструктивного диалога с органами власти;
— оказывать содействие в создании гражданских палат и правозащитных центров;
— рассмотреть вопрос об организации работы по созданию независимого внешнего финансового контроля;
— при утверждении правил землепользования и застройки предусматривать обязательное проведение публичных обсуждений и процедур с участием общественности и средств массовой информации.
7.6. От имени Съезда обратиться в федеральные органы государственной власти с просьбой:
— ускорить принятие федеральных законов: «О муниципальной милиции», «О противодействии коррупции», «Об общественном контроле за деятельностью силовых министерств и ведомств»;
— внести изменения в статьи 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части расширения полномочий муниципальных образований в вопросах создания добровольных формирований по охране общественного порядка;
— внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения максимального наказания за изготовление и незаконный сбыт алкогольных напитков либо спиртосодержащей продукции и введения дополнительного наказания — конфискация данной продукции;
— внести изменения в статьи 20, 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации об отнесении деяний, совершенных из хулиганских побуждений, к делам публичного обвинения с обязательным производством дознания по ним, поскольку данные преступления являются одними из самых распространенных преступлений против жизни и здоровья граждан;
— внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части введения принудительной меры, ранее предусмотренной пунктом «г» статьи 97 Уголовного кодекса Российской Федерации, — о применении судом мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление и признанных нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании;
— о создании психолого-юридических консультационных центров при воинских частях;
— принять нормативный акт, регулирующий вопрос приема лома и отходов цветных металлов.

8. В области совершенствования межбюджетных отношений и финансовой политики:
8.1. Рекомендовать Совету администрации и Законодательному Собранию края:
— принять меры по развитию законодательной базы и механизмов контроля за использованием краевой казны, рациональностью управленческих затрат, соответствию современным требованиям подготовки управленческих кадров;
— совместно подготовить законодательную инициативу об отмене федеральных льгот по региональным и местным налогам либо по компенсации из федерального бюджета «выпадающих» доходов.
8.2. Рекомендовать Совету администрации края:
— разработать перечень информации, представляемой органами статистики и налоговыми службами для составления местных бюджетов органами местного самоуправления;
— до принятия бюджета на 2007 год разработать стимулирующие меры по повышению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании собственной доходной базы, повышении эффективности работы бюджетной сферы, развитии малого и среднего бизнеса, обеспечении занятости населения на территориях муниципальных образований;
— в целях сохранения доходных источников бюджетов муниципальных образований в течение финансового года проводить своевременную корректировку по сбалансированности местных бюджетов при перерегистрации налогоплательщиков в других территориях края, обеспечить взаимодействие с налоговыми органами по краю в части установления намерений и действий крупных налогоплательщиков по вопросам перерегистрации в других субъектах Российской Федерации и принятия всесторонних мер по недопущению ухода налогоплательщиков с территории края;
— проанализировать принципы организации межбюджетных отношений органов государственной власти края с муниципальными образованиями всех уровней.
8.3. Органам государственной власти края подготовить обращение в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой об увеличении численности работников налоговой службы на территории края для организации работы с налогоплательщиками в отдаленных и труднодоступных муниципальных образованиях края.
8.4. Органам государственной власти края подготовить обращения в Правительство Российской Федерации по следующим вопросам:
— о разработке нормативного правового документа в период до принятия федерального бюджета на 2007 год, содержащего положения по повышению заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в наращивании собственной доходной базы, повышении эффективности работы бюджетной сферы, развитии малого и среднего бизнеса, обеспечении занятости населения на территориях субъектов Российской Федерации;
— о принятии нормативного правового документа, определяющего состав информации, необходимой органам местного самоуправления для прогнозирования и планирования социально-экономического развития территорий, составления местных бюджетов, а также порядок представления налоговыми и статистическими органами этой информации;
— о разработке федеральной целевой программы по повышению устойчивости инженерной инфраструктуры объектов жилищно-коммунального хозяйства и организации централизованного списания кредиторской задолженности прошлых лет по налогам, погашению задолженности по льготам;
— об изучении вопроса введения на территории Российской Федерации единого уровня финансового обеспечения социальных расходных полномочий для всех субъектов Российской Федерации в целях создания равных условий;
— о сохранении районного коэффициента к пенсии лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера более 15 лет и выезжающим на постоянное место жительства в другие регионы Российской Федерации;
— о предоставлении мер социальной поддержки, обеспечении социальных гарантий (пенсионное обеспечение и социальное страхование) сельским жителям, работающим на личных крестьянских подворьях в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».

9. В области содействия развитию хозяйственной деятельности:
рекомендовать Совету администрации края:
— добиваться в соглашениях с финансово-промышленными группами более четко прогнозируемого роста налогооблагаемой базы и, соответственно, роста краевых доходов;
— более эффективно контролировать выполнение хозяйствующими субъектами принятых на себя обязательств социального характера и действующего законодательства в части предупреждения и профилактики предумышленного банкротства и иных действий хозяйствующих субъектов, создающих социальное напряжение;
— в полной мере использовать правовые рычаги, заставляющие работодателей всех форм собственности строго соблюдать трудовое законодательство в вопросах несвоевременной выплаты заработной платы и обеспечения безопасности труда. В этих целях рекомендуется органам местного самоуправления повысить эффективность работы межведомственных комиссий по рассмотрению споров, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы предприятиями и организациями, с участием представителей государственных надзорных органов: налоговой инспекции, пенсионного фонда, государственной инспекции труда, прокуратуры, профсоюзных объединений;
— разработать меры, на деле устраняющие административные барьеры для развития малого и среднего предпринимательства. Рассмотреть перечень принимаемых мер на сессиях представительных органов местного самоуправления и Законодательного Собрания края. Разработать и представить в Законодательное Собрание края проект закона края об инновационной деятельности на территории края;
— с учетом реорганизаций, происходящих в авиационной отрасли в Российской Федерации, и с целью сохранения и развития региональной авиации (аэропортов и авиаперевозчиков) разработать и представить в Законодательное Собрание целевую программу «Развитие региональной авиации в Красноярском крае в 2007—2010 годах»;
— при формировании краевого бюджета на 2007 год, учитывая социальную значимость организации пассажирских перевозок в границах муниципальных образований, предусмотреть возможность выделения средств на содержание межпоселковых дорог либо в централизованном порядке, либо внести изменения в Методику формирования фонда финансовой поддержки территорий, утвержденную Законом края «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае»;
— рассмотреть вопрос по дотированию социально значимых маршрутов пассажирских перевозок в муниципальных образованиях края;
— с целью дальнейшего развития туристической привлекательности края и качественного улучшения краеведческой деятельности принять необходимые меры по развитию туризма и сопровождающего его малого и среднего бизнеса. Рассмотреть возможность создания особой экономической рекреационно-туристской зоны на юге Красноярского края;

10. В области рационального природопользования и охраны окружающей среды:
10.1. Рекомендовать органам государственной власти Красноярского края:
— подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в федеральное законодательство в сфере недропользования, а также налоговое и бюджетное законодательство:
о необходимости дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), с направлением части средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы. При дифференциации НДПИ использовать критерий «выработанность месторождений», проработать возможность введения «налоговых каникул» при разработке новых месторождений (в том числе для нефтегазовых провинций), введения поправочных коэффициентов, используемых при расчете НДПИ;
об установлении срока получения разрешительных документов, утверждении четкого регламента прохождения документов;
о реализации принципа «одного окна» при получении разрешительных документов, позволяющих начать работы на месторождении;
об увеличении сроков действия лицензии на геологическое изучение недр до 7—10 лет по крупным объектам;
об определении критериев отнесения участков недр к участкам регионального и местного значения, содержащих мелкие и средние месторождения, и наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по владению, пользованию и распоряжению указанными участками недр;
— при разработке и освоении месторождений полезных ископаемых рассмотреть возможность реализации социальных проектов, решающих вопросы территорий, на которых находятся месторождения;
— подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части зачисления водного налога по нормативу 100 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации;
— обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением ускорить утверждение порядка осуществления государственного водного контроля и критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов;
— обратиться в Министерство природных ресурсов Российской Федерации с предложением о создании комплексной сети мониторинга лесов с использованием современных достижений науки и техники;
— привести действующее краевое законодательство в области регулирования лесных отношений в соответствие с новой редакцией Лесного кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 1 января 2007 года, в том числе с учетом предстоящего объединения Красноярского края;
— обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением утвердить порядок финансирования и реализации мероприятий, направленных на компенсацию ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам хозяйственной деятельностью;
— обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации по вопросу обеспечения своевременной разработки технического задания по прогнозу общих допустимых уловов (ОДУ) водных биоресурсов для объединенного Красноярского края;
— подготовить законодательную инициативу о внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и иные федеральные нормативные правовые акты в части установления источников финансирования (целевой экологический фонд) расходов на реализацию мероприятий в области охраны окружающей среды;
— обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением ускорить утверждение перечня объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю;
— рассмотреть возможность создания целевого экологического фонда Красноярского края с учетом действующего законодательства.
10.2. Рекомендовать Совету администрации края:
— разработать и внести в Законодательное Собрание края проект закона края об охране окружающей среды в Красноярском крае;
— разработать концепцию региональной экологической политики и программу действий краевых органов власти по ее реализации;
— разработать законопроекты, обеспечивающие в полном объеме выполнение краевыми органами власти полномочий в сфере экологии, экономические и финансовые механизмы для стимулирования природоохранной деятельности действующих субъектов;
— рассмотреть возможность разработки краевых целевых программ в сфере экологии;
— принять меры, необходимые для установления источника загрязнения реки Амыл, с целью прекращения негативного воздействия (загрязнения) и его предотвращения в дальнейшем;
— разработать мероприятия по обеспечению защиты лесов объединенного Красноярского края от вредителей и болезней леса с учетом действующего законодательства;
— рекомендовать разработать проект закона края о территориях традиционного природопользования Красноярского края;
— разработать комплекс мер по возрождению организованного рыбного и пушного промысла;
— обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением определить перечень водных объектов рыбохозяйственного значения для Красноярского края;
— проработать вопрос о финансировании проекта создания сети экологического мониторинга районов юга Красноярского края и рассмотреть возможность разработки целевой программы;
— рассмотреть возможность принятия и реализации краевых целевых программ:
по захоронению биологических отходов, трупов животных, с выделением необходимых средств для строительства биотермических ям;
по захоронению или переработке твердых бытовых отходов на территории Красноярского края.

11. В области поддержки агропромышленного комплекса рекомендовать Совету администрации края:
11.1. Рассмотреть возможность принятия и реализации краевой целевой программы «Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Красноярского края на 2006—2010 годы», предусмотрев в ней реализацию основных задач, заложенных приоритетным национальным проектом Российской Федерации «Развитие агропромышленного комплекса на 2006—2007 годы»;
при разработке программы учесть систему мер, в частности:
— обеспечение уровня государственной поддержки агропромышленного комплекса, в том числе производства продовольственных товаров, предусмотреть соответствующие средства в расходной части краевого бюджета;
— минимизацию ущерба сельхозтоваропроизводителей от диспаритета цен между сельскохозяйственной продукцией и ценами на сельскохозяйственные машины и механизмы, горюче-смазочные материалы, тарифами на теплоэнергоресурсы;
— разработку мер по государственной поддержке сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
— увеличение объемов государственного закупа зерна по интервенции для государственного регулирования цен на зерно;
— эффективные мероприятия по массовому привлечению специалистов на село.
11.2. Рассмотреть возможность организации службы объединенного балансодержателя сельских гидротехнических сооружений.
11.3. Подготовить предложения по развитию потребительской кооперации на территории края.

12. В области земельных отношений:
12.1. Рекомендовать Совету администрации края:
— разработать план мероприятий по обеспечению оформления прав на земельные участки общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения и индивидуальных земельных участков в целях реализации прав граждан на владение, пользование и распоряжение землей, обеспечить реализацию плана необходимыми финансовыми и организационными ресурсами;
— принять необходимые меры по регистрации права краевой собственности на земельные участки, сформированные в счет невостребованных земельных долей, а также в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Разработать механизм вовлечения указанных земельных участков в хозяйственный оборот;
— рассмотреть вопрос о централизованном выделении средств для проведения межевания земель, оформления документов на право собственности для отдельных категорий граждан;
— рассмотреть вопрос об образовании уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами и правовому регулированию комплекса вопросов, связанных с земельными имущественными отношениями;
— разработать и принять нормативные правовые акты о составе и содержании проектов планировки территории, составе, порядке подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, предельной численности лиц, проживающих или зарегистрированных на территории населенного пункта, для участия в публичных слушаниях по проектам генеральных планов поселений и городских округов;
— рассмотреть вопрос о стоимости услуг за работы по межеванию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
12.2. Рекомендовать главам администраций, Советам депутатов муниципальных образований обеспечить надлежащее выполнение полномочий по распоряжению земельными участками в связи с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
12.3. Органам государственной власти края подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о принятии нормативного правового акта, определяющего порядок отказа граждан от земельных участков (паев), полученных гражданами в результате межевания коллективных земель сельскохозяйственного назначения.

13. В области поддержки и развития малого предпринимательства:
13.1. Рекомендовать Совету администрации края продолжить работу по совершенствованию механизмов и форм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе в рамках краевой целевой программы «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае» на 2006—2007 годы.
13.2. Рекомендовать Совету администрации края и Законодательному Собранию края обратиться в Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации с предложениями:
— максимально ускорить процесс принятия изменений в Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» ввиду необходимости актуализации критериев отнесения юридических лиц к категории субъектов малого предпринимательства;
— при разработке и рассмотрении проектов федеральных законодательных актов, касающихся деятельности субъектов малого предпринимательства, учитывать геополитическое положение и представлять проекты для экспертизы в регионы.
13.3. Рекомендовать Совету администрации края совместно с органами местного самоуправления:
— привлекать средства федерального бюджета, внебюджетные источники финансирования для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства;
— регулярно информировать субъекты малого предпринимательства о существующих формах государственной и муниципальной поддержки малого бизнеса, оказывать консультационные, информационные и иные услуги, в том числе с помощью сети «Интернет», местных и краевых средств массовой информации.
13.4. Рекомендовать органам местного самоуправления:
— разработать муниципальные программы по поддержке субъектов малого предпринимательства, согласовывая их с краевыми органами власти и общественными организациями предпринимателей;
— на основании детального анализа социально-экономического положения территории в целях создания благоприятного предпринимательского климата использовать любые возможные формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, включая предоставление льгот по налогам, аренде и выкупу земельных участков, недвижимости и др.

14. В области социальной сферы:
14.1. Рекомендовать Совету администрации края:
— принять меры по приоритетности финансирования Программы государственных гарантий оказания населению края бесплатной медицинской помощи;
— рассмотреть вопрос о создании единой модели обязательного медицинского страхования и единого фонда обязательного медицинского страхования на территории объединенного Красноярского края;
— продолжить работу по укреплению материально-технической базы краевых и муниципальных учреждений здравоохранения для получения всеми учреждениями лицензии на осуществление медицинской деятельности;
— обеспечить финансирование строительства Красноярского государственного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой онкологический центр» начиная с 2006 года;
— рассмотреть возможность принятия в 2006—2007 годах программ:
развития начального и среднего профессионального образования края;
развития системы дошкольного образования в крае;
подготовки допризывной молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
— обеспечить краевой национально-региональный компонент образовательного стандарта необходимым финансированием;
— обеспечить финансирование дополнительного образования;
— усилить поддержку творческой деятельности молодежи, способствовать реализации потенциала молодых ученых, развитию деятельности фонда науки;
— разработать концепцию государственной семейной политики, обратив в ней особое внимание на обеспечение жильем молодых семей, государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Предусмотреть государственный заказ на трансляцию теле- и радиопередач, посвященных пропаганде ценностей семьи, формированию здорового образа жизни;
— принять меры по устранению разобщенности в работе по проблемам детства и семьи, обеспечению координации действий различных ведомств и служб;
— продолжить реорганизацию системы социальной защиты населения на основе принципов адресности предоставления мер социальной поддержки и доступности социальных услуг;
— продолжить совершенствование нормативной правовой базы, предусматривающей дополнительные меры социальной поддержки ветеранов и инвалидов, начало которой было положено Законом края от 17 декабря 2004 года № 13—2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», уделяя приоритетное внимание обязательным расходным полномочиям;
— разработать мероприятия по взаимодействию учреждений культуры и образования в проведении соответствующей воспитательной работы с молодежью;
— рассмотреть возможность принятия и реализации краевой целевой программы, направленной на сохранение и развитие культуры в муниципальных образованиях как показателя качества жизни населения — важнейшего фактора социально-экономического развития края;
— разработать новую редакцию закона края о культуре;
— рассмотреть возможность принятия и реализации краевой целевой программы по обеспечению безопасности посетителей учреждений культуры краевого подчинения;
— рассмотреть возможность создания фонда развития физической культуры и спорта Красноярского края «Олимпийская перспектива»;
— рассмотреть возможность открытия факультета физической культуры и спортивного менеджмента в создаваемом Сибирском национальном университете.
Во взаимодействии с высшими и средними специальными учебными заведениями профессионального образования разработать проект государственного и муниципального заказа по подготовке специалистов для работы в учреждениях социальной сферы в соответствии с Программой социально-экономического развития края и полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления.
Ускорить разработку нового закона об оплате труда работников бюджетной сферы с учетом отраслевой специфики.
14.2. Рекомендовать Законодательному Собранию края:
— провести публичные слушания по реализации национального проекта «Здоровье» на территории Красноярского края; по состоянию и перспективам развития рынка труда и занятости населения;
— поддержать инициативу агентства культуры администрации края о провозглашении 2007 года годом культуры Красноярского края.
14.3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
— открыть в общеобразовательных школах спортивные клубы как первичное звено системы физического воспитания, направленного на решение задач оздоровления детей и подростков, их занятость в свободное время;
— рассмотреть возможность принятия и реализации муниципальных целевых программ по сохранению и развитию культуры и памятников культурного наследия;
— рассмотреть возможность сохранения самостоятельных отраслевых отделов по культуре и спорту в структурах администраций.

15. В области жилищно-коммунальной политики:
15.1. Рекомендовать Совету администрации края:
— разработать комплексные мероприятия по реализации положений жилищно-коммунальной реформы, предусмотрев при этом меры по недопущению снижения уровня жизни населения и реальному повышению качества жилищных услуг. Непременными условиями при осуществлении жилищно-коммунальной реформы должны быть: социальная защита и поддержка нуждающихся категорий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг; сосредоточение усилий и средств на сохранности жилищного фонда, повышение его благоустройства; обеспечение бесперебойной работы инженерно-технического оборудования; усиление государственного и муниципального контроля за деятельностью жилищно-коммунальных органов, а также проведение в первом полугодии 2006 года независимой и объективной экспертизы экономической обоснованности коммунальных тарифов в городах и районах края;
— оказать методическую и организационную помощь органам местного самоуправления, особенно сельских территорий, в становлении служб жилищно-коммунального хозяйства с учетом осуществления ими новых полномочий в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ;
— публично проинформировать население Красноярского края об основах тарифной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2006—2010 годы и мерах по снижению стоимости для населения жилищно-коммунальных услуг;
— осуществить меры, направленные на развитие рынка жилья на территории края, с целью разрешения жилищной проблемы для той части населения, которая имеет законодательно закрепленное право на государственную жилищную поддержку, осуществление финансирования краевых программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, государственную поддержку индивидуального строительства жилья за счет широкого использования ипотеки и льготного жилищного кредитования, предоставления ссуд работникам бюджетной сферы. С 2007 года приступить к созданию муниципального фонда жилья для малоимущих граждан.
15.2. Законодательному Собранию Красноярского края обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в федеральные нормативные правовые акты в части:
— предоставления права нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам и участникам Великой Отечественной войны на обеспечение жилыми помещениями из средств федерального бюджета независимо от даты постановки на очередь на улучшение жилищных условий;
— внесения изменений в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (установление права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на 50-процентную скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг независимо от принадлежности жилищного фонда).

16. В области социальной защиты населения:
16.1. Рекомендовать Совету администрации края:
— рассмотреть предложения по качественному улучшению индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предусматривающих максимально возможную социальную интеграцию инвалидов в общество, повысить эффективность межведомственной координации и совершенствовать механизмы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в решении проблем ветеранов и инвалидов;
— принять меры к увеличению количества мест проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан престарелого возраста и инвалидов в условиях, отвечающих санитарным нормам;
— рассмотреть возможность предоставления льготного проезда на территории края гражданам, проживающим в отдаленных районах и направленным на лечение в краевой центр;
— рассмотреть возможность принятия и реализации краевой целевой программы «Реабилитация инвалидов» на 2007—2009 годы;
— рассмотреть вопрос об использовании средств, перечисленных на персонифицированные счета граждан в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, и эффективности применения данного механизма.
16.2. Законодательному Собранию края обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в федеральные нормативные правовые акты в части:
— включения в набор социальных услуг бесплатного проезда на пригородном автомобильном или водном транспорте, при отсутствии пригородного железнодорожного транспорта;
— восстановления права на обеспечение спецавтотранспортом инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения (при наличии соответствующих медицинских показаний), и определения органов власти, ответственных за решение этого вопроса;
— определения порядка предоставления донорам, сдавшим в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам (или гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России»), льготных путевок для санаторно-курортного лечения, а также порядка учета и расходования средств на предоставление данной меры социальной поддержки;
— приведения в соответствие с федеральным законодательством постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» в целях исключения из него федеральных льготников;
— увеличения размера базовой части трудовой пенсии до прожиточного минимума, в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— увеличения размера ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, в частности членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
— предоставления права лицам с ограниченными возможностями подавать в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявление об отказе от получения набора социальных услуг через социального работника, осуществляющего за ним уход, без нотариальной доверенности;
— увеличения базовой части трудовой пенсии на районный коэффициент;
— увеличения пределов повышенных отношений заработной платы для исчисления пенсий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
— внесения изменений в федеральные нормативные правовые акты в части упрощения процедуры назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам за счет средств государственного социального страхования путем исключения из перечня необходимых документов для назначения пособия трудовой книжки и справки с места работы другого родителя;
— выделения средств из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности;
— внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 «Об утверждении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» по восстановлению прав пенсионеров, выезжающих из районов Крайнего Севера к месту проведения отдыха и обратно.

17. Поручить президиуму Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края обобщить предложения делегатов Съезда, высказанные в ходе обсуждения представленных документов на пленарном и секционных заседаниях IV Съезда депутатов Красноярского края, и выпустить их отдельным изданием для использования в практической работе органов государственной власти и местного самоуправления.