На главную | II съезд

II съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2001 года)

В. В. Овчинников — первый заместитель Губернатора края

18 апреля 2001 года


Я понимаю, что уже все сегодня устали — и мы, и вы. Поэтому коротко, в нескольких словах я бы хотел ответить на те яркие выступления, которые были, которые затрагивают всех нас. Сказать, как всё это начиналось три года назад, и как, по крайней мере, мы со стороны администрации видим общую задачу по совместной работе с депутатами.

Первое. Что я вынес? Конечно, очень много эмоций, особенно, на цифрах. Я могу сказать, что с эмоциями на цифрах надо быть осторожными.

Мы с Губернатором посоветовались и решили, что вот такую книжку — «Красноярский край в цифрах» — мы размножим. И мы вам обещаем, что каждому из вас пришлём её, потому что цифры немножко говорят о разном: то, что здесь говорилось, и то, что есть в Главном статистическом управлении.

По селу. 1999 год. Было падение 96,87 процента — это производство в селе. 2000 год — 115,8 процента. То есть, сдвиги есть.

На 1998 год 10 процентов сельскохозяйственных предприятий находились ниже рентабельности. В 2000 году (и благодаря хорошему урожаю, и программе. Миков говорил, что программу приняли) 42 процента предприятий находятся на нулевой ступени рентабельности.

Поэтому есть и положительные сдвиги, есть и проблемы. И эти проблемы мы совместно с вами будем решать.
Теперь я бы хотел ответить депутату Клюкину. Депутата Клюкина здесь нет. Я специально акцентирую на этом внимание.

Почему? Потому что в настоящее время администрация края достаточно активно работает по разным вопросам, в том числе по ядерным отходам с тремя депутатами Государственной Думы — Романов, Юрчик и Генералов. Вот и фактическое отношение. Да, вопрос поднят очень острый, в том числе и для администрации края, и для населения. Мы понимаем, что в Москве в настоящее время идут серьёзные подвижки по этому вопросу, но из Государственной Думы нет ничего ни в виде документов, ни в виде писем, ни в виде обращений.

Я сегодня у председателя Законодательного Собрания спросил: «Что-то есть? Присылали ли вам?». Он говорит: «Мне, по крайней мере, ничего не присылали».

Я всё-таки скажу об атомных отходах. Да, сейчас обсуждается вопрос о ввозе атомных отходов из-за границы. Но нам сюда поставляют российские ядерные отходы и цена их не 300-600 долларов, как они сейчас говорят, а 50 долларов. И за это энергосистемы атомных электростанций не платят. Хотя собираемость по энергетике составляет 97-100 процентов по разным регионам. Поэтому, пока долги со стороны Украины не будут выплачены, пока в денежной форме не будет установлена нормальная цена, в том числе и на внутренние атомно-ядерные отходы — разницы нет никакой, какие отходы хранить: привезённые с Украины или с наших атомных электростанций. Пока не будут платить одну цену — это рыночная экономика — администрация не будет согласовывать ввоз радиоактивных отходов сюда. Будут деньги, будет цена, тогда будем смотреть.

Следующий, очень острый вопрос — это энергетика. Вопрос по энергетике стоял ещё с лета прошлого года, причём вопрос стоял серьёзно. Вы знаете, что летом у нас вставали и бастовали угольщики, потому что им не платили. Далее, угольщики в конце февраля — начале марта вообще встали. И у нас на ТЭЦ-3 оставалось запасов приблизительно на 2-3 дня при нормативах — 45 дней.

В 1999 году энергетики получили 1 миллиард 200 миллионов прибыли, в 2000 году — баланс отрицательный. За первый квартал со стороны энергетиков ничего не было вложено по подготовке к зиме, по восстановлению линий электропередач (почти 2 тысячи километров проводов сняли, брошенные трансформаторы, сети). Эта проблема решалась. В конечном итоге стало ясно, что откуда-то надо взять деньги, подняли тариф.

Теперь о том, как подняли тариф. Тариф подняли таким образом, чтобы краевой бюджет не понёс ущерба. В настоящее время доходы со стороны энергетиков в виде налогов за счёт поднятия тарифа и расходы краевого бюджета за оплату тепла и электроэнергии сбалансированы. Они составляют ноль.

Единственная проблема — по городу Красноярску. По городу Красноярску дополнительных расходов 408 миллионов, дополнительных доходов — 212 миллионов. 195 миллионов рублей — дисбаланс. Сейчас этот вопрос решаем. Мы надеемся, что этот вопрос мы решим вместе с вами, с депутатами.

Теперь о двух планах экономического развития. Никаких двух планов экономического развития нет! С Законодательным Собранием администрация работает в одном ключе. Есть один план экономического развития до 2010 года, он обсуждался неделю назад в этом зале, в кругу широкой общественности. В его создании принимали участие: «Союз красноярцев» (Сергиенко), Академия Наук (ведомство Шабанова), депутаты Законодательного Собрания, главы администраций.

Есть один план социально-экономического развития, который мы предложили на суд общественности. И я думаю, что в том виде, в каком концепция была принята, вы сможете получить её на руки, сможете участвовать в её дальнейшем продвижении.

И последнее, что я хотел сказать. Вы знаете, что три года назад, когда начали работать, вы знаете, 80 процентов было зачётов. Зачёты шли по подоходному налогу. Взять, например, город Шарыпово 30 процентов живых денег из краевого бюджета, 180 миллионов он собирает собственной базой и всё зачёт, даже по подоходному налогу. Коэффициент 2,5. То есть, реально бюджет города Шарыпово в бюджет получал за счёт своих налогов 180:2,5. Поэтому была очень высокая задолженность по заработной плате. По «коммуналке» там вообще 14 месяцев была задолженность. В месяц собирали всего 47 миллионов рублей. В течение 1988 года — 47, 72, 90, в декабре собрали 120 миллионов, при расходах только на жизнеобеспечение 600 миллионов. В 1999 году, в апреле, собрали первый миллиард. Сейчас стабильно мы собираем около 1 миллиарда в месяц. Никакой инфляцией это объяснить нельзя, можно объяснить только волевыми усилиями, которые заставили и предприятия платить налоги, с одной стороны, и администрации всех уровней очень бережно относились к бюджетной копейке, с другой стороны. Можно по-разному к этому относиться, но в конечно итоге сейчас в бюджетной сфере у нас нет задолженности по заработной плате. Мы в прошлом году нормально подготовились к зиме, хотя 57 градусов ниже нуля было, мы её все-таки пережили. А вы знаете, до этого у нас сплошные аварии были, только дыры мы и затыкали.

Теперь по задаче. В конечном итоге долги у нас с 7 до 3,5 млрд. сократились, но всё равно бюджет находится в достаточно тяжёлой ситуации. Поэтому сейчас администрация ставит перед собой задачу и хотела бы найти поддержку у депутатов всех уровней в следующем.

Здесь много говорилось о социальных нормативах. Да, нужны социальные нормативы. Северный завоз, Туруханский район. В прошлом году начинаем с главой обсуждать, сколько им надо бензина. Конкретно — УАЗ. Сколько на него надо? Он ставит пробег 100 тысяч километров. Спрашиваю: «Сколько у тебя вообще километров дороги, по которым ходит УАЗ?» — «Сто километров». Это тысячу раз в течение зимы УАЗу надо «сбегать».

Соответственно, почти на 30 процентов сократили в прошлом году северный завоз. Зиму нормально прожили. Теперь никаких вопросов нет, но остаются другие вопросы. Например, у нас есть населённые пункты, куда вообще ведёт железная дорога и мы там замораживаем свои активы на всю зиму, мы завозим: топливо, ГСМ, продукты. Всё это лежит, потихоньку зимой съедается. Но это не 10 миллионов, это 250 миллионов рублей. Это общая задача, вот один из нормативов.

Вторая проблема — коммунальная сфера. Для бюджета уголь был в этом году 96,5 рулей тонна. Начинаем разбираться, приходим конкретно в котельную, разбираемся — 160 рублей на выходе. Кто платит? Бюджет! Начинаем разбираться, почему так платят, оказывается всё очень просто. Есть гортоп, который дополнительно берёт за то, что он с железной дороги забрал сгруженный уголь, погрузил на машину экскаватором (три человека работали), привёз его в котельную, сгрузил и берёт за тонну 50-60 рублей. Со стороны краевой администрации, к сожалению, норматив здесь ввести нет возможности. Это прерогатива только местной и районной власти. Вы знаете, что у нас почти половина бюджета — это коммунальное хозяйство. Здесь требуется очень аккуратное введение нормативов, чтобы не ущемлять социальные интересы населения, но вместе с тем, нам необходимо сокращать расходы. В этом направлении и надо двигаться.

Строительство. Вводим школы, больницы, все это требует оптимизации. Поэтому я бы хотел предложить вам следующее. В каждом районе, в каждом населённом пункте должны понять, что необходимо им для жизнеобеспечения — это и есть тот социальный норматив. Он от вас должен прийти к нам сюда. Мы должны объединить усилия. Мы сейчас эту работу ведём.

Поэтому я за то, как написано на лозунге — «объединить силы». В этом направлении двигаться вместе для того, чтобы в конечном итоге в крае у нас стало чуть- чуть лучше, люди стали чуть-чуть добрее, чтобы как-то немного веселее нам всем работалось.

Спасибо за внимание.