На главную | II съезд

II съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2001 года)

В. Н. Криволуцкий

18 апреля 2001 года


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я хочу начать своё выступление вот с чего. Один из предыдущих выступающих говорил о том, что средства массовой информации задали ему вопрос: «А нужен ли этот второй съезд?». В последнее время стали такие вопросы задаваться. Это не только промелькнуло в одной из газет, но и меня лично спрашивали. Есть мнение, что проведение такого съезда — лишняя трата средств, и что, якобы, этот съезд проводится с целью отработки предвыборных технологий по выборам депутатов Законодательного Собрания, которые будут в декабре.

Я хочу сказать, что когда собирали первый съезд, когда родилась эта идея, до выборов было очень далеко. В 2000 году произошла смена депутатского корпуса. Я присутствовал на первом съезде и удостоен чести присутствовать на втором. Я глубоко сомневаюсь, что эта цель сегодня преследуется организационным комитетом по работе этого съезда.

Мы обсуждаем вопрос по взаимодействию. Мы всё прекрасно понимаем, живём мы на местах, мы с людьми общаемся каждый день, всю обстановку знаем. А слова-то с делом расходятся у нас! А расходятся в том плане, что не все законы, не все постановления, решения мы доводим до конца. Контроль за исполнением этих решений далёк от желаемого.

В 1996 году, когда возродили нас, депутатов, мы пришли на «нулевую» правовую базу. У нас был один Федеральный закон — «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ну, и что? Начали мы с нуля. Я был избран председателем Уярского районного Совета. И мы начали работать над Уставом, над правовой базой районного Совета, и если бы не депутаты (председатель комиссии — Новосельцев Валерий Иванович, к Александру Викторовичу я постоянно обращался), организационный отдел Законодательного Собрания, правовое управление мы бы так и остались на уровне 1996 году.

Не такие мы все умные, не так мы способны и знаем все эти законы, потому что у нас у всех есть своя работа, практически никто не работает на постоянной основе. И вот этот разрыв между знанием закона и его исполнением, вот эта брешь в работе Законодательного Собрания есть. Я приведу пример. Исполнительная власть. Вот здесь она работает на порядок выше, чем Законодательное Собрание. Посмотрите: ассоциации глав, постоянные семинары. У нас совсем по-другому. Вопрос выносится на Координационный совет, созданный съездом, но ведь он не решался на территории, всё в зале заседания.

Не надо лукавить, что мы — «депутаты, всенародно избраны, мы влияем на обстановку». Ни на что мы не влияем! В Законе предусмотрено, что представительный орган — это «юридическое лицо» со всеми вытекающими отсюда последствиями (финансы, смета расходов и всё остальное). На самом деле ничего этого нет! Кто владеет финансами, тот и командует. У нас ситуация какая? Исполнительная власть — это люди, нанятые населением для решения тех проблем, которые существуют на территории. Депутаты — это люди, которые наделены полномочиями, чтобы контролировать эту исполнительную власть, ведь разделение властей — не есть «делёж власти». Нужно, чтобы каждый занимался делом в пределах своей компетенции. Да, без финансовой основы местному самоуправлению (из-за того, что карман пустой и на 80 процентов дотационный) невозможно командовать. Командовать нечем! Что сверху дадут, чётко обозначено: часть денег по целевым программам, часть денег по коммунальному хозяйству, по медицине и по всем остальным. И всё. На I съезде поднимали вопрос о том, чтобы совместно с исполнительной властью разработать минимальные социальные стандарты. Не виновата территория, что нет у неё производства, что не стоит Алюминиевый завод на территории Манского района. Нет его там, нет там налогов от алюминия. Но люди-то там живут, они должны жить не хуже, обеспеченность на душу населения в Красноярске не может быть меньше, чем в Манском районе. Идея хорошая была, вроде бы всё озвучено. До сих пор ничего нет.

Теперь мы много говорим о социальных программах. Прекрасно, что это всё принято, Надежда Иванова по этому поводу выступила, замечательно всё. Честь и хвала этой администрации, что повернулись к нам лицом. Но откуда деньги брать на эти социальные программы и кому сегодня на селе помогать? Предприятия и сельхозпредприятия не могут приобрести сельхозоборудование, не могут вспахать землю. А как им помогать, если сидят рабочие, зарплату получить не могут. Давайте тогда всем платить.

И в заключении я хочу поблагодарить депутатов Законодательного Собрания за то, как они работали и помогали местным депутатам.

И последнее. Выпускали «Депутатские вести», я бы попросил, чтобы продолжили работу по выпуску «Депутатских вестей». Если законы сконцентрированы в одном документе, это очень сильно помогает. Да и мнениями обмениваемся, по фотографиям друг друга начинаем узнавать.

Спасибо за внимание!