На главную | II съезд

II съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2001 года)

А. А. Фомин — депутат Государственной Думы от Новосибирской области

18 апреля 2001 года


Добрый день, уважаемые коллеги!

Очень рад сегодня присутствовать на вашем съезде, очень благодарен за возможность выступить.
Сегодня много говорилось о необходимости консолидации исполнительной и законодательной власти Красноярского края. Так получилось, что за последние полгода я уже третий раз участвую в различных мероприятиях, проводимых в Красноярске, и хотел бы сказать, что необходимость консолидации, которую, надеюсь, понимают все, находящиеся в этом зале, понимают и в Государственной Думе.

Дело в том, что я, являясь депутатом от Новосибирской области, одновременно являюсь председателем межфракционного объединения «Сибирское соглашение», которое объединяет депутатов (почти 60 человек), избранных от 19 сибирских территорий. Я думаю, что это пример того, как мы, представители разных политических взглядов, идеологических убеждений, смогли объединиться и договориться о совместной работе по защите интересов наших территорий.

Не секрет, что уровень лоббизма в Москве гораздо более сильно представлен, чем в территориях. Это обусловлено и тем, что мы имеем гораздо меньше депутатов, и многие депутаты, которые считаются сибирскими, давно живут в Москве. Но, тем не менее, никто из этих депутатов не отказался представлять интересы сибирского региона.

Ещё одна очень важная причина, которая заставила нас объединиться — это проблема продвижения законодательных инициатив наших сибирских территорий. Сегодня уже много говорилось о несовершенстве наших законов (федеральных и региональных) и то, что сейчас предпринимаются серьёзные попытки со стороны Президента и администрации Президента привести региональные законы в соответствие с федеральными, можно в принципе приветствовать. Единственная проблема — когда мы говорим о диктатуре закона, мы должны прекрасно отдавать отчёт, что во многом и федеральное законодательство несовершенно. Мы сегодня сталкиваемся с тем, что в Государственной Думе находится порядка 500 законов, которые были приняты в первом чтении ещё предыдущей Думой, и большая часть из них отклоняется, возвращается в первое чтение, потому что они уже отстали от требований сегодняшнего времени.

И поэтому, говоря о диктатуре закона, о приведении законов в соответствие мы должны иметь в виду всё-таки двустороннее движение, встречное движение. Не только местное законодательство должно приводиться в соответствие, но в свою очередь и федеральные законы должны соответствовать сегодняшнему времени.
К сожалению, очень часто те формальные нарушения, которые есть в региональном законодательстве, связаны с тем, что наше федеральное законодательство или не успевает, или оставляет большие «белые пятна». Наиболее наглядный пример — в прошлом составе Думы было выдвинуто 225 законодательных инициатив от наших сибирских территорий. Хочу сказать, что только 8 из них прошли все процедуры. Эффективность сверхнизкая!
Именно поэтому мы хотели бы работать в тесном контакте с представителями всех законодательных и представительных органов власти Сибири. Совсем недавно (месяц назад) на заседании Совета округа и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» было поддержано предложение нашего депутатского объединения о проведении съезда депутатов Сибири.

И мне было очень приятно узнать, когда я сегодня летел в Красноярск, что оказывается, что такой съезд уже был в 1992 году в Красноярске. Было бы конечно очень символично, если бы очередной съезд всех сибирских депутатов прошёл именно здесь. Я думаю, что в этом плане Красноярск этого заслуживает.

Мне бы хотелось сказать, что актуальность сегодняшнего съезда определена ещё и тем, что, присутствуя на этом съезде, у меня постоянно было такое чувство, что где-то и в чём-то я участвовал. Вы знаете, мне это напомнило съезд народных депутатов СССР: достаточно большое количество избранных депутатов; много резких острых выступлений; постоянные обсуждения в кулуарах. Если вспомнить, когда проходил тот съезд, то, наверное, действительно прав был Президент России Владимир Владимирович Путин, когда он говорил в своём Послании, что революционное время закончилось, надо переходить к эволюции. И сейчас действительно необходимо, чтобы мы, представители законодательной власти, смогли совместно работать над процессом законотворчества.

Сегодня есть объективные проблемы и мы их в полной мере сегодня почувствовали. Это проблемы во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти. Не в плане оправдания, а в плане констатации факта я должен сказать, что сложилась такая ситуация, как бы мы не старались, когда население в большей степени всю ответственность, все проблемы возлагает на исполнительную власть. То есть, уровень спроса, ответственности у исполнительной власти больше. В то же время, понимая это, мы могли в большей степени взять на себя вопросы, связанные с выработкой стратегии. К сожалению, на сегодняшний момент вопросами выработки стратегии в целом страны и отдельных регионов, отдельных территорий Сибири занимаются каждый по отдельности. Я могу об этом говорить на примере выработки стратегии развития Сибири. В ноябре прошлого года Президент России дал поручение разработать эту стратегию и летом она должна появиться.

На сегодняшний момент есть Экспертный Совет Сибирского федерального округа, есть Сибирское отделение Академии Наук, есть отдельные представители крупного бизнеса, но чаще всего эта работа ведётся нескоординированно. И в этом плане даже то, что сегодня здесь прозвучало — в Красноярском крае есть два плана социально-экономического развития — в полной мере характеризует данную ситуацию.

И вторая проблема (я вернусь к началу своего выступления) — это проблема взаимоотношения федеральной и местной властей. Действительно, на сегодняшний момент можно только приветствовать ту работу, которая проводится по сохранению Федерации. Но в то же время мы должны себе отдавать отчёт, что уровень централизации власти, уровень централизации материальных, денежных средств может привести к тому, что регионы останутся без реальных рычагов влияния на социально-экономическую ситуацию у себя в регионе.

Конкретный пример. В прошлом году нам удалось всё-таки совместно с исполнительной дирекцией Сибирского соглашения, с администрациями краёв и областей кое-что изменить в бюджете. В 15 раз было увеличено финансирование инвестиционных проектов на территории Сибири. Но это очень мало. Прозвучало, что теперь федеральный бюджет будет делиться на две части: одна часть минимальная, которая будет гарантировать минимальный уровень жизни на территории, а вторая часть будет централизованно собираться в Москве. И мы понимаем, что это опять создаёт проблемы в решении вопросов, связанных с социально-экономическим развитием территорий. Я думаю, что в этом плане было бы правильным от этого представительного съезда обратиться и в Правительство, и в Администрацию Президента с предложением — дать возможность и регионам иметь тоже два уровня бюджета: один уровень — минимальный, то, что регион должен выполнять, а второй — всё, что сверх плана должно оставаться в регионе и идти на развитие региона.

И последнее. Я хотел бы действительно пожелать удачной работы нашему сегодняшнему съезду и пригласить подавляющее большинство участников этого съезда принять участие в съезде сибирских депутатов. И перефразирую известный лозунг — «Депутаты Сибири, объединяйтесь!»

Спасибо.