На главную | II съезд

II съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2001 года)

В. Ф. Чащин — председатель Красноярского городского Совета

18 апреля 2001 года


Уважаемые делегаты!

Обозначенный в повестке дня нашего съезда вопрос «О взаимодействии представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления» — это отчёт о деятельности Координационного совета, который был избран на I съезде депутатов Красноярского края.

Взаимодействие представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо рассматривать через призму конституционных положений. Органы государственной власти действуют от имени и в интересах государства. Органы местного самоуправления действуют от имени и в интересах населения.

Исходя из этих принципов, первый съезд депутатов образовал Ассоциацию. И мы с вами, выполняя решение съезда образовали с вами Координационный совет в составе 107 человек. Председателем Координационного Совета являлись председатель Законодательного Собрания края А. В. Усе, его заместителями — Скоробогатов А. А. и Чащин В. Ф. Кроме того, при Координационном совете действовали 5 секций. Первый съезд депутатов, как мы убеждаемся, выполнил очень важную миссию — он создал объединение представительных органов в форме Ассоциации с тем, чтобы эффективно осуществлять региональную политику, создавать условия для обеспечения жизнедеятельности населения нашего края.

За отчетный период было проведено 7 заседаний Координационного совета и 5 заседаний президиума Координационного совета.

На заседаниях Координационного совета, которые проходили с обязательным участием представителей администрации края, партий, общественных объединений и общественности рассматривались наиболее актуальные проблемы нашего края.

О выполнении резолюций Координационного совета по рассмотренным вопросам подробно сообщалось в информационно-методическом бюллетене «Депутатские вести» (выпуск № 1, 2001 год). Надеюсь, что большинство делегатов ознакомились с этими материалами и мне нет необходимости подробно излагать отчёт о работе Координационного совета по тем вопросам, которые обсуждались.

Тем не менее можно отметить, что заседания Координационного совета в определенной степени были катализатором работы и для Законодательного Собрания, и для администрации края. К примеру, 11 октября 2000 года на заседании Координационного совета был рассмотрен вопрос «Об основных подходах к формированию Концепции социально-экономического развития Красноярского края». И как мы уже слышали, в апреле этого года проект Концепции социально-экономического развития края на период до 2010 года уже представлен для общественного обсуждения.

В соответствии с резолюцией Координационного совета были приняты важные краевые программы. Например, в мае 2000 года была принята краевая целевая программа «Стабилизация и развитие образования Красноярского края на 2000-2003 годы».

В порядке контроля на Координационном совете были рассмотрены вопросы: «О проблемах населенных пунктов края, в которых прекращена сельскохозяйственная и лесопромышленная деятельность», «О развитии потребительской кооперации в крае». Рассматривалась деятельность Канского и Туруханского районов.

В рамках деятельности Координационного совета в июле прошлого года было проведено 7 зональных совещаний. В работе зональных совещаний принимали участие депутаты Законодательного Собрания, а также депутаты районных, поселковых и сельских Советов.

Надо сказать, что итогом проведения «круглого стола» явилась подготовка проекта закона края «О внесении изменений и дополнений в Закон Красноярского края «О местном самоуправлении в Красноярском крае», который планируется рассмотреть в июне текущего года.

Следует выделить еще один важный момент, он здесь поднимался депутатом Государственной Думы Юрчиком Владиславом Григорьевичем. Это вопрос увеличения численности представительных органов. Надо сказать, что по результатам выборов 2000 года численность депутатов в районных и городских Советах возросла на 290 человек. То есть, в этом вопросе уже есть подвижки.

Я бы высказал собственное мнение. Сегодня, рассматривая проблему увеличения количества депутатов разных уровней, мы должны чётко в нашем краевом Законе прописать полномочия и обязанности депутатов, поскольку отдельные полномочия, которые прописаны в нашем Законе, недостаточны для того, чтобы депутат мог эффективно работать на территории своего избирательного округа или на территории муниципального образования.

Если рассматривать проблему избрания депутатов по партийным спискам, то я бы отметил, что здесь сегодня сложно предъявить претензии к депутатам в части связи со своими избирателями, в проведении отчётов, решение конкретных неотложных вопросов, которые задают избиратели. Поэтому увеличение их численности сегодня не решает всех проблем. Должно быть именно проявление народовластия. Мы просто должны внимательно подумать и подготовить для этого соответствующую нормативную базу.

Хотелось бы коснуться ещё одного вопроса, который сегодня существенно влияет на вопросы взаимодействия органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления.

Существующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как известно, был принят в 1996 году. Тем не менее сегодня есть серьёзные проблемы в практике его применения. Это могут подтвердить и депутаты, присутствующие здесь, поскольку, если рассматривать полномочия, которые предоставлены сегодня органам местного самоуправления (это касается и выборных лиц, это касается и депутатов), то здесь многие полномочия по своему содержанию не дают возможности эффективно осуществлять местную власть.

Достаточно привести такой пример. Когда мы берём статью 6 «Предметы ведения местного самоуправления», то встречаем большое количество обтекаемых выражений, например, «создание условий для:
— обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
— деятельности учреждений культуры;
— деятельности средств массовой информации».

Или «участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования».

Именно здесь требуются более четкие, ясные, внятные формулировки, точные конструкции. Поскольку, если к предметам ведения местного самоуправления относим такие услуги, как «обеспечение населения услугами …», то в законе следует прописать, какие именно услуги предоставляются, каков их объём и что делает местная власть.
Если говорить о городе Красноярске и рассматривать наши полномочия в охране окружающей среды, то здесь очень сложно разобраться: какие вопросы решает Федерация, какие вопросы решает краевая власть и какие вопросы отнесены к компетенции местного самоуправления.

Известно, что предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» находятся сейчас в Правительстве Российской Федерации. В Совете по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации тоже подготовлены предложения. Я обращаюсь к депутатам Государственной Думы, чтобы они очень внимательно к этому вопросу отнеслись и оказали нам реальную помощь. За это мы им скажем большое спасибо, потому что это существенно поднимет авторитет местной власти.

Хотелось бы отметить ещё один очень важный момент в плане формирования нашей местной законодательной базы. В крае действует более 40 законов края по вопросам местного самоуправления. За последние полгода приняты очень важные законодательные акты. Тем не менее, этого недостаточно. Нам так же необходимо чётко разграничить полномочия и ресурсы между различными уровнями власти, я имею в виду администрацию края и органы местного самоуправления.

За последние два года (после нашего I съезда) каких-то заметных перемен или особого прогресса у нас здесь не наблюдается. Сегодня уже упоминалось о том, что у нас до сих пор не приняты государственные минимальные стандарты. Ещё в 1996 году Указом Президента Правительству Российской Федерации было дано поручение разработать минимальные социальные стандарты.

Прошло почти 5 лет. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обещал ещё в мае 2000 года внести этот законопроект, но он до сих пор не внесён. В плане законопроектных работ Законодательного Собрания Красноярского края этот вопрос уже третий год переходит из одного плана в другой. И в этом году вряд ли мы увидим этот очень важный для нас документ, потому что тут затронуты именно местные бюджеты. От этого зависит бюджетная обеспеченность наших жителей. Красноярск в этом особенно заинтересован.

Хотелось бы попросить, чтобы депутаты Законодательного Собрания края очень обстоятельно к этому вопросу подошли и вооружили нас всех (и депутатов, и органы местного самоуправления) этим документом.

Также хотелось бы сказать, что многие вопросы, связанные с разграничением полномочий между органами государственной власти, именно в практике применения федеральных законов. Здесь я обращаюсь к депутатам Государственной Думы, потому что федеральные законы «Об образовании», «Об обороне», «О связи», «О почтовой связи» и многие другие перекладывают выполнение государственных полномочий на местные бюджеты В итоге потом уже сложно объяснять населению почему не решаются те или иные вопросы.

Хотелось бы ещё обратиться к депутатам Государственной Думы, которые так пекутся сегодня о местном самоуправлении, чтобы они основательно занялись отменой льгот для различных категорий граждан. У нас сегодня каждый второй россиянин имеет какие-то льготы. Правительство Российской Федерации ничего не может по этому вопросу пока решить, видимо, не наберутся.

Мы видим, что сегодня адресная социальная помощь оказывается людям, которые имеют очень высокий достаток, очень высокие доходы. И здесь камнем преткновения является отношение чиновников. Никто не может эту проблему решить. Я думаю, это можно отразить сегодня в Резолюции нашего съезда.

И в завершение своего выступления — о проекте положения об Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края, которое нам предстоит и обсудить, и принять.

Изменения и дополнения в существующее положение для облегчения работы выданы вам в документах, которые каждому делегату вручались, выделены в тексте «жирным» шрифтом. Я прошу на это обратить внимание.

Первое изменение касается сроков проведения съезда. Его предлагается созывать раз в четыре года и соответственно на этот срок избирать Координационный совет.

Есть предложение внести дополнения и в порядок формирования Координационного совета. Опыт работы показал очевидность включения в его состав по должности председателей постоянных комиссий Законодательного Собрания края и руководителей секций. В проекте положения предусмотрен механизм замены депутатов в составе Координационного совета в случае сложения им депутатских полномочий. Прописана в проекте процедура избрания председателя и заместителя председателя Координационного совета.

Изменения затронули и порядок формирования президиума Координационного совета. В проекте предлагается этот состав увеличить до 27 человек.

Вносится дополнение в раздел о секциях Координационного совета.

Из пункта 4.16 проекта положения предлагается исключить слова «по предложению президиума Координационного совета», так как сначала должны быть утверждены секции и их руководители и только затем должен быть сформирован президиум Координационного совета.

При принятии положения об Ассоциации необходимо обсудить возможность организационному комитету устанавливать норму представительства депутатов для участия в работе съезда.

Как показал опыт, подготовка съезда совпадает с периодом выборов органов местного самоуправления в крае, в связи с чем полномочия Координационного совета фактически исчерпываются и он не может собраться в полном составе.

Таковы основные изменения и дополнения в положение об Ассоциации.

Спасибо за внимание.