На главную | II съезд

II съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2001 года)

С. В. Генералов — депутат Государственной Думы

18 апреля 2001 года


Уважаемый председатель!

Уважаемые коллеги!

Я в своём выступлении буду говорить об инвестиционной политике в крае. Да, сегодня во многих выступлениях говорилось о том, что недостаток инвестиций в промышленность и сельское хозяйство — это одна из главных проблем экономики и сельского хозяйства. Вот я сегодня об этой инвестиционной политике, о том, что можно было бы сделать, хотел бы поговорить.

Многие говорили о том, что Красноярский край обладает огромным инвестиционным потенциалом. И согласно опуб-ликованным рейтингам по этому показателю край занимает 6 место среди 89 субъектов Российской Федерации.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические факторы: экономико-географическое положение региона, обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов, совокупный результат хозяйственной деятельности предприятий, прибыльность предприятий и объем налоговой базы, трудовые ресурсы и их образовательный уровень.

Всё это в крае есть, об этом сегодня много говорили. К этому же надо отнести и уровень развития науки, и интенсивность внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе, инфраструктурную обеспеченность, степень развития институтов экономики.

По большинству этих показателей Красноярский край существенно опережает большинство регионов России.

По обеспеченности запасами основных видов природных ресурсов край занимает второе место после республики Саха-Якутия. А, например, по обеспеченности лесными ресурсами край занимает третье место среди всех субъектов.

По объему промышленного производства в последние годы край входит в первую тройку регионов вместе с Москвой и традиционным нефтегазовым Ханты-Мансийским автономным округом.

По финансовому потенциалу, учитывающему помимо совокупного дохода предприятий края налоговые отчисления, край находится на 5 месте.

По численности экономически активного населения край находится на 12 месте.

Также 12 место среди всех субъектов Российской Федерации Красноярский край занимает по доле населения, доходы которого превышают прожиточный минимум. Это выше, чем во многих соседних регионах. Лучше ситуация только в относительно благополучных центральных районах России и в традиционных нефтегазовых провинциях.

Объективные предпосылки для интенсивного притока инвестиций в развитие экономики налицо. Тем не менее, этого не происходит. Давайте попробуем проанализировать причины.

Основная причина этого, по мнению многих экспертов, заключается в чрезмерном, риске вложения денег в красноярскую экономику. В соответствии с расчетами экономистов авторитетного журнала «Эксперт» по этому показателю край находится на 74 (!) месте среди 89 субъектов Российской Федерации.

Величина этого инвестиционного риска показывает вероятность потери денег, вложенных в предприятия, и дохода от них.

Эта вероятность определяется следующими факторами:

— юридическими условиями инвестирования;
— тенденциями в экономическом развитии региона;
— степенью сбалансированности бюджета и финансов предприятий;
— авторитетностью местной власти;
— уровнем социальной напряженности;
— уровнем преступности в регионе.

По степени финансового и экономического риска край занимает, соответственно, 12 и 17 места в России.

По уровню преступности край находится на 42 месте, а по степени политического риска — на 46.

Тяжёлая ситуация сложилась в системе краевого законодательства, непосредственно регулирующего инвестиционную деятельность или затрагивающего ее косвенно.

Сегодня можно констатировать, что Красноярский край не является регионом с благоприятными законодательными условиями ни для российских, ни для иностранных инвесторов.

Рейтинг края, связанный с инвестиционным законодательством, катастрофически низок — 72-ой. И это при всех тех цифрах по потенциалу, о которых я говорил. При этом (согласно результатам опросов потенциальных инвесторов), именно законодательные условия являются важнейшим фактором инвестиционного риска.

На территории большинства регионов России действует единый общегосударственный законодательный фон, видоизменяясь в отдельных регионах (субъектах Федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий, в пределах территорий.

Существующие законодательные акты с точки зрения их влияния на инвестиционный процесс можно разбить на следующие группы:

— регулирование сфер и объектов инвестирования — определение приоритетных направлений инвестирования: отраслей, объектов, видов деятельности, сфер;
— налоговое регулирование инвестиционной деятельности — сферы и виды деятельности в регионе, льготные по налогообложению;
— предоставление финансовой помощи и кредитных льгот инвесторам и потенциальным инвесторам в данном регионе или по данной сфере деятельности;
— проведение льготной амортизационной политики, право осуществления ускоренной амортизации для отдельных отраслей экономики;
— регулирование вопросов участия инвестора в приватизации;
— обеспечение правовой защиты инвестиций и региональные законодательные гарантии.

Каждому из нас роздана большая книжка — сборник законов Красноярского края. Посмотрите по разделам, сколько у нас в крае существует законов. Вы увидите, что это самые тоненькие разделы в этой достаточно толстой книге.

Именно с этим связаны запредельно высокие оценки степени риска вложений в краевую экономику.

Для меня очевидно, что если эта ситуация не будет изменена в ближайшее время, то дефицит инвестиционных ресурсов поставит экономику края на грань глубокого системного кризиса, даже те предприятия, которые сегодня ещё работают.

На мой взгляд, в последнее время в работе законодательной и исполнительной власти преобладало «распределительное» нормотворчество. Хотя, нельзя не отметить и ряд безусловно важных решений, таких, как программа развития малого предпринимательства, принятая недавно. Но именно это приводит к критической зависимости краевых и местных бюджетов от налоговых поступлений узкого круга крупных предприятий.

Поэтому сегодня активизировать работу по расширению налогооблагаемой базы, сделать акцент на создание нормативных условий для создания новых и развития существующих производств как в краевой экономике в целом, так и в ее приоритетных отраслях.

У нас сегодня много говорилось о том, какие отрасли могут быть приоритетными в крае. Это может быть и машиностроение, безусловно, и лесная промышленность, пищевая промышленность, и сельское хозяйство.

И мне кажется, что особое внимание необходимо уделить законодательству, связанному с недропользованием. Почему соседний Ханты-Мансийский регион имеет, если я не ошибаюсь, 24 закона, направленных на регулирование деятельности в сфере освоения природных богатств, а у нас в крае этого нет?!

Может быть край так мало и получает оттого, что на его территории мало разрабатываются природные богатства по сравнению с другими регионами?

Поэтому мне кажется, что сегодня, говоря об основных задачах, которые стоят перед нами — депутатами различных уровне, нам перед собой надо поставить главную задачу — это совершенствование законодательства.

Последнее. Мне кажется, что депутатам надо брать инициативу на себя. Сегодня я здесь выступаю в нескольких ипостасях: как депутат Государственной Думы от Красноярского края; как заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике; как председатель комиссии Государственной Думы по защите прав инвесторов.

Первое, что я сделаю — открываю с завтрашнего дня приёмную по защите прав инвесторов. Это для того, чтобы проанализировать все те причины, которые мешают здесь сегодня работать предприятиям, предпринимателям, инвесторам. Я организовываю сейчас экспертную группу, которая будет работать над разработкой модельных законов, изучать опыт соседних регионов, которые достаточно серьёзно преуспели в разработке местных законов, направленных на совершенствование инвестиционной базы.

Я призываю присоединиться к работе этой экспертной группы всех моих коллег, кому эта тема небезразлична.

Спасибо за ваше внимание!