На главную | II съезд

II съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2001 года)

В. В. Трофимук — председатель Лесосибирского городского Совета

18 апреля 2001 года


Уважаемые депутаты и гости нашего съезда!

В новых общественно-экономических условиях организация и становление органов местного самоуправления проходит весьма сложно. Но, тем не менее практически везде, в том числе и в Лесосибирске представительная власть состоялась и совместно с исполнительной властью за четыре года добилась определенных успехов в повышении выпуска промышленной продукции, в решении ряда социально-культурных вопросов и других проблем, направленных на обеспечение жизнедеятельности нашего города.

Городской Совет принял основной пакет законодательных документов, регламентирующих жизнь города (включая и Устав). На заседаниях городского Совета было принято более 400 решений, охватывающих практически все сферы деятельности города, что, безусловно, нашло отражение в технико-экономических и социальных показателях Лесосибирска.

Хотя бюджет города дотационный, но по сравнению с 1997 годом объём собственных доходов увеличилсяь с 37 до 65,5 процентов, дотации из фонда финансовой поддержки в доходах города соответственно снизились с 62 до 34 процентов в 2000 году. Однако, в 2001 году собственные доходы города из-за снижения доходной базы экспортных предприятий снизятся более чем на 40 миллионов рублей при остающейся кредиторской задолженности бюджета города в 97 миллионов рублей. Это несомненно скажется на социально-экономических показателях города.

Особенностью производственной структуры Лесосибирского промышленного узла является то, что лесной комплекс доминирует в общем объеме промышленного производства (что составляет 95 процентов) и оказывает основное влияние на формирование социально-экономической ситуации в городе.

Динамика роста в лесном комплексе города наблюдается в последние годы. Так, в 2000 году по сравнению с 1999 годом производство пиломатериалов возросло на 105 процентов, производство шпалы — на 148 процентов, древесноволокнистых плит — на 104 процента.

Одной из основ деятельности органов местного самоуправления, в том числе и городского Совета, депутатов, является решение вопросов, связанных с лесным комплексом. На наш взгляд, в крае нет единой политики в лесном комплексе, хотя всем известно, что только полная переработка древесины позволит увеличить занятость населения, возродить леспромхозы и градообразующие лесные предприятия. Однако только за 2000 год из Красноярского края официально было вывезено 1 миллион 200 тысяч круглого леса, в то время как лесоэкспортные предприятия города Лесосибирска испытывали острую нехватку пиловочного сырья, вывозя его за несколько сотен километров из тайги, неся при этом колоссальные затраты. Пора остановить лесной беспредел. Да, лес в крае есть, только надо при этом учесть, что из 4 миллиардов кубометров древесины, расположенной от реки Ангары на Север, основная масса — низкорослая сучковатая лиственница, получить из которой лесоматериал мы не можем, нет технических средств обработки такой древесины.

Поэтому органам государственной власти, в том числе и органам местного самоуправления пора остановить руководителей, которые под видом расширения производственной деятельности, решение проблем занятости населения поставили на предприятиях временные пилорамы для разделки круглого леса на полуфабрикат и в последующем сомнительно его реализуют.

Если социально-экономическое развитие лесного комплекса в крае будет идти такими темпами, то мы не только уничтожим лесоперерабатывающие комплексы, но и оставим на память потомкам только рисунки ангарской сосны в энциклопедиях.

Один из очень важных вопросов, от которого зависит быть городу или нет — это вопрос железнодорожных тарифов для экспорта лесопродукции. Ведь прибыль от экспорта — это ещё и вклад в существование и развитие нашего города. Это имело место в 1999 году, но в 2000 году прибыль уменьшилась в два раза, соответственно, собираемость налогов от экспорта тоже уменьшилась в два раза.

Возможно в 2001 году вообще не будет прибыли, что приведёт не только к ухудшению жизни горожан, но и поставит под угрозу самосуществование градообразующих предприятии в целом.

Поэтому городской Совет и администрация прилагают немало усилий, чтобы продвинуть решение данного вопроса. Это и приезд в Лесосибирск Представителя Президента по Сибирскому федеральному округу Леонида Вадимовича Драчевского, и намечаемые публичные слушания в Законодательном Собрании, ряд весьма серьезных совещаний в краевой администрации, федеральном округе, Государственной Думе и Правительстве, в которых участвовали и вносили предложения депутаты Лесосибирского городского Совета.

Мы надеемся, что город получит дальнейшее экономическое, а, соответственно, и социальное развитие при транспортировке нефти и газа из северных районов края на Ачинский нефтеперерабатывающий завод, если станции их перекачки будут располагаться в Лесосибирске, как это было предусмотрено ранее в проекте освоения нефтяных месторождений края.

Несомненно, успех данной работы зависит от взаимоотношений представительной и исполнительной властей. Сегодня представительная власть наделена серьезными полномочиями, включая и контрольные функции, которые, на мой взгляд, не любит исполнительная власть. Хотя, кто любит контролеров?! Поэтому работу представительным органам приходится организовывать так, чтобы Совет не превратился в контрольно-счетную палату (чем, кстати, грешит ряд депутатов) или в один из отделов администрации, и в то же время держать под надлежащим контролем действия исполнительной власти с той целью, чтобы решать вопросы дальнейшего развития как органов местного самоуправления, так и в целом населения, для которого работают эти органы. Но не это должно быть главным в нашей совместной работе.

Для того, чтобы поднять авторитет представительной власти в современном обществе, занять активную жизненную позицию в решении социально-экономических проблем края, на мой взгляд, необходимо принять ряд законодательно-финансовых актов, которые озвучены в докладе председателя Законодательного Собрания края Александра Викторовича Усса и в выступлениях.

К сожалению, у нас, у рядовых депутатов, и у населения, у наших избирателей складывается мнение, что средства массовой информации и исполнительная власть как бы соревнуются в подрыве авторитета исполнительной власти. Как можно объяснить нашим избирателям тот факт, что бывший глава города, который набрал в 1997 году 6 процентов голосов, занимает, хоть и маленький, но руководящий пост в администрации края. И всенародное противостояние телепрограммы «ИКС» и депутатов Законодательного Собрания не проходит даром. Телевидение Лесосибирска, арендуя телевизионные устройства у городской администрации, от избытка эрудиции или по какой-то ещё причине на своем экране поставило под сомнение необходимость представительной власти. А кому сегодня нужно это противостояние, если сегодня необходимо решать много других жизненно-важных проблем?!

В заключение своего короткого выступления хочу выразить огромную признательность и благодарность организаторам нашего съезда — консолидирующего съезда депутатов, где каждый из нас в общении друг с другом может высказать свои наболевшие проблемы, получить ответы.

Пусть мы не решим кардинальных проблем, но многие из нас постараются избежать повторения ошибок, допущенных депутатами, по-новому решать свои местные проблемы, используя опыт других, что и является основной задачей съезда депутатов в сегодняшних сложных условиях.

Спасибо за внимание!