На главную | II съезд

II съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2001 года)

Резолюция второго Съезда депутатов Красноярского края

18 апреля 2001 года


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Участники Съезда депутатов Красноярского края отмечают, что в экономике края и её социальной сфере за последние два года обозначились определенные положительные тенденции.

Обеспечен ежегодный прирост валового регионального продукта. Устойчиво увеличиваются инвестиции в основной капитал предприятий.

Имеет место рост объемов производства в электроэнергетике, топливной, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, машиностроении и металлообработке, лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и микробиологической промышленности. ОАО «Красноярский завод комбайнов» увеличило выпуск машин в 2,1 раза. По объему промышленной продукции край вновь вышел на третье место среди субъектов Российской Федерации.

В 2000 году получен рост объема сельскохозяйственной продукции на 3,8 процента.

Реальные доходы населения в 2000 году составили 110 процентов к уровню 1999 года, ликвидирована задолженность по заработной плате работников социальной сферы, расширилась по ряду направлений сеть социальных учреждений. Значительно увеличился бюджет края.

Администрацией края разработано и Законодательным Собранием края утверждено более двадцати целевых программ сроком до трех лет, ориентированных на развитие социальной сферы, увеличение социальных гарантий населению.
Вместе с тем в социально — экономическом положении края ещё не преодолены негативные явления, порожденные общероссийскими проблемами переходного периода, а также ошибками и просчетами краевого руководства.
Остается низким качество жизни большой части населения. Реальная заработная плата в среднем более чем в 3,4 раза ниже уровня 1992 года, потребление основных продуктов питания — мяса и молока — значительно ниже международных стандартов. За чертой бедности находится свыше 25 процентов жителей края.

В промышленности степень износа производственного оборудования достигла 70 процентов. Многие предприятия не сумели адаптироваться к требованиям рыночной экономики, остаются неконкурентоспособными в сфере своей традиционной деятельности. Доля убыточных предприятий превышает 50 процентов.

Недостаточно используется технологический потенциал предприятий военно-промышленного комплекса. Покрытие нарастающего дефицита тепловых и электрических мощностей невозможно без резкого увеличения инвестиций.
Продолжает снижаться сельскохозяйственный потенциал и надежность продовольственного обеспечения региона. Объем ввода основных фондов в сельском хозяйстве покрывает лишь 12 — 15 процентов их выбытия. Идет сокращение парка сельскохозяйственных машин, поголовья крупного рогатого скота, свиней, овец, коз. В 2000 году снижено производство мяса, мясных полуфабрикатов, масла животного, муки, хлеба, майонеза, кондитерских и макаронных изделий.

Негативные структурные изменения в экономике края привели к утрате взаимосвязей и элементов комплексности хозяйства региона, большой асимметрии в социально-экономическом развитии городов и районов

В крае не развит рынок ссудного капитала. Не сложилась система поддержки среднего и малого бизнеса.

Пришли в ветхое состояние многие объекты инженерной инфраструктуры. Число аварий в 2000 году только на инженерных сетях коммунальных служб достигло 4350 случаев.

В крае около 200 сел и деревень, где прекратили деятельность основные предприятия, ради которых создавалось поселение.

Происходит естественная убыль населения и миграция за пределы края. Только за 2000 год население края уменьшилось на 18 тысяч человек.

Велика зависимость доходов бюджета от платежей одного предприятия — ОАО «Горно-металлургическая компания „Норильский никель“». Остается слишком большим число депрессивных городов и районов, требующих постоянной финансовой поддержки из краевого бюджета.

Рациональным шагом на пути улучшения социально-экономического положения и организации системного воздействия на экономические процессы является разработка Концепции социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года. Эта Концепция одобрена общим собранием регионального общественного движения «Союз красноярцев» и рекомендована для широкого ознакомления населения. На основе Концепции начата подготовка пятилетней программы социально-экономического развития края.

Делегаты Съезда депутатов считают необходимым:
1. Определить в качестве главной задачи органов государственной власти и местного самоуправления края на предстоящие 10 лет — повышение благосостояния жителей края, защиту их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.
2. Признавая особую важность решения задачи повышения уровня и качества жизни населения края на базе управляемого роста экономики, разработать долгосрочную Программу социально-экономического развития Красноярского края на 2002-2010 годы.
3. Обратиться ко всем исполнительным и представительным органам государственной власти и местного самоуправления, общественным и политическим организациям, предприятиям всех форм собственности, действующим на территории края, с предложением принять участие в разработке Программы социально-экономического развития Красноярского края на 2002-2010 годы. При разработке Программы использовать представленную администрацией края Концепцию социально-экономического развития края на период до 2010 года.
4. При разработке Программы учесть высказанные на данном Съезде предложения и предусмотреть:
— интенсивное развитие масштабных производств, связанных с добычей и первичной переработкой природных ресурсов;
— использование потенциала города Красноярска, в том числе и как мультимодального транспортного узла;
— развитие кооперативных связей между территориями активного экономического роста и другими регионами края;
— приоритетную поддержку действующих объектов хозяйственной деятельности и новых инвестиционных проектов, обеспечивающих существенное развитие финансовой базы местного самоуправления;
— создание мощной системы региональных банков и консолидация на территории края собственных денежных ресурсов;
— оптимизацию структуры управления краем на государственном и муниципальном уровнях;
— определение политики и совершенствование механизмов управления государственной собственностью на территории края;
— совершенствование законодательства Российской Федерации и Красноярского края в области инвестиционной политики;
— солидарное участие в крупных проектах и программах Правительства Российской Федерации;
— последовательное формирование на территории края стратегически ориентированного единого хозяйственного комплекса с устойчивыми внутренними связями.
5. По предложению депутата представительного органа местного самоуправления Илимпийского района Эвенкийского автономного округа Карачаковой С. И. создать рабочие группы из представителей государственной власти Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов для подготовки проектов соглашений, предусматривающих решение вопросов северного завоза, лечения, образования, отдыха и т. д. для жителей автономных округов на территории края.
6. При реализации программы стабилизации и развития сельского хозяйства Красноярского края предусмотреть существенные увеличения финансовых вложений в село, создание эффективных организационно-экономических механизмов использования имеющихся ресурсов, льготные условия по обеспечению производственных организаций электроэнергией и горюче-смазочными материалами.
Принять меры по государственной поддержке улучшения кадрового потенциала сельских территорий, созданию социальных стимулов для закрепления молодых специалистов, обеспечения их жильем, а также установления доплат.
7. Обратиться к Законодательному Собранию и администрации Красноярского края с предложением изучить обоснованность повышения энерготарифов и сроков введения их на территории Красноярского края.
8. Создать единый тарифный орган для регулирования тарифов всех естественных монополий в Российской Федерации.
9. Поручить президиуму Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края на основе обобщения материалов данного Съезда и предложений депутатов всех уровней власти подготовить предложения для включения в долгосрочную Программу и передать администрации края до 31 июля текущего года.
10. Предложить администрации края к 1 сентября 2001 года подготовить Программу социально-экономического развития Красноярского края на 2002-2010 годы, провести ее широкое обсуждение среди жителей края. Согласно ст. 29 Устава Красноярского края внести Программу на утверждение в Законодательное Собрание края.
11. Предложить Законодательному Собранию края рассмотреть Программу социально-экономического развития Красноярского края на 2002-2010 годы не позднее ноября 2001 года.
12. Рекомендовать органам местного самоуправления согласовать пятилетние планы социально-экономического развития каждого города и района с долгосрочной Программой развития края и утвердить их представительными органами местного самоуправления.

Красноярск
18 апреля 2001 года