На главную | II съезд

II съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2001 года)

А. Р. Сараев — заместитель Губернатора края

18 апреля 2001 года


Уважаемые депутаты!

Большое спасибо за предоставленную возможность выступить! Я так понимаю, что предоставление в первой части слова представителю исполнительной власти говорит как раз о том, о чём говорил Губернатор, что сотрудничество законодательной и исполнительной власти у нас всё-таки в целом носит конструктивный характер.

Продолжая вот этот тезис, я бы хотел привести в пример нашу работу над основным финансовым документом края, над основным документом любого органа местного самоуправления — над бюджетом. Думаю, что со мной согласятся в том, что работа над бюджетом в последние два с лишним года из хаотичной, авральной работы превратилась в более планомерную и предсказуемую. В частности, уже три года бюджет вносится в установленные сроки. Это говорит, во-первых, о корректности исполнительной власти. Мы обязаны и мы исполняем закон! И вот это внесение бюджета в установленные сроки даёт возможность вовремя его принять. Два года подряд у нас бюджет принимается до истечения года. Это вносит стабильность в наши отношения, это позволяет нормально и стабильно строить жизнь.

И вот здесь нас депутаты справедливо всё время поправляют, что это не чисто финансовый документ. Да, бюджет всё больше становится отражением экономической политики. Ярким примером является последний краевой бюджет, когда, несмотря на то, что большая часть бюджета носит социальный характер, довольно много денег направлено на развитие — это не только в чистом виде бюджетные инвестиционные программы.

Это и инвестиционные программы, касающиеся капитальных вложений (два с лишним миллиарда рублей), это и программа кредитования сельского хозяйства (а деньги, выделенные на сельское хозяйство с 4 процентов прошлого года возросли до 7).

Я понимаю, что это не столько, сколько хотелось бы, но, по крайней мере, это резкий рост. Думаю, что селяне почувствуют, что изменилось отношение к сельскому хозяйству. И районные администрации — органы местного самоуправления — это почувствовали.

Два года подряд, прежде чем принять бюджет, мы в Главном управлении развития экономики, промышленности собираемся и заслушиваем глав администраций — какая налогооблагаемая база на следующий год, изменяется ли дотационный размер, сколько инвестиционных проектов представлено в администрацию края для финансирования из краевого бюджета?

И надо сказать, что медленно, конечно, но меняется их отношение, приходит понимание, что главное — это не вырвать, а главное — добиться саморазвития территорий. Но то, о чём я сейчас говорю, это текущие дела. К текущим делам администрации относится и северный завоз, и подготовка к зиме. И, как показывает практика, с этим тоже администрация справляется.

Но, если мы всё время будем решать только текущие проблемы, то, конечно же, упрёмся в вопрос: «А что же делать дальше?» Поэтому одной из функций исполнительной власти, безусловно, является разработка стратегии развития. О ней сегодня говорил Губернатор, об этом говорил Александр Викторович Усс.

Такая концепция внесена. Многие наши оппоненты говорят: «Что же вы придумали нового? Взяли, что было, и просто скомпилировали какой-то документ!»

Уважаемые депутаты, что в этом смысле можно придумать нового? Прежде, чем писать концепцию, мы проанализировали все документы, начиная с 60-х годов, все программы развития Красноярского края. И увидели, что задачи ведь по существу не изменились, главная — задача на повышение уровня жизни, на повышение качества жизни красноярцев.

Способом её решения, об этом сказал Александр Викторович в докладе, является раскрытие потенциала, которым до сих пор обладает наш мощный Красноярский края. Просто мы постарались в новых экономических условиях это осмыслить и преподнести вниманию красноярцев.

Вчера мы направили текст концепции в «Красноярский рабочий». Мы хотели бы просить вас, чтобы вы привлекли своих жителей своих территорий принять максимальное участие в обсуждении этого документа. Потому что концепция — это самый обобщающий документ.

Губернатор сказал, что это не истина в последней инстанции, а это документ общего плана, на его основе будет программа. Поэтому, пожалуйста, просим вас привлечь избирателей и самим принять участие в обсуждении этого документа с тем, чтобы эта программа учитывала интересы всех территорий края.

Хотелось бы отдельно сказать о законотворческом процессе. В настоящее время стереотип законотворческого процесса следующий: исполнительная власть, как правило, особенно это касается экономики, разрабатывает какой-нибудь закон, а законодатели выступают в роли экспертов и критиков. Я думаю, что, наверное, это не совсем правильно. Хотелось бы этот процесс уравновесить, чтобы предложения и исполнительной, и законодательной власти были в этом смысле одинаковыми. В частности это касается и органов местного самоуправления.

Александр Викторович в докладе сделал замечание, что нет у нас закона о социальных нормативах. Закона нет, да! Но ведь социальные нормативы при определении текущих затрат бюджета действуют уже два года. И главы не дадут мне солгать, что при обсуждении бюджетов последних лет вопросов по текущим затратам не возникает, потому что текущие затраты мы сформировали в том числе и с участием районов, сделали дифференциацию по различным климатическим зонам Красноярского края. Мы их сформировали в соответствии с нормативными финансовыми затратами. Законодательно это не оформлено, но социальные нормативы — это компетенция федерального уровня. Здесь, может быть, не хватает времени, может быть, не хватает каких-то иных законодательных подходов. Мы предлагаем в этом смысле подключиться законодательной власти и органам местного самоуправления.

Это касается и других направлений. Например, совершенно справедливо было сказано, что мы только начинаем осваивать бюджетный процесс с точки зрения применения Бюджетного кодекса. Нам предстоит переход на казначейскую систему, администрация края уже подготовила к тому ряд документов. Но и в этом смысле хотелось бы тоже усилить законодательную инициативу депутатов.

Как показывает обсуждение планов социально-экономического развития на год психология в районах меняется. Но вот что касается органов местного самоуправления, находящихся в структуре районов? Я не знаю, повышает ли авторитет местного самоуправления ситуация, когда председатель или глава какого-то поселка, не имея источников дохода, не думая об этом, просто забирает часть бюджета. Задача — выбить из района как можно больше! Я думаю, что в этом смысле структура органов местного самоуправления должна соответствовать той экономической ситуации, которая есть сейчас. Потому что мы саму идею, сам авторитет местного самоуправления снижаем тем, что превращаем депутатов поселковых советов и глав поселковых советов в обыкновенных просителей. Хотя я думаю, что в каждой, в том числе и маленькой территории, есть какие-то точки роста. В этом смысле администрация края готова консультировать, искать вместе какие-то пути и участвовать в обосновании инвестиционных проектов.

Ещё одна деталь. У нас сейчас есть такой «талмуд» — программы развития территорий, на многих из них программы приняты на пять лет. И прежде чем составить концепцию развития края, мы будем всесторонне учитывать все их предложения. Кстати, только у половины территорий эти программы утверждены представительными органами власти. Мы не можем считать полностью лигитивной эту программу, если она не утверждена районным Советом.

Поэтому я бы хотел, чтобы здесь законодательная власть подключилась. А там, где программы ещё не утверждены, я думаю, качество их только выиграет оттого, что депутаты районных и поселковых советов непосредственно включаются в эту работу.

К сожалению, во всех программах не хватает одной маленькой детали — не рассчитана их эффективность. В настоящее время мы направили в районы методику расчёта эффективности мероприятий, заложенных в программы развития регионов, и ждём к 1 мая ответы.

И последний момент, на котором, уважаемые депутаты, я бы хотел тоже остановиться. Вы знаете, я не родился, к сожалению, наверно, в Красноярском крае, я живу здесь только два с половиной года. И мне всегда, как говорят, по сердцу ножом, если слышу: «Наши, красноярцы, работают на благополучие края, а те, кто приехал, не работают!» Есть, наверное, претензии и к моей работе, но я бы всё-таки предложил депутатскому корпусу судить о работе не потому, кто и откуда приехал, кто здесь сколько живёт, а всё-таки по качеству.

Я думаю, нас ждут нелёгкие времена. И мы все должны консолидироваться и судить людей только по принципу — кто и сколько сделал для Красноярского края.

Спасибо за внимание!