На главную | II съезд

II съезд депутатов Красноярского края (18 апреля 2001 года)

Н. И. Жилинская — депутат Красноярского городского Совета

18 апреля 2001 года


Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

Позвольте от лица депутатов Красноярского городского Совета приветствовать столь высокое собрание.

Сегодня мы вместе и в этом наша сила. II съезд депутатов Красноярского края — это яркое свидетельство того, что местное самоуправление крепнет, оперяется. У нас появилась возможность обсуждать самые животрепещущие проблемы. Я думаю, что после моего выступления представитель партии «Честь и Родина» обязательно получит слово.

Можно с уверенностью говорить о том, что практика становления местного самоуправления в городе Красноярске теснейшим образом связана с появлением осмысленных экономической и социальной политик, реализующихся в основном финансовом документе города — бюджете. Ведь именно бюджет является таким документом, где политика обличена в цифры и сопоставимые показатели. Именно бюджет может быть реальной площадкой эффективных компромиссов местных сообществ, властей и бизнеса.

Но справедливости ради следует отметить, что бюджетный процесс относится к числу еще мало освоенных нашим обществом и даже депутатским корпусом — явлений. Главная особенность представительной власти — выборность, отсюда и цикличность степени участия и степени проникновения депутатов в бюджетный процесс.

Первый год после выборов (сейчас мы переживаем этот этап), как это не прискорбно, уходит на «ликбез», в это время осваивается то, что можно назвать первым уровнем прозрачности бюджета.

Со временем приходит осознание того, что появление той или иной цифры в бюджете еще не означает ее действительной обоснованности. Это уже второй уровень прозрачности. Осваивая его, депутаты влияют на цифры и финансовые потоки и тем самым посягают на святая святых — на политику социально-экономического развития. И взгляды депутатского корпуса могут отнюдь не совпадать с теми целями, которые ставит перед собой исполнительная власть.

Ну и, наконец, на стадии исполнения бюджета наступает необходимость освоения следующего уровня прозрачности. Конечно, депутаты могут настоять на внесении своих приоритетов в бюджет, однако исполнительная власть, реально оперируя средствами, вольна распорядиться ими по-своему. И для того, чтобы суметь это предотвратить, депутатам необходимо освоить третий уровень прозрачности — уровень исполнения бюджета. Вплотную к решению этой проблемы депутаты подходят к концу своего депутатского срока.

После перевыборов все начинается сначала. И кажется — круг замкнулся. Но выход есть, этот выход в последовательном и настойчивом внедрении механизмов подключения общественности к бюджетному процессу.

Здесь бы я хотела остановиться, чтобы посмотреть вместе с вами последние статистические данные о нас: как доверяет нам население в разных территориях? Цифры плачевные — от 22 до 37 процентов. Не отсюда ли такая неактивность населения? Если посмотреть на опыт других территорий, мне кажется, что очень интересен опыт наших соседей — новосибирцев, которые приняли Положение городского Совета «О порядке разработки, принятия и контроля за исполнением плана социально-экономического развития города».

У нас в Красноярске — свой опыт. Я думаю, что он тоже интересен: деление бюджетного пирога происходит с учетом мнений профессиональных ассоциаций и консультативных органов.

Вообще, Красноярск можно назвать «городом советов». С 1997 года в нашем городе активно создаются экспертные, консультативные органы (советы, комиссии) при администрации города, её управлениях и департаментах. Так, при главе города создан социально-экономический совет из числа ученых, представителей общественных организаций, директорского корпуса. Наличие некоторых консультативных органов и их функции закреплены решениями городского Совета (например, совет по молодежной политике, инвестиционный совет).

Вот здесь я бы хотела остановиться на очень интересном красноярском опыте. Общеизвестно, что налогоплательщик всячески стремится минимизировать свои доходы, но когда он доверяет власти, когда власть вменяема, предсказуемая. Вот здесь появляется конструктивный диалог. У нас в городе эта практика сейчас широко распространена, а начинали мы с налога по рекламе и с земельного налога.

Кроме того, в структуре городского бюджета растет число целевых программ. Если в 1997 году таких программ было всего 2, то в 2000 — 18, в 2001 — 14. Все программы утверждаются городским Советом, консолидируют финансовые и организационные ресурсы города на решение важных социально-значимых задач. Например, в ходе реализации программы материально-технического укрепления «Скорой помощи» за 2 года там практически полностью обновлен транспортный парк машин. Подобные программы приняты по неотложным мерам борьбы с туберкулезом, информатизации школьного образования, энергосбережению.

С нынешнего года целевые программы в основном носят ярко выраженный межведомственный характер. Это такие программы, как: «Здоровье детей города Красноярска», «Молодежь города», «Профилактика безнадзорности», «Профилактика наркомании». Такие программы утверждаются, как правило, после достаточно громкого общественного обсуждения, в том числе с привлечением средств массовой информации. Целевые программы обозначают наиболее острые проблемы города, определяют приоритеты городского развития в краткосрочной перспективе.

В то же время следует отметить, что рациональное распределение бюджетных средств между отраслями городского хозяйства в последнее время упирается в отсутствие социальных минимальных стандартов, наличие которых увязывается обычно с нормативно-расчетным принципом формирования расходных статей бюджета.

Кроме того, я бы тоже хотела на это обратить ваше внимание, депутаты городского Совета и представители общественности входят в состав практически всех конкурсных комиссий по закупке товаров и услуг для муниципальных нужд. Это очень важно! Это можно назвать предварительной прививкой против коррупции.

В определенном смысле мы намерены вырастить иную философию управления городом — именно жители должны постепенно стать не только основными получателями услуг и субсидий, но и основными строителями городского бюджета. Об инвестиционной программе нашего города я не буду рассказывать, потому что вся эта информация есть на сайте нашего города, а в оставшееся время хотела бы коснуться очень важного вопроса, который беспокоит и население нашего края, и нас — депутатов.

Общеизвестно, что 6 апреля Региональная энергетическая комиссия более чем на 50 процентов подняла тарифы на тепловую и электрическую энергию. По нашим расчетам это решение приведет к дополнительным затратам городского бюджета в 600 миллионов рублей. Тарифы были подняты без учета мнения городской власти, их повышение носит односторонний характер, отражая интересы исключительно одной стороны — Красноярскэнерго.

Подобная политика Региональной энергетической комиссии делает жителей краевого центра заложниками их интересов. Это логическое продолжение политики энергетиков по «выкручиванию рук» потребителям. До недавнего времени в таком положении оказывались отдельные предприятия, а сегодня на грань банкротства поставлен миллионный город.

Кроме того, решение РЭК принято с грубейшим нарушением Закона. В соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса органы исполнительной власти (а РЭК является именно органом краевой администрации) в течение финансового года не вправе принимать решения, которые приводят к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней без финансовой компенсации этих решений.

Что теперь делать? Не платить энергетикам — значит обречь горожан на жизнь без света и тепла. Платить — значит неизбежно придется сворачивать социальные программы! А это недопустимо. Согласно статьи 86 Бюджетного кодекса такая компенсация относится к расходам, финансируемым исключительно из бюджета субъекта Федерации. А это значит, что теперь и краевой бюджет придётся корректировать не в пользу жителей нашего края, а в пользу энергетиков, аппетиты которых растут с каждым днем.

Я считаю, что мы должны обсудить и отреагировать на сегодняшний день на эту острую проблему.

Спасибо за внимание.