На главную | V съезд

V съезд депутатов Красноярского края (29 апреля 2009 года)

Заседания «круглых столов»

28 апреля 2009 года


После пленарного части начались заседания «круглых столов»:
— Эффективность мер государственной и муниципальной поддержки экономики в крае в современных условиях;
— Задачи органов государственной власти, местного самоуправления и сельскохозяйственных товаропроизводителей по развитию малых форм переработки и товаропроводящих сетей как эффективного способа развития агропромышленного комплекса края;
— Реализация в крае программы подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне;
— Отраслевые системы оплаты труда — перспективы и риски (трехсторонний диалог с участием Федерации независимых профсоюзов);
— Молодежная политика на муниципальном уровне.

В обсуждении участвуют депутаты Федерального Собрания, Законодательного Собрания, члены Правительства края, главы муниципальных образований, депутаты местных Советов.

Анатолий Ромашов: «Ветераны заслуживают максимум внимания»

V Съезд депутатов Красноярского края продолжает свою работу. Детально конкретные проблемы региона законодатели обсуждают на заседаниях «круглых столов». Одна из дискуссионных площадок коснулась темы актуальной для всей страны — 65-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войны и проблемам, связанным с обеспечением достойной жизни ветеранов.
Открыл заседание «круглого стола» заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края Анатолий Ромашов. Он подчеркнул: «Великая Отечественная война коснулась всех регионов страны, и затронула каждую отдельную семью. В моем округе есть маленькая деревушка Балчуг. Во время войны в деревне проживало 500 человек, сейчас осталось всего 137 жителей. И это как раз последствия прошедшей войны. На обелиске, установленном в деревне фамилии 60 мужчин, которые прошли всю войну. Из деревни ушли молодые ребята, потом старше и третий круг коснулся уже пожилых. В следующем году мы отметим 65-летие Победы. На настоящий момент всем участникам войны уже больше 80 лет. И с каждым годов ветеранов становится все меньше. Нужно сделать так, чтобы этот праздник действительно стал светлым и торжественным. Мы должны рассказать молодежи и детям, как это было. Ветераны заслуживают максимум внимания. И наша с вами задача сделать так, чтобы их жизнь была достойной».
Законодательное Собрание и Правительство Красноярского края разработали программу мероприятий празднования Победы и комплекс мер по улучшению жизни ветеранов.

Министр социальной политики Красноярского края Галина Пашинова рассказала делегатам из муниципальных образований о реализации программы: «На долгосрочную целевую программу по поддержке ветеранов из краевого бюджета выделено1 232 045,3 тыс. рублей. Над реализацией программы работает специально созданная комиссия из представителей власти разных уровней. Среди основных мероприятий программы, я выделяю, прежде всего, улучшение жилищных условий ветеранов и участников ВОВ. Помощь будет оказана нескольким категориям ветеранов и участникам войны, жителям блокадного Ленинграда, малолетним узникам лагерей, и вдовам ветеранов.
Следующее мероприятие программы — это обеспечение ветеранов телефонами. Предполагается установка как стационарных домашних телефонов, так и приобретение сотовых. В преддверии праздника Победы многие ветераны, вдовы ветеранов изъявляют желание посетить места боевых действий, побывать на братских могилах близких людей. Мы готовы оплатить проезд, чтобы у них была возможность отдать долг памяти погибшим.
Кроме этого в 2010 году, в юбилейный год мы, как обычно, планируем единовременные выплаты участникам войны. В следующем году инвалиды и участники Великой Отечественный войны получат по 50 тысяч рублей, несовершеннолетние узники концентрационных лагерей по 10 тысяч рублей, граждане, награжденные знаком „Житель блокадного Ленинграда“ — по 5 тысяч рублей, и труженики тыла — по 2 тысячи рублей».

Выступление Владимира Абрамова — заместителя управляющего Красноярского отделения Фонда социального страхования, депутата Законодательного Собрания края было кратким. Он сообщил, что Фонд планирует закупить для ветеранов тысячу путевок в лечебно-оздоровительные учреждения нашего региона. Однако на сегодняшний день поступило всего 380 заявок. Парламентарий обратился к участникам круглого стола — представителям территорий помочь участникам ВОВ реализовать свое право на получение бесплатных путевок.

Представители муниципальных образований подняли ряд конкретных проблем по реализации программы по подготовке 65-летия Победы: обеспечение ветеранов и членов их семей жильем, необходимыми лекарствами и т.д. Как выяснилось, многие территории испытывают затруднения по приобретению и строительству жилья для ветеранов, проведению ремонта домов. Интересный опыт имеется в Ермаковском районе. С помощью инвесторов строятся индивидуальные, двухквартирные и многоквартирные дома, а потом они выкупаются для ветеранов на средства, заложенные в программе на эти цели.
Заслушав и обсудив доклады, участники «круглого стола» рекомендуют внести в Резолюцию Съезда следующие предложения: Правительству края реализовать план мероприятий по подготовке к празднованию и долгосрочную целевую программу
в полном объеме: «Дополнительные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 годов» на 2009—2010 годы. Органам местного самоуправления предлагается создать организационные комитеты, принять дополнительные меры по улучшению жилищных условий, а также социально-бытового и медицинского обслуживания. Особое внимание обратить на сохранение воинских захоронений, мемориалов, обелисков. Активно привлекать к участию в этой работе детские и молодежные организации.

Борис Мельниченко: «Нам нужны трудоголики»

Круглый стол «Пути повышения эффективности мер государственной поддержки в современных условиях» по проблемам агропромышленного комплекса прошел в рамках V Съезда депутатов Красноярского края. Министр сельского хозяйства правительства Леонид Шорохов выступил с кратким докладом о положении дел в отрасли.
За период с 2006 по 2008 годы объем средств государственной поддержки, направленный на развитие агропромышленного комплекса края, вырос в 2,2 раза, с 1 468,8 млн. рублей до 3 251,6 млн. рублей.
Производство валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличилось с 34,4 млрд.рублей до 60,8 млрд.рублей.
Валовой сбор зерна в 2008 году на 45 процентов превысил показатели 2006 года. Молока произведено 104,9% к уровню 2006 года, мяса на убой — 104,8%, яиц — 110,1%.
При этом очевидно, что радикально решить проблем сельских товаропроизводителей в короткие сроки не удастся. Правительство края разработало подходы к решению проблем АПК, целью которых является увеличение доли собственного производства, повышение конкурентоспособности сельхозпродукции, организация кооперативных связей. По словам министра, одной из главных проблем в отрасли является отсутствие гарантированного сбыта. В качестве первоочередных мер, носящих организационный характер, предложено создать логистический центр, на уровне края, таким образом стимулируя восстановление товаропроводящей сети.
Выступающие на круглом столе делегаты внесли ряд предложений и рекомендаций правительству. По мнению депутата Законодательного Собрания края Бориса Мельниченко, наш кризис мало связан с мировым, что же касается сельского хозяйства, то кризис там продолжается уже 15 лет. Урок, который следует извлечь из кризиса — рыночные механизмы не работают. Экономика должна строиться планово. И в первую очередь относится к сельскому хозяйству. «Мы все пытаемся найти какое-то решение, которое снимет все проблемы, найти ключик, который все запустит. Так не бывает. Единственный ключик, который существует — работать всем надо. Не логистический центр создавать, а трудоголистический, чтобы люди и сами работали и других заставляли».
Общей для всех выступающих была тема протекционизма. Или поддержки местного производителя. По словам депутата Законодательного Собрания Валерия Сергиенко, подобные меры приняты более чем в десятке регионов, в том числе и у наших соседей. Что ставит краевых производителей в заведомо невыгодные условия.
Практически все участники обсуждения говорили о роли органов местного самоуправления — без активного участия которых ни одна программа не может быть реализована, в особенности это касается сельской местности. Была также поднята проблем малых коренных народов, у которых проблема лицензирования делает затруднительным занятие традиционными промыслами. В настоящее время назрела необходимость кардинального пересмотра государственных подходов к сельскохозяйственной сфере экономики. Необходим переход от мер поддержки — субсидирования отдельных статей затрат сельхозтоваропроизводителей, к решению задачи развития сельского хозяйства, что возможно только при наличии стратегии развития сельского хозяйства в крае. В резолюции «круглого стола» правительству рекомендуется:
«Разработать концепцию государственной поддержки агропромышленного комплекса края как основополагающего документа для дальнейшей разработки и реализации стратегических и тактических задач, направленных на развитие сельскохозяйственного производства».

Валерий Семенов: «У нас сейчас режим военного времени»

Повышенное внимание у делегатов V съезда депутатов Красноярского края вызвала повестка «круглого стола»: «Эффективность мер государственной и муниципальной поддержки экономики в крае в современных условиях».
Зал был забит буквально до отказа. Это лишний раз подчеркивало, что «государственная поддержка» по-прежнему актуальна для бизнеса любого уровня. Хорошо это или плохо, пытались разобраться и представители власти, и предприниматели.
Ситуация, действительно, непростая. За последний год полученные прибыли предприятий в экономику края толком не реинвестировались. Частично они перераспределялись в другие бюджеты через налоговую систему (только по налогу на прибыль организаций, который в последние годы составлял 56—57% всех налоговых поступлений в крае, на долю федерального бюджета на 01.01.09 пришлось 33% от всей суммы налога, уплаченного на территории края). Также они частично перераспределялись в процессе реализации инвестиционных программ крупных компаний за пределы края.
Такая ситуация в последние два года характерна для экономики края в целом: большая часть финансовых вложений организаций произведена не за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, а за счет привлеченных средств.

Выступая перед делегатами съезда, министр экономики и регионального развития Алексей Иванов особо подчеркнул, что в последнее время, едва ли не каждый день члены Правительства после 17.00 собираются вместе и обсуждают проблемы банковского сектора. По мнению министра, это одна из ключевых и болезненных проблем кризиса на территории края.
Например, многие предприятия, независимо от места и вида их деятельности, привлекли кредиты коммерческих банков под залог своего имущества, проинвестировали их в развитие производства. Увы, в условиях масштабного снижения спроса, сокращения производств, приобретенные за счет кредитных ресурсов средства производства не дают ожидаемых результатов. Уменьшается залоговая стоимость имущества, а стоимость кредитов дорожает. Предприятия оказываются на грани банкротства.
Особенно отчетливо эти процессы проявились в строительной отрасли края. В результате сворачивания банковских ипотечных программ спрос на жилье намного сократился, что не могло не отразиться на финансовой устойчивости строительных предприятий и объемах строительства, в первую очередь, жилищного.

Оживление в заседание «круглого стола», посвященного государственной и муниципальной поддержке экономики, внесла председатель Совета предпринимателей г. Железногорска «Объединенный союз предпринимателей» Наталья Ботова.
По ее мнению, одна из причин неблагополучной обстановки в сфере малого и среднего бизнеса — недостаточная эффективность государственной поддержки. Всего лишь наполовину в течение последних двух лет осваиваются средства на компенсацию предприятиям части расходов по уплате процентных ставок по кредитам, а также лизинговых платежей за имущество, полученное от лизинговых компаний по договорам лизинга на реализацию конкретных проектов.
Наталья Ботова обратила внимание присутствующих делегатов, что малый бизнес на многих территориях стал уже основной градообразующей силой. И это в корне должно менять к нему отношение законодательных органов не только с точки зрения занятости, но и с точки зрения программ развития территорий. Целевая программа есть, а вот ее цель: создание системообразующего механизма развития не достигнута ни в 2007, ни в 2008 годах. Вряд ли она будет достигнута и в нынешнем. Субсидии просто некому будет получать. Основная причина, по ее мнению, незаинтересованность органов исполнительной и законодательной власти в развитии предпринимателей и отсутствие законодательной инициативы и конструктивного диалога органов власти с предпринимательским сообществом.
Наталья Ботова предложила Законодательному Собранию Красноярского края принять пакет поправок в Федеральные законы, позволяющий предпринимателям использовать реализации преимущественного права. Также принять решение об обязательном участии представителей организованных предпринимательских сообществ в обсуждении всех местных нормативно-правовых актов, касающихся деятельности малого и среднего бизнеса, создать Муниципальные залоговые имущественные фонды и муниципальные Центры микрофинансирования. «В общем, стою я перед вами простая российская предпринимательница и очень надеюсь, что вы, господа законодатели окажете предпринимателям реальную поддержку» — закончила свое выступление Наталья Ботова.

Профсоюзы, работодатели и бюджетники обсудили принципы формирования зарплат

Повсеместное введение новой системы оплаты труда для бюджетников края будет отложено как минимум до следующего года. Такое решение будет включено в резолюцию V съезда депутатов Красноярского края по итогам круглого стола на тему «Отраслевые системы оплаты труда-перспективы и риски». Актуальность проблемы вызвала повышенный интерес: на обсуждение собралось более 130 человек, среди которых депутаты Законодательного Собрания, городских и районных советов, руководители учреждений образования, в том числе начальник управления образования г. Красноярска Нина Жилинская. В качестве представителей работодателей в форуме участвовали министр финансов края Михаил Котюков, министр культуры Геннадий Рукша и замминистра образования края Светлана Маковская. Вели мероприятие — заместитель председателя Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Клешко и председатель комитета по образованию, науке и культуре Василий Нечаев.
По мнению Алексея Клешко, главной проблемой внедрения новой системы оплаты труда вместо существующей ныне тарифной сетки остается вопрос: как сделать такую систему оплаты, чтобы она стимулировала работника бюджетной сферы качественней выполнять свои должностные обязанности и соответственно улучшила бы уровень обслуживания людей в больницах, школах и других бюджетных учреждениях.
Обсуждение началось с доклада Михаил Котюкова, который рассказал, что разработка новой отраслевой системы оплаты труда в крае начата еще с 2005 года, когда в администрации региона была создана соответствующая рабочая группа. С конца 2008 года краевое правительство разрабатывает законопроект, который определяет основные принципы формирования новой зарплатной системы и компетенцию руководителей всех уровней по ее начислению каждому работнику. Сам законопроект носит рамочный характер. Для перехода на новые систему оплаты труда бюджетников будут разработаны свои положения на уровне каждого отраслевого министерства края, муниципальных органов власти и каждого конкретного учреждения.
Новая система оплаты состоит из 4-х базовых элементов: должностного оклада (ставки з/пл.), компенсационных, стимулирующих выплат и материальной помощи (при необходимости). Оклады руководителя учреждения предполагается определять в кратном отношении к среднему размеру оклада основного персонала. Стимулирующие выплаты должны начисляться исходя из разработанных критериев оценки качества труда, что является, по словам депутата Законодательного Собрания Василия Нечаева, ключевой проблемой при разработке соответствующих законодательных актов. Поэтому краевой парламент и не спешит с принятием такого закона.
Министр финансов Михаил Котюков заверил, что правительство региона не будет жестко установливать срок перехода на новую систему начисления зарплаты, это будет зависеть от готовности самого коллектива каждого бюджетного учреждения. Поэтому определенный период будут одновременно существовать новая система и тарифная сетка.
«Разрабатываемый проект закона о новой системе оплаты труда в целом не вызывает отторжения у краевого отделения Федерации независимых профсоюзов, так как при его разработке мнения профсоюзов в целом были учтены», — подчеркнул его председатель Олег Исянов. Однако он добавил, что федеральное правительство должно выработать единые подходы при формировании систем оплаты труда, которые применялись бы во всех регионах. Пока же в разных субъектах эти положения имеют существенные различия. Кроме этого необходимо иметь механизм и финансовую возможность для своевременной индексации зарплаты с учетом инфляции. Председатель ассоциации профсоюзов бюджетной сферы Елены Чугуева отметила, что индексацию нельзя включать в разряд стимулирующих выплат, так же как и работу, например, медиков скорой помощи в экстремальных условиях, поскольку это общая специфика их работы.
Прозвучал и ряд других предложений с мест. В частности, руководители учреждений культуры указали на то, что тарифно-квалификационные справочники, по которым сейчас определяются разряды для работников бюджетной сферы давно устарели, так как составлены в 50-х, а то и 30-х годах прошлого века. Также при оценке работы руководителей следует учитывать в городской или сельской местности находится учреждение, поскольку не все из них оснащены коммунальными удобствами. По предложению сосновоборского педагога, при оценке качества учительского труда необходимо отмечать: привлекаются ли учащимися класса репетиторы для улучшения учебы.
По итогу круглого стола участники отметили, что существующая система оплаты труда работников бюджетных учреждений на основе единой тарифной сетки не обеспечивает конкурентоспособность зарплаты бюджетников на рынке труда, не решает проблем «уравниловки» в окладах и не выполняет стимулирующих функций. Введение новой системы оплаты труда должно способствовать улучшению эффективности работы бюджетников. Однако пока нет методик, обеспечивающих единые подходы к установлению критериев качества и результатов работы, а многие предлагаемые положения носят дискуссионный характер. В рекомендациях форума краевому правительству было предложено продолжить работу над законопроектом «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных учреждений». В то же время исполнительной власти края рекомендовано отложить ее введение, до более глубокой проработки примерных положений оплаты труда по каждой отрасли, при этом рекомендовано учесть мнение профсоюзов и органов местного самоуправления. Правительству также предложено оказать методическую помощь районным властям при разработке соответствующих нормативных актов.
Участники круглого стола подчеркнули, что переход на новую систему оплаты труда должен произойти только при увеличении общих расходов на фонд оплаты труда в краевом бюджете. Депутаты Законодательного Собрания края считают, что стимулирующие выплаты в зарплате бюджетников должны составлять 15—20%, иначе введение новой системы оплаты труда бессмысленно. Представителей из районов краевые парламентарии призвали активнее вносить свои предложения по ее формированию. Позитивную лепту в конце разговора внесла депутат Законодательного Собрания Татьяна Волоткевич. По ее словам, в университете, где она преподает новая система оплаты в коллективе сначала вызвала шок, а потом преподаватели пришли к выводу что это все-таки здорово.

Молодежи создадут единое информационное пространство

В рамках работы V съезда депутатов Красноярского края прошло заседание «круглого стола» на тему «Молодежная политика на муниципальном уровне». В работе этой общественной площадки приняли участие депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, заместитель Губернатора края Ольга Карлова, руководитель агентства по реализации программ общественного развития и молодежных проектов Красноярского края Константин Гуреев, представили Молодежного Парламента и Молодежного Экспертного Совета, а также представители муниципальных органов власти.
Необходимость особого внимания к проблемам молодежи связано со спецификой ее положения в обществе и особой задачей, связанной с сохранением и развитием страны. Основные вопросы муниципальной молодежной политики связаны с поддержкой молодежи и молодой семьи, помощь при организации общественных инициатив и проектов, профилактика и противодействие распространению преступности и наркомании, а также гражданское и патриотическое воспитание молодежи.
Также в ходе работы «круглого стола» говорилось о создании единой информационной сети и межведомственного партнерства в районах края для более эффективной работы с представителями органов местного самоуправления.
В ходе работы участниками заседания «круглого стола» было решено внести в резолюцию съезда предложение по подготовке и направлению в ГД РФ обращения по вопросу принятия федерального закона о государственной молодежной политике с целью формирования единых подходов к решению проблем, актуальных для всех регионов страны, а также усилить работу и ответственность депутатов по привлечению молодежи к социальным проектам.
Также говорилось и о необходимости трансляции на муниципальном уровне эффективных форм работ, мероприятий по решению проблем молодых семей, пропаганде здоровых семейных отношений. Отдельно был выделен вопрос о мерах, направленных на обеспечении занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями.
Участники «круглого стола» пришли к выводу о необходимости формирования молодежных совещательных структур при органах местного самоуправления как одного из важных направлений в развитии гражданской позиции у молодежи.
В заключении, заместитель Губернатора края Ольга Анатольевна Карлова подвела итог: «Под лежачий камень вода не течет. Главам районов и молодежи в муниципальных районах нужно самим принимать активное участие в решении многих вопросов, связанных с молодежной политикой».

Пресс-релиз № 227 (4371)