На главную | V съезд

V съезд депутатов Красноярского края (29 апреля 2009 года)

V съезд депутатов края: День второй

29 апреля 2009 года


29 апреля продолжил работу V съезд депутатов Красноярского края.

Сегодня пройдут заседания «круглых столов»:

— Проблемы правового регулирования и правоприменения административного законодательства на территории края;
— Проблемы занятости и общественные работы: как совместить интересы муниципалитета, работника и работодателя;
— Малокомплектные школы — проект концепции модернизации и образовательная инициатива программы государственной поддержки;
— Вопросы лекарственного обеспечения граждан: опыт и новые решения;
— Пути повышения эффективности мер государственной поддержки агропромышленного комплекса края в современных условиях;
— Задачи координации действий органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по противодействию коррупции.

В 11.30 на пресс-конференции итоги заседаний «круглых столов» подведут заместитель председателя Законодательного Собрания А. Ромашов, председатель комитета по образованию, науке и культуре В. Нечаев, председатель комитета по здравоохранению, спорту и туризму С. Натаров.

В 12.00 пройдет второе пленарное заседание: выступления представителей «круглых столов», принятие резолюции V Съезда депутатов Красноярского края, утверждение положения об Ассоциации по взаимодействию представительных органов местного самоуправления и государственной власти Красноярского края в новой редакции, формирование нового состава Координационного Совета Ассоциации.

В 14.00 — пресс-конференция, посвященная итогам работы V съезда депутатов края.

Поддержку сельского хозяйства необходимо скоррдинировать

29 апреля, в рамках V Съезда депутатов Красноярского края прошел круглый стол «Пути повышения эффективности мер государственной поддержки агропромышленного комплекса края в современных условиях».
Статистику по состоянию дел в сельском хозяйстве представила Наталья Пыжикова, заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики. По ее словам, в рейтинге регионов Сибирского федерального округа Красноярский край занимает первое место по урожайности. За период с 2006 по 2008 годы объем средств государственной поддержки, направленный на развитие агропромышленного комплекса края, вырос в 2,2 раза. Производство валовой продукции сельского хозяйства увеличилось в 1,8 раза. Валовой сбор зерна в 2008 году на 45 процентов превысил показатели 2006 года.
Однако нельзя не отметить, что до сих пор присутствуют и отрицательные моменты. Снижается поголовье скота и птицы. Принципиально не изменилась ситуация с привлечением и закреплением специалистов на селе. Предусматриваемые меры по социальному, инженерному, жилищному обеспечению села носят несогласованный характер. Кредитная политика банковского сектора пока не ориентирована на развитие сельского хозяйства: повышение процентных ставок при падении спроса на сельскохозяйственную продукцию может привести к потере имущества, переданного в залог, и, как следствие, к банкротству и ликвидации сельхозпредприятий.
В настоящее время назрела необходимость кардинального пересмотра государственных подходов к сельскохозяйственной сфере экономики. Необходим переход от мер поддержки — субсидирования отдельных статей затрат сельхозпроизводителей, к решению задачи развития сельского хозяйства в крае. Глава Сухобузимского района Виктор Влиско заявил: «Я считаю, что мы должны выработать свою региональную программу поддержки агропромышленного комплекса. Без этого невозможно говорить об эффективности».
Как отметил ведущий круглого стола, депутат Законодательного Собрания Александр Дамм, среди предложенных в ходе круглого стола мер — разработка концепции государственной поддержки агропромышленного комплекса края, выделение средств краевого бюджета на реализацию этой программы, продолжение работы по привлечению и закреплению специалистов на селе, разработка мер государственного стимулирования процесса интеграции предприятий — производителей сельхозпродукции, перерабатывающих предприятий и предприятий торговли, а также ряд других предложений. В ближайшее время Правительство Красноярского края и органы местного самоуправления получат полный перечень рекомендаций, сделанных в ходе круглого стола, для их последующей реализации.

Впечатления от заседания «круглого стола» остались противоречивыми

Круглый стол, посвященный эффективности государственной поддержки экономики в современных условиях у организаторов съезда вызвал неоднозначное мнение. По мнению председателя комитета по экономической политике Законодательного Собрания Михаила Васильева, «обратная связь», которая предполагалась при выступлениях делегатов и приглашенных на съезд, не совсем получилась. Круг проблем не являлся новизной для Законодательного Собрания. Все они с определенной периодичностью обсуждались и обсуждаются на заседаниях комитетов краевого парламента.
Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Валерий Семенов вынужден был выступить с репликой, в которой выразил свою позицию: «Мы сейчас живем в режиме военного времени. Если власть и будет оказывать поддержку, то только тем, кто является хребтом на своей территории, на который нанизываются другие отрасли экономики. Это касается не только крупного, но и среднего бизнеса. Если мы поддерживаем предприятия лесопромышленного комплекса, мы поддерживаем и железную дорогу, и людей, которые работают в этой сфере. Мы должны понимать, что деньги из бюджета при поддержке бизнеса не вылетят в трубу».
Уже после заседания заместитель председателя комитета по экономической политике Всеволод Севастьянов отметил, что пока ощущается односторонняя связь: «Или мы так устроены и такой уж у нас менталитет, но муниципальная власть ждет, когда ей помогут, но при этом с ее стороны делается минимум. Государство, мол, поможет. Может, я и обобщаю, но государство — это мы и есть...»

Общественные работы — один из способов решить проблему безработицы

«Проблемы занятости и общественные работы: как совместить интересы муниципалитета, работника и работодателя» — тема «круглого стола», который состоялся в рамках V Съезда депутатов Красноярского края.
О программе содействия занятости населения рассказал министр экономики и регионального развития Алексей Иванов: «Проблема занятости населения сегодня одна из самых острых. Как вы уже знаете, на решение этих вопросов государство направляет большие средства — 43, 7 млрд рублей , из них 702 млн. рублей получит Красноярский край, так как мы смогли защитить специальные программы. Для понимания ситуации приведу статистические данные. Из почти трех миллионов жителей края, трудоспособное население составляет 1540 тыс. безработными на сегодняшний день признано 36,1 безработными. Мы ежедневно в прямом режиме общаемся с работодателями и стараемся сделать все чтобы поддержать людей, которые попали под сокращение или переведены на неполную оплату труда.
Проанализировав положение дел в отраслях, мы пришли к выводу, что меры государственной поддержки будут направлены в первую очередь в лесной комплекс, строительство и сельское хозяйство. Благодаря поддержке в лесном комплексе удалось сохранить 11 тысяч рабочих мест, а в сельском хозяйстве, рабочие места не только сохранены, но произошло увеличение на тысячу. В бюджетной сфере работает 358 тыс. человек, по нашим прогнозам сокращение составит порядка 33,2 тыс. человек.
По программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда на обучение 4 тысяч человек будет направлено 45 млн. рублей, на самозанятосить 40 млн. рублей и почти 500 миллионов на организацию общественных работ. Если удастся выполнить все мероприятия программы, то мы сможем сдержать рост количества безработных до 48 тыс. человек. Все наши действия направлены на поддержку безработных и сохранение рабочих мест».

Татьяна Бойцук — директор центра занятости г. Иланска рассказала о проблемах в реализации программы и организации общественных работ. Договоры на общественные работы центр занятости заключает с сельскими администрациями и железной дорогой. Есть проблемы как с оплатой труда, так и с заключением договоров. Сельсоветы оплачивают труд по трудовому договору, а железная дорога от объема выполненных работ. К тому же в сельских администрациях нет средств на софинансирование (пять процентов) общественных работ и выплату районного коэффициента.
«Нам дают дешевую рабочую силу, главам территорий надо активнее использовать такую возможность. От этого будет только польза и для предприятий и для государства», — сказал депутат Законодательного Собрания Юрий Лебедев.
Как метко отметил депутат Законодательного собрания Михаил Васильев: «Есть тема борьбы с безработицей, а есть действия направленные на то, что бы это явление не допускать. И второе нам гораздо важнее».
Участники «круглого стола» высказали общие проблемы для всех территорий: отсутствие стройматериалов на проведение общественных работ, низкая заработная плата, необходимость дополнительных расходов по некоторым видам работ (санитарные книжки, медосмотры и т. д.), а самое главная проблема в том, что люди с высокой квалификацией отказываются от такого вида работ.
Обсудив проблемы реализации системы мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, участники «круглого стола» выработали рекомендации органам государственной власти края и местного самоуправления, а также Правительству края.

Малокомплектные школы не могут быть закрыты распоряжением «сверху»

Решение об этом принято на круглом столе «Малокомплектные школы-проект концепции модернизации и образовательная инициатива программы государственной поддержки», состоявшегося сегодня в рамках работы V Съезда депутатов Красноярского края.
В форуме кроме делегатов съезда приняли участие депутаты Законодательного Собрания-члены комитета по образованию, науке и культуре, а также заместители министра образования края Светлана Маковская и Андрей Лученков. Обсуждение было посвящено обновленной версии «Концепции развития малочисленных общеобразовательных школ муниципальных районов Красноярского края на период до 2015 года», которая до сих пор окончательно не принята, поскольку затрагивает массу сложных, масштабных и болезненных вопросов, в области общего среднего образования.
В концепции сказано, что сущность современных законодательных и общественных требований — школьная инфраструктура должна быть устроена так, чтобы каждый ребенок независимо от места жительства получал качественное общее образование, был успешен в обучении и здоров. В то же время демографическая статистика свидетельствуют, что серьезного притока сельского населения в крае не предвидится. Учить во многих деревнях уже просто некого. А раз нет детей, возникает закономерный вопрос: для чего тогда нужна школа и учителя? В малочисленных школах наблюдается естественный процесс старения педагогических кадров, которые по вполне объективным причинам не восполняются молодыми. А материально — техническая база, как правило, давно не соответствует санитарным и пожарным нормам. В таких условиях трудно говорить о сохранении качества образовательного процесса хотя бы на приемлемом уровне. Не случайно, по словам некоторых участников круглого стола сами жители деревень, кто действительно заботится о получении своим ребенком полноценного образования, на собственных машинах возят своих детей в школы других поселков.
Обсуждение проблемы показало всю ее неоднозначность. С одной стороны как принято считать, школа в деревне это центр социальной и культурной жизни. Не будет школы — не будет деревни. Однако наличие учебного заведения вовсе не останавливает стремительный отток населения из сельской местности.
Именно поэтому по словам ведущего круглого стола — председателя профильного комитета краевого парламента Василия Нечаева, депутатский корпус связывает проблему малочисленных школ не только с модернизацией качества образования, но и с вопросами социально-экономического развития районов.
Депутаты райсоветов, многие из которых одновременно работают директорами школ, поделились своими соображениями по главной теме. Эмоциональное выступление представителя Ирбейского района Татьяны Кох сорвало аплодисменты. По ее словам, в территории уже подвозят детей в другие школы на расстоянии 32 км, хотя по норме должно быть не выше 15-ти. Кроме этого есть проблема речных переправ весной, во время разлива водоемов. Сами автобусы, в которых везут детей настолько неудобны и негерметичны, что после поездок, на одежде остается буквально сантиметровый слой пыли.
Другие участники форума добавили, что подвоз детей тянет за собой ряд других проблем: строительство гаражей, содержание водителей, организация их предрейсового медосмотра, соблюдение требований ГИБДД. Подвоз ведет к утомляемости детей, они рано встают, вынуждены ожидать пока закончатся уроки в старших классах, не могут жить полноценной школьной жизнью, например посещать кружки.
Немало головной боли управленцам от образования доставляют масса проверяющих органов, которых за последние годы стало больше, причем все их услуги платные. Не случайно оснащение их офисов не в пример лучше состояния многих школ. В связи с этим от участников форума поступило предложение: выработать единые требования

В борьбе с коррупцией, надежды на депутатов больше, чем на чиновников

Для части делегатов V съезда депутатов Красноярского края второй день работы начался с заседания круглого стола «Задачи координации действий органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по противодействию коррупции». Руководил его работой заместитель председателя Законодательного Собрания Алексей Клешко. Свою позицию высказали заместитель Губернатора края Игорь Черноков, депутаты краевого парламента Юрий Швыткин и Николай Фокин, представители прокуратуры, УВД, научного сообщества, а также депутаты районного и поселкового уровня.
Участники круглого стола обсудили особенности федерального закона по противодействию коррупции и основные положения аналогичного краевого законопроекта, заслушали информацию о предпринимаемых правоохранительными органами мерах и внесли свои предложения по предупреждению подобных преступлений.
Президент РФ Дмитрий Медведев еще в июле прошлого года утвердил национальный план по противодействию коррупции, который включает в себя всю систему мер, призванных справиться с этой проблемой. Первым шагом для борьбы с коррупцией стало принятие федерального закона. Он определяет понятие коррупции и конфликта интересов. Кроме того, он налагает на государственных и муниципальных служащих ряд новых обязательств: предоставлять работодателю сведения о доходах и имуществе, сообщать о попытках склонить его к взятке или другому правонарушению, информировать о возможном конфликте интересов.
Вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко сообщил и готовящемся краевом законе «О предупреждении коррупции в органах власти Красноярского края». Каждый участник круглого стола получил возможность ознакомиться с ним и представить свои соображения. Законопроект предлагает целый комплекс совершенно новых мер. Так, например, он предполагает проведение антикоррупционных мониторинга и экспертизы. Мониторинг коснется деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Его задача — выявить распространенность коррупции и оценить эффективность мер, предпринимаемых по борьбе с нею.
Антикоррупционной экспертизе может быть подвергнут любой нормативно-правовой акт. В проекте закона перечислены факторы, которые будут причиной для подобной экспертизы. Среди них — отсутствие в документе четкого порядка принятия решения или исчерпывающего перечня оснований для отказа в реализации права. «Для того, чтобы работа по противодействию коррупции была эффективной, — резюмировал Алексей Клешко, — необходимо взаимодействие всех органов власти».
Представители краевой прокуратуры и главного управления внутренних дел рассказали о результатах своей работы и привели примеры распространенных нарушений. Так, например, прокуратура только за три месяца 2009 года выявила больше 1800 правонарушений, по итогам проверок заведено 37 уголовных дел, вынесены представления об освобождения от должности 323 специалистов. Большинство нарушений связаны с несоблюдением закона о муниципальной службе. В Балахтинском районе от должности освобожден первый заместитель главы районной администрации. Пятнадцать лет он проработал по поддельному диплому о высшем образовании. В Кежемском районе заместитель главы одновременно являлся учредителем коммерческой организации, которая регулярно участвовала в конкурсах на размещение муниципального заказа. После проверки прокуратуры он был привлечен к дисциплинарной ответственности.
По информации краевого ГУВД, с начала года возбуждено шесть уголовных дел, связанных с мошенничеством или получением взятки. По одному из дел размер взятки достигал пяти миллионов рублей.
Значительное внимание участники круглого стола уделили мерам по противодействию коррупции. Заместитель Губернатора края Игорь Черноков озвучил позицию исполнительной власти: «Говоря о противодействии коррупции, мы говорим о системе мер, которая позволит сделать открытой деятельность органов власти и отдельных институтов. Мы говорим о комплексе уголовно-процессуальных мер органов внутренних дел, направленных на ликвидацию конкретных нарушений». Он рассказал о действующих при Губернаторе и Правительстве края комиссиях, которые отслеживают соблюдение законодательства о государственной службы и возникновения конфликтов интересов. Игорь Черноков предложил в каждом районе края разработать свой порядок мер по противодействию коррупции и проводить экспертизу всех действующих нормативно-правовых актов. Но все эти шаги останутся бесполезными, по мнению заместителя Губернатора, если не заниматься повышением правовой культуры граждан.
Об опыте своих территорий рассказали делегаты съезда. Депутаты Иланского городского совета тщательно проверяют подготовку документов на всех этапах, участвуют в конкурсных комиссиях по размещению муниципального заказа. В Уярском районе народные избранники стремятся сделать свою деятельность максимально прозрачной за счет постоянных встреч с населением, информирования через СМИ и библиотеки. Председатель Шушенского поселкового совета Наталья Чернобурова подняла серьезную проблему, с которой сталкиваются депутаты в районах. Нередко у главы муниципалитета гораздо больше рычагов влияния на представительные органы, чем у депутатов на главу, и многие факты попросту замалчиваются.
По итогам круглого стола участники подготовили перечень рекомендаций для всех органов, участвующих в противодействии коррупции. Рекомендации коснулись обеспечения прозрачности деятельности органов власти, проведения антикоррупционных экспертиз, поощрения служащих за результаты работы, а также проверок достоверности сведений об их доходах, имуществе, образовании. Алексей Клешко особо подчеркнул роль депутатов на местном уровне: «Наша надежда на депутатский корпус. Депутаты не связаны своеобразным кодексом „этики“ чиновников, они несут большую ответственность перед своими избирателями. Они должны взять на себя функцию будирования вопросов, связанных с коррупцией».

Лекарственное обеспечение граждан: опыт и новые решения

В рамках V Съезда депутатов Красноярского края прошел круглый стол «Лекарственное обеспечение граждан: опыт и новые решения». Председатель комитета по здравоохранению, спорту и туризму Законодательного Собрания края Сергей Натаров выступил перед участниками дискуссионной площадки.
Он отметил: «В Законодательном Собрании ежедневно депутаты занимаются проблемами лекарственного обеспечения. Проблема связана с огромным количеством нормативно-правовых актов, как местных, так и федеральных. Такой „тяжелый“ от документов механизм имеет свои минусы.
Вы как представители муниципальных образований знаете эту проблему ближе и детальнее. Этот круглый стол проводится для того, чтобы сформулировать конкретные предложения и к Законодательному Собранию, и к органам представительной власти федерального уровня, и к муниципальным законодателям».

С отчетом о том, какие мероприятия проводятся сейчас в регионе по более успешному обеспечению граждан лекарствами выступил заместитель министра здравоохранения Красноярского края Борис Немик. Он подчеркнул: «На настоящий момент в этой сфере существует несколько наиболее социально чувствительных моментов. Во-первых, это проблема, которая касается безопасности и качественности лекарств, следующий серьезный момент — это льготное обеспечение, наконец, вопрос стоимости и доступности медикаментов.
На федеральном уровне рассматривается пакет антикризисных мер в сфере лекарственного обеспечения. Одним из предложений является внедрение государственной регистрации цен на медикаменты. Это значит, что фирмы, участвуя в конкурсе на поставку лекарств, должны заранее заявлять и стоимость медикаментов.
На краевом уровне сейчас проводится мониторинг цен на лекарственные средства. На настоящий момент эта работа включает уже около 500 наименований. Также ведутся переговоры с ведущими производителями медикаментов, результатом которых должно стать соглашение по фиксации цен на лекарства по централизованным закупкам как за счет бюджетных средств, так и за счет средств ОМС.
Мы сейчас рассматриваем возможность 100% предоплаты по поставке льготных лекарств в край».
Представители муниципальных образований рассказали о проблемах каждой конкретной территории. Среди основных — невозможность оперативной поставки необходимых лекарств в отдаленные районы, слишком длительная для больных людей отсрочка по рецептам. А также переход федеральных льготников в компетенцию краевой власти, из-за которой краевой бюджет не всегда может оперативно компенсировать потребности в лекарствах жителей регионов.
Стоит отметить, что несмотря на существующие проблемы Красноярский край по многим позициям успешно справляется с функцией лекарственного обеспечения. Так, по информации Бориса Немика, ежедневно в крае выписывается около 6000 рецептов, из которых всего треть идет на отсроченный отпуск. Коме того, в регионе по сравнению со всей страной наблюдается невысокий процент людей, которые пошли на монетизацию льгот. Таким образом, люди не лишили себя возможности получать льготные и качественные медикаменты.
Подводя итог круглого стола, Сергей Натаров подчеркнул, что все высказанные участниками Съезда предложения будут изучены и использованы профильным комитетом Законодательного Собрания Красноярского края.

Пресс-релиз № 231 (4375)