На главную | V съезд

V съезд депутатов Красноярского края (29 апреля 2009 года)

Рекомендации «круглого стола» по теме «Пути повышения эффективности мер государственной поддержки в современных условиях»

30 апреля 2009 года


Депутаты V Съезда депутатов Красноярского края, обсудив доклады и выступления участников круглого стола, отмечают следующее.
За период с 2006 по 2008 годы объем средств государственной поддержки, направленный на развитие агропромышленного комплекса края, вырос с 1 468,8 млн.рублей до 3 251,6 млн.рублей (в 2,2 раза).
Производство валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличилось с 34,4 млрд.рублей до 60,8 млрд.рублей (в 1,8 раза).
Валовой сбор зерна в 2008 году на 45 процентов превысил показатели 2006 года. Молока произведено 104,9% к уровню 2006 года, мяса на убой — 104,8%, яиц — 110,1%.
Средний надой на 1 корову в сельхозорганизациях составил 108,3% к уровню 2006 года.
Удельный вес прибыльных предприятий в общем числе хозяйств по итогам 2008 года составил 91,3 процента против 74,6 процентов 2006 года.
Средняя заработная плата возросла на 3 422 рубля и составила 7 296 рублей в месяц. Однако она остается одной из самых низких по отраслям экономики и составляет только 38 процентов от средней заработной платы по краю.
При увеличении площади зерновых и зернобобовых культур на 2,7%, общего увеличения посевных площадей сельскохозяйственных культур не произошло. В сельхозорганизациях поголовье крупного рогатого скота сократилось на 6 процентов (в целом по краю на 2,2%), коров — на 3 процента, поголовья птицы — на 1,4%.
Несмотря на увеличение в 6,5 раз ассигнований на компенсацию части затрат на приобретение техники, обновление машинотракторного парка идет крайне медленными темпами. Отсутствие достаточной технической оснащенности не позволяет хозяйствам достигнуть высокой эффективности производства.
Рыночные способы установления цен и тарифов на электроэнергию и нефтепродукты привели к усиленному вымыванию оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей.
Принципиально не изменилась ситуация с привлечением и закреплением специалистов на селе.
Предусматриваемые меры по социальному, инженерному, жилищному обеспечению села носят несогласованный характер.
Кредитная политика банковского сектора пока не ориентирована на развитие сельского хозяйства: повышение процентных ставок в ситуации падения спроса на сельскохозяйственную продукцию может привести к потере имущества, переданного в залог, и, как следствие, к банкротству и ликвидации сельхозпредприятий. В настоящее время назрела необходимость кардинального пересмотра государственных подходов к сельскохозяйственной сфере экономики. Необходим переход от мер поддержки — субсидирования отдельных статей затрат сельхозтоваропроизводителей, к решению задачи развития сельского хозяйства, что возможно только при наличии стратегии развития сельского хозяйства в крае.

Обсудив состояние агропромышленного комплекса края, эффективность мер, принимаемых в целях увеличения производства сельхозпродукции и повышения ее качества, улучшения финансового состояния сельхозтоваропроизводителей, повышения производительности труда, депутаты V Съезда депутатов Красноярского края — участники круглого стола РЕШИЛИ РЕКОМЕНДОВАТЬ:

1. Внести в постановляющую часть Резолюции V Съезда депутатов Красноярского края следующие предложения:
1.1. Рекомендовать Правительству края:
1.1.1 Разработать концепцию государственной поддержки агропромышленного комплекса края как основополагающего документа для дальнейшей разработки и реализации стратегических и тактических задач, направленных на развитие сельскохозяйственного производства. В основу концепции должны быть положены следующие принципы:
 предоставление средств государственной поддержки с учетом особенностей агроклиматического районирования — научно обоснованной структуры производства сельхозпродукции в районах края;
 ориентация государственной поддержки на субсидирование единицы произведенной товарной продукции (1 тонны мяса, молока и т.п.) с учетом транспортной доступности до места переработки и реализации без введения ограничений по объемам производства, сохранению поголовья и иным показателям производственно-хозяйственной деятельности субъектов АПК;
 выделение приоритетных направлений государственной поддержки, обеспечивающих совершенствование и внедрение новых технологий сельскохозяйственного производства, техническое перевооружение отрасли.
1.1.2 Обеспечить выделение средств краевого бюджета на реализацию мер государственной поддержки в объемах, обеспечивающих не только нивелирование существующего диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленных предприятий, но и развитие сельского хозяйства края.
1.1.3 Разработать систему государственной поддержки инновационных инвестиционных проектов в отраслях АПК края в целях эффективного развития производства, переработки и реализации сельхозпродукции.
1.1.4 Разработать меры государственного стимулирования процесса интеграции предприятий — производителей сельхозпродукции, перерабатывающих предприятий и предприятий торговли.
1.1.5 Разработать инвестиционный паспорт АПК края в целях информационного обеспечения потенциальных инвесторов агропромышленного сектора, повышения инвестиционной привлекательности края.
1.1.6 Рассмотреть возможность принятия и реализации целевых программ по заготовке и переработке в крае лесных пищевых ресурсов, рыбы, поддержке пчеловодства.
1.1.7 Продолжить работу по привлечению и закреплению специалистов на селе.
1.1.8 Разработать и реализовать проекты по производству на предприятиях края, включая сборочные производства, почвообрабатывающих, кормозаготовительных и иных сельхозмашин, необходимых для деятельности субъектов агропромышленного комплекса края.
1.1.9 Рассмотреть возможность принятия комплексной программы по развитию сельских территорий края, учитывающей их отраслевую специфику. Создать условия для развития малоэтажного жилищного строительства на селе, увеличить объемы предоставления бюджетных инвестиций на строительство малоэтажного жилья.
1.1.10 Рассмотреть вопрос о создании условий для стимулирования приобретения сельскохозяйственной техники на условиях федерального лизинга.
1.1.11 Создать систему информационно-консультационного и научно-прикладного обеспечения организаций АПК края, осуществляющую комплекс работ по внедрению высокоэффективных технологических, экономических, организационно-правовых схем.
1.1.12 Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением об установлении специальных (льготных) тарифов на электроэнергию и цен на горюче-смазочные материалы для сельхозтоваропроизводителей.
1.1.13 Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации с предложением о переносе сроков погашения задолженности по кредитам, полученным в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
1.1.14 Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением по упрощению процедуры выделения лесосек сельхозтоваропроизводителям.

1.2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать муниципальные программы развития сельскохозяйственного производства, в том числе поддержки пчеловодства, кролиководства, сбора и переработки дикоросов.

2. Поручить Юртаеву Николаю Марковичу — главе Балахтинского района выступить на втором пленарном заседании V Съезда депутатов Красноярского края с докладом о работе круглого стола и предложениях в Резолюцию V Съезда депутатов Красноярского края.